Наш Евгений Поддубный
Шокирующая весть о гибели военкора ВГТРК Евгения Поддубного, которого хорошо знают в Южной Осетии, к счастью, оказалась ложной. Журналист находится в надежных руках медиков и идет на поправку.
Такое сейчас время, когда международные конвенции перестали гарантировать неприкосновенность журналистам, тем, кто по долгу службы или зову сердца находится на войне, хоть и без оружия. Плашка на автомобиле и надпись на жилете «PRESSA» уже перестали защищать военных корреспондентов от пуль и снарядов. Эту надпись даже стараются не использовать опытные военкоры, работающие на СВО РФ на Украине, и дело не в том, что она бесполезна, а в том, что этот указатель наоборот делает журналиста мишенью украинских снайперов и операторов дронов. Теперь главное – не выделяться, максимально слиться с простыми жителями и не привлекать к себе внимания принадлежностью к журналистскому кругу. На российских журналистов охотятся на СВО, об этом много говорилось представителями российских властей на всех уровнях. Безнаказанность и отсутствие реакции со стороны международных организаций еще больше развязывают руки украинским националистам, для которых российские военные корреспонденты являются такими же солдатами, как и все остальные военнослужащие ВС России. Только с еще более сложными задачами – все время быть в эпицентре самых горячих событий, отслеживать их и сообщать всему миру, свидетельствовать о военных преступлениях, поскольку современные технологии и, особенно, отсутствие совести позволяют преступникам переврать все, что угодно. Корреспондентов наиболее важных и влиятельных СМИ отслеживают всеми возможными способами, устраивают против них теракты, атакуют их транспорт беспилотниками, а там, где невозможно достать их, совершают против них диверсии «фейками», стараясь свести к минимуму ценность передаваемой ими информации. Как заявил Президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями мировых информационных агентств два месяца назад, в зоне Специальной военной операции на Украине погибло по меньшей мере 30 российских журналистов.
В апреле этого года в результате атаки FPV-дрона в зоне Спецоперации погиб военный корреспондент «Известий» Семен Еремин. Также в зоне СВО погибли журналист телеканала «Россия 24» Борис Максудов, военный корреспондент РИА Новости Ростислав Журавлев, сотрудник пресс-службы Росгвардии Сергей Постнов, журналист и продюсер телерадиокомпании «Таврия» Олег Клоков, журналист и политолог Дарья Дугина, обозреватель издания RuBaltic Алексей Ильяшевич, корреспондент NEWS.ru Никита Цицаги, оператор НТВ Валерий Кожин и другие. Расследовать все факты гибели российских журналистов пока нет возможности, но все признаки указывают на то, что они не были случайны.
Заслуженному журналисту РФ Евгению Поддубному на днях исполнится 41 год, много это или мало для журналиста, зависит от насыщенности его биографии и достигнутых вершин. Евгений достиг стольких профессиональных высот, что хватило бы на несколько жизней, он успел стать широко известной личностью не только в медийной среде, но и среди зрителей и читателей, тщательно отбирающих ресурсы, которым точно можно доверять в эпоху тотальной дезинформации всего, что касается военных конфликтов и не только. Для нас, к примеру, естественно, что в поисках достоверной информации мы обращаемся только к «своим» людям в российских СМИ, проверенным годами войн и мира в Южной Осетии – таким, как Евгений Поддубный, Антон Степаненко, Руслан Гусаров, Александр Сладков, Александр Коц и многим другим, которые многие годы работали в Цхинвале вместе со своими съемочными группами и рисковали жизнью не раз, чтобы сообщить миру правду о событиях в Южной Осетии.
Евгений Поддубный родился в Белгороде, так что эту войну он чувствует, что называется, изнутри. По образованию он психолог, а по призванию ощущал себя журналистом еще с юности, когда смотрел репортажи Антона Степаненко и Александра Сладкова и очень хотел заниматься именно тем же. Так что работать он пошел в Дирекцию информационных программ телеканала «ТВ-Центр» и за этот период несколько лет освещал военные события в Южной Осетии. С сентября 2011 года – специальный корреспондент ВГТРК («Россия-24»), где также является автором и ведущим передачи «Война». Работал в Чечне, Абхазии, Сирии, Ираке, Украине. Евгений снял более десятка документальных фильмов, в том числе фильм о российских миротворцах в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье «Война за мир», и о других событиях в различных горячих точках мира. Поддубный ведет свой телеграм-канал с новостями об СВО, у него около 800 тысяч подписчиков, которых становится все больше. Он обладатель трех премий ТЭФИ, а среди множества его медалей и орденов есть Орден Дружбы Республики Южная Осетия. В ходе российской военной операции в Сирии руководители ИГИЛ предлагали большие деньги за убийство российских журналистов, освещавших события в Сирии, в том числе за Евгения Поддубного.
Вечером 7 августа 2024 года в мессенджерах и социальных сетях появились не оставлявшие надежды сообщения о гибели Жени по дороге в город Суджу, где велись бои с прорвавшимися на территорию Курской области подразделениями ВСУ. Многие наши соотечественники потом уже, когда печальное известие было опровергнуто, признались, что восприняли эту новость точно так же, как восприняли бы весть о гибели осетинского бойца из добровольческих батальонов на СВО: «Наш Женя Поддубный!» А вскоре в интернете появились абсолютно невероятные видеокадры с регистратора встречной машины, где через дорогу переходит, пошатываясь, человек с окровавленным лицом, а сзади остается в кювете полыхающая огнем машина, из которой то ли выпал, то ли выбрался раненый в результате атаки украинского дрона Евгений, который сам был за рулем автомобиля. В спасении его жизни приняло участие много разных людей, лицо его сильно пострадало, он получил ожоги 20% поверхности тела, черепно-мозговую травму и химический ожог дыхательных путей от той гари, которую успел вдохнуть после взрыва. «Крепкий мужик!» – сказали медики с уважением.
Журналистов, конечно, не готовят к тому, чтобы в особых случаях воспользоваться оружием, их как бы охраняют другие средства – особые международные документы о защите журналистов, которые исходят из высокой роли СМИ в информировании общественности о нарушениях национального и международного права и страданиях людей в ситуациях конфликта. Правительства обязаны защищать журналистов в зоне вооруженных конфликтов, независимо от того, из какой страны они направлены. Однако этого не происходит. Информационные войны в современном мире являются самыми результативными и самыми кровопролитными в том смысле, что теряется вера в гуманность, в человечность, в справедливость. О том, как сильно он разочаровался в своей профессии, рассказывал сам Евгений Поддубный еще пару лет назад в программе Бориса Корчевникова «Судьба человека», и объяснил это на примере событий войны в Южной Осетии августа 2008 года.
В Южную Осетию Поддубный приезжал делать репортажи уже с летней войны 2004 года, журналистов российских ресурсов было много, они обживали свои временные корпункты, привыкали к городу, выезжали на позиции, знакомились с людьми и… играли в футбол. В то лето состоялся памятный матч по мини-футболу, кстати, по инициативе газеты «Республика» (тогда еще «Молодежь Осетии»), между сборной журналистов Южной Осетии и журналистами России, практически первая международная встреча для Южной Осетии на уровне сборных. За Россию играли: Роман Бабаян (ОРТ), Евгений Поддубный (ТВЦ), Андрей Медведев (РТР), Денис Алексеев (ОРТ), Дмитрий Калиниченко (НТВ), Алексей Хорьков (РТР), Андрей Богонатов (РТР), Иван Кужельков (НТВ), Андрей Нехорошев (НТВ), из-за нехватки игроков (не все журналисты успели прибыть с заданий к началу матча) им помогал Сослан Бекоев (Комитет информации и печати РЮО). За Южную Осетию выступали: Андрей Кочиев, Олег Икаев, Сослан Гассиев, Василий Мирзаев (все – «Республика»), Александр Келехсаев («Южная Осетия»), Рудольф Медоев (радио «Нæ улæн»), Джони Техов, Батрадз Хуриев, Арнольд Харебов, Тамерлан Кусраев (все – ГТРК «Ир»). Команды запечатлены на историческом фото после того, как матч закончился вничью, где на переднем плане с призом в руке – молодой Евгений Поддубный.
После событий 2004 года, группы журналистов приезжали в Южную Осетию постоянно, оставаясь на пару месяцев, потому что ситуация была тревожная и требовала постоянного мониторинга и освещения. Так что к 2008 году Цхинвал стал для Евгения Поддубного почти родным городом, где он многих знал и воспринимал как близких людей. По признанию Евгения, именно в Цхинвале он впервые почувствовал всю фальшь западной медийной машины, которая призывала учиться объективности на примере CNNи BBC, оставаться беспристрастным в любой ситуации. «В Южной Осетии я понял, что нас обманули, наивных и доверчивых русских ребят. Для меня это было жутко, что вот мой коллега, западный журналист, рассказывает, показывая мои же кадры Цхинвала, что это российские войска бьют по Грузии... Вот это кадры из госпиталя Цхинвала, который находился в подвале республиканской больницы. А знаете почему? Потому, что 1-2-3 этажи больницы обстреливали грузинские танки. Я не знаю, зачем они это делали, военного смысла в этом не было. Но всех людей переместили в подвальный этаж, реанимация вообще не работала, потому что ее нельзя переместить, и вот мы это старались показать буквально с посылом, что нельзя же так врать! Оказалось – можно. Я тогда впервые увидел, как сотрудники ОБСЕ в Цхинвале за два часа до того, как грузинский президент-преступник М. Саакашвили открыл огонь по спящему городу, сели в свои красивые белые джипы и на полной скорости уехали в сторону Гори. Потом я видел это много раз в разных местах, на Донбассе, в частности. И это мировое лицемерие для меня стало жутким толчком к тому, чтобы полностью пересмотреть свое отношение к профессии. Во-первых, я уяснил, что нет никакой независимой журналистики, есть человек, который что-то рассказывает зрителям, исходя из собственных убеждений и морально-этических норм. И второе – то, что формулировка «идет информационная война» – не придуманная страшилка, это настоящая информационная война, когда невиновного делают виновным».
Российским журналистам пришлось нелегко – и в физическом, и моральном смысле. Несколько журналистов были ранены: Александр Сладков, Александр Коц, оператор Леонид Лосев, звукооператор Игорь Уклеин и другие. Они увидели много смертей среди мирного населения, в то время как им звонили из редакций и говорили, что грузины утверждают, что в Цхинвале нет никаких жертв, и что, мол, это российская пропаганда врет о сотнях убитых. «Я тогда понял, что если мы не передадим эти кадры, у нас украдут нашу Правду. Нельзя просто так убивать женщин и детей!» – говорил Евгений.
В какой-то момент стороны договорились о предоставлении российским журналистам коридора безопасности для того, чтобы покинуть пылавший город. Но очень многие из них остались, о чем мы уже не раз писали, в том числе Евгений Поддубный, Антон Степаненко, Руслан Гусаров, Вадим Гончаров и многие другие. Нельзя сказать, чтобы мир окончательно узнал и принял правду о Цхинвале, которую сообщали российские корреспонденты буквально из-под огня. «Но есть ощущение, что, по крайней мере, часть тех людей за рубежом, которые принимают решения, были вынуждены признать, что грузинский президент напал на мирных людей, а Россия была спровоцирована жестко ответить. Я абсолютно точно знаю, что правда на нашей стороне», – сказал Евгений.
Поддубный высоко оценил и роль ополченцев в войне августа 2008-го года. В первые дни после войны газета «Республика» взяла интервью у Евгения, в котором он в частности сказал: «Конечно, российская армия сыграла важную роль в этой войне. Но эти двое суток, пока все мы ждали российские танки, важно было удержать Цхинвал. Ополченцы подарили нам эти двое суток, и меньше, чем подвигом это назвать нельзя: превосходящие, мягко говоря, силы противника, двоесуток штурма, артиллерийские и авиационные удары. Тем не менее, в этой ситуации нашлись бойцы, которые спасли нам всем жизнь, и в частности, журналистам, на тот момент находящимся в пылающем Цхинвале»...
Мы желаем Евгению Поддубному, большому другу Южной Осетии, скорейшего полного выздоровления, крепкого здоровья и мирного неба всем российским журналистам. Потому что, надо же провести ответный матч между футбольными командами СМИ J.
Инга Кочиева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.