О Пора Джиоеве, увековечивании его памяти и Аллее национальной славы юга Осетии

4-03-2024, 13:37, Аналитика [просмотров 388] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

О Пора Джиоеве, увековечивании его памяти и Аллее национальной славы юга ОсетииВ конце января на ленте ИА «Рес» со ссылкой на пресс-службу Администрации города Цхинвал прошла информация о том, что в столице Южной Осетии появится бюст видного общественного и культурного деятеля конца XIX – начала ХХ веков, священника и рецензента Христофора Джиоева (Пора). С данной инициативой в мэрию обратились представители фамильного фонда Джиоевых, Гиоевых и Дзиоевых с просьбой о выделении земельного участка для установки бюста Пора Джиоева. При этом отмечалось, что представители фамилии Джиоевых все расходы по изготовлению бюста берут на себя. В итоге для памятника была выбрана площадка в пределах небольшого сквера напротив храма Рождества Пресвятой Богородицы. В ос-нове решения в пользу данного места членами Комиссии по переименованию улиц, площадей, скверов и установке памятников при администрации Цхинвала было то, что в сквере «уже есть бюст известного просветителя Иуане Æгъуызаты (Габараты), который так же, как и Джиоев занимался религиозной и просветительской деятельностью». При этом отметим, что в этом небольшом сквере, помимо бюста Иуане Æгъуызаты, уже установлены скульптурная композиция в память пропавших без вести граждан РЮО и памятный камень о событиях геноцида 1920 года.

 

Безусловно, желание увековечить память Пора Джиоева – добрая инициатива, поскольку Пора является ярким представителеминтеллигенции начала прошлого века и оставил значимый след в истории осетинского народа. Также отрадно, что фамилия Джиоты активно продвигает историю своей фамилии. В конце прошлого года, к примеру, для широкой общественности был представлен документальный фильм об истории фамилии и ее известных представителях. А недавно фондом осуществлено переиздание книги сотрудника ЮОНИИ Ирины Бигулаевой «Пора Джиоев». Такая общественная активность представителей фамилии достойна подражания. Но, признаться, в данном случае не совсем понятно решение Комиссии при Администрации города. Для чего в небольшой скверик, где уже имеются два памятника, устанавливать еще один? В таком небольшом месте, фактически на «пятачке» это, образно говоря, «перенаселение». Да и аргумент о соседстве с Иуане Æгъуызаты не выглядит весомым. Ведь Пора Джиоев помимо того, что был священником в царское время, в советский период являлся еще и первым директором Национального музея. Исходя из такой же логики, бюст в таком случае можно установить и перед зданием музея…

Другое дело, что с подобными решениями спешить не следует. Чтобы не получилась ситуация как с бюстом Расула Гамзатова, ведь установка его изваяния на Привокзальной площади попросту не поддаётсялогике (качество самой работы – тема отдельного разговора). Много суждений также вызвала и недавно открывшаяся аллея в Большом парке – претензии тут к выбору самого места, к «сумбурному» подбору (должна присутствовать определенная общность, направленность), безусловно, знаковых для Осетии личностей, и опять-таки их неудачное исполнение, поскольку некоторых можно идентифицировать только благодаря имеющимся табличкам.

В этой связи еще раз хочется напомнить об идее, которая не раз была озвучена газетой «Республика» – установке перед зданием Центральной библиотеки – Аллеи национальной славы. Таково было рабочее название череды из восьми бюстов представителей национальной интеллигенции начала прошлого века, среди которых свое место, безусловно, занял бы и Пора Джиоев.

Напомним, что еще три года назад нами было предложено расположить на данной территории, прилегающей к зданию Национальной библиотеки, бюсты восьми представителей т.н. «золотой интеллигенции», которые работали над развитием и просвещением в разных сферах жизни юга Осетии. Были проведены предварительные замеры, обсуждена сама композиция, вплоть до определения заднего фона аллеи, и даже начата работа над бюстом Рутена Гаглоева. Забегая вперед, отметим, что бюст выдающегося представителя Осетии давно готов (скульптор Сармат Зассеев), при этом во время работы проходили консультации с родственниками Рутена Несторовича, которые одобрили итоговое изображение.

К слову, уже тогда в соцсетях помимо поддержки самой идеи, порой высказывалось и мнение, что место не совсем подходящее, поскольку рядом находится малый рынок. При этом почему-то никого не смущает, что перед этим самым рынком находится собственно здание Национальной библиотеки (!). Кроме того, в этих же стенах работает Министерство культуры, Посольство Абхазии в Южной Осетии, а во время выборных кампаний в здании Национальной библиотеки располагается пресс-центр Центральной избирательной комиссии РЮО. Получается, что только для создания аллеи данное место из-за базара «не целесообразно», а во всех остальных случаяхприемлемо? Между тем, при выборе места для создания аллеи ярких представителей национальной интеллигенции привязка шла именно к Центральной библиотеке, что было бы символично, поскольку все они в той или иной степени являлись просветителями.

И еще небольшой момент. Аллею предлагалось расположить справа от центрального входа в здание. А слева от лестницы автономно – скульптуру Анахарсиса, имя которого носит библиотека. Известного скифского мыслителя предполагалось изобразить сидячим, задумчивым, в греческом одеянии. Впрочем, этот проект предполагался на будущее, после осуществления пока идеи с аллеей.

Ниже приводятся краткие справки о знаковых личностях прошлого, которых предлагалось запечатлеть на Аллее национальной славы (по алфавиту).

Ванеев Захарий (Шакро) Николаевич (1888-1963). Научный и общественный деятель, просветитель, доктор исторических наук, профессор, основоположник юго-осетинской исторической науки. Один из основателей и директор Юго-Осетинского научно-исследовательского института, который носит его имя. Кроме того, один из инициаторов открытия осетинской гимназии в Цхинвале, один из основателей Цхинвальского педагогического института (ныне ЮОГУ), в котором работал лектором, после руководил институтом. Являлся Народным комиссаром просвещения Юго-Осетии. Автор множества научных трудов по истории Осетии. Публицист.

Гаглоев Рутен Несторович (1888-1937). Общественно-политический деятель, инженер, писатель, публицист. Автор проекта перевальной дороги с тоннелем через Главный Кавказский хребет, которая в будущем стала ТрансКАМом, соединив север и юг Осетии. Участник Первой мировой войны, ушел из армии в звании унтер-офицера. Член Национального совета Южной Осетии. Активный участник освободительного движения во время геноцида осетинского народа 1918-1920 гг. Возглавлял отдел промышленности Юго-Осетинского НИИ. Преподавал в Юго-Осетинском педагогическом институте. Во время работы над проектом перевальной дороги составил топонимическую карту Южной Осетии. Репрессирован. Расстрелян в 1937 году.

Джиоев Христофор (Пора) Зурабович(1873-1935). Общественный и культурный деятель, рецензент, просветитель. Неоценима роль П. Джиоева в деле издания произведений осетинских писателей в царский период. В частности, он был рецензентом сборника стихотворений Коста Хетагурова «Ирон фæндыр» и, несмотря на сильнейшее сопротивление, способствовал его изданию. Являлся одним из учредителей и первым председателем Осетинского издательского общества в Тифлисе. Был цензором газеты «Ног цард», журналов «Æфсир», «Хуры тын», всех пьес, которые ставились на сцене осетинского драмкружка. В годы советской власти – активный участник возрождения юга Осетии после геноцида осетинского народа 1918-1920 гг. Один из основателей Цхинвальского педагогического института (ныне ЮОГУ), первый директор Краеведческого музея (ныне Национальный музей).

Кочиев (Хъоцыты) Бидзина Падоевич (1879-1937). Общественно-политический деятель, ученый, просветитель, публицист, писатель, драматург, переводчик. Один из организаторов осетинского народного театра в Тифлисе, член Осетинского издательского общества, участвовал в издании осетинской газеты «Ног цард». Активный участник освободительного движения во время геноцида осетинского народа 1918-1920 гг. Был членом Ревкома. Являетсяавторомосетинского Букваря (в двух частях)ицелого ряда учебников, программ, пособий для осетинских школ, участвовал в разработке и внедрении латинского алфавита. Один из основателей осетинской гимназии, Цхинвальского педагогического института (ныне ЮОГУ) и Научно-исследовательского института (ЮОНИИ), где ра-ботал долгие годы. Репрессирован. Расстрелян в 1937 году.

Кумаритов Михаил (Кима) Давидович (1881-1969). Научный и общественный деятель, просветитель, Народный учитель. Работал во многих школах Южной Осетии, как в городе, так и на селе, также специально выехал в Кахетию для преподавания там осетинского языка. Работал заместителем заведующего Облоно Юго-Осетии. Разработал ряд учебников, методических пособий и программ.

Санакоев Иван (Уанка) Малхазович (1867-1922). Общественный деятель, просветитель, Народный учитель, знаток народного фольклора. Работал во многих школах сел Южной Осетии. После свой дом в Дзау отдал под школу, а большую часть своего земельного надела – на строительство новой школы, которая осуществлялась способом народной стройки.Преподавание шло на трех языках, в том числе французском. Сторонник системы начального образования на осетинском языке. В 1920 году был схвачен грузинами и заточен в тюрьму. Бежал на север Осетии, но в 1922 году все же был убит.

Тедеев Петр Гулич (1871-1937). Общественно-политический деятель, просветитель, публицист, переводчик. Являлся одним из учредителей Осетинского издательского общества в Тифлисе. Редактор газеты «Ног цард». В годы советской власти – активный участник возрождения юга Осетии после геноцида осетинского народа 1918-1920 гг. Работал Народным комиссаром просвещения Юго-Осетии. Один из основателей Научно-исследовательского института (ЮОНИИ), где долгие годы работал. Принимал участие в создании латинской графики, в выработке принципов осетинской орфографии. Один из основоположников хореографического искусства на юге Осетии. Репрессирован. Расстрелян в 1937 году.

Тибилов Александр Арсеньевич (1887-1937).Общественно-политический деятель, ученый, просветитель, писатель, публицист, переводчик. Один из основателей Цхинвальского педагогического института (ныне ЮОГУ), который носит его имя. Также один из основателей осетинской гимназии, Научно-исследовательского института, в которых осуществлял свою научную деятельность. Его перу принадлежит немалое количество научных и публицистических работ, словарей и пособий по орфографии. Собрал большой материал по фольклору и этнографии осетин. Возглавил специальную терминологическую комиссию. Является одним из основателей газеты «Хурзæрин» и литературного журнала «Фидиуæг». Репрессирован. Умер в застенках.

Такова была первоначальная идея. По ходу обсуждения в Аллею было предложено включить еще несколько знаковых для юга Осетии имен, если место перед зданием Национальной библиотеки позволит. В частности были названы имена просветителей: Санакоева Ивана (Нака) Левановича (1861-1932), Гулиева Ефима Сабаевича (1871-1921) Ханикаева Николая (Ника) Григорьевича (1873-1954)… Исполнять скульптурные композиции должен был прекрасный мастер Сармат Зассеев (кто не знает, он является автором мемориала Зарской трагедии). Открывать же бюсты предлагалось по мере изготовления, а не аллею в целом, поскольку чисто информационно такая подача лучше.

А. Кочиев

О Пора Джиоеве, увековечивании его памяти и Аллее национальной славы юга Осетии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Популярно