Говоря о возможном транзите через юг Алании, необходимо ставить вопрос только сквозь призму строительства железной дороги
На минувшей неделе одним из остро обсуждаемых вопросов в обществе стала «непонятная» встреча, прошедшая во Владикавказе. Обозначена она была как «заседание российско-грузинского делового совета», на котором было «вынесено предложение об открытии дороги через Южную Осетию». При этом, что интересно, представители самой Южной Осетии на встречу приглашены не были. В сообщении также указывалось, что ранее делегация данного российско-грузинского делового совета, в которую входили, в частности, вице-президент Торгово-промышленной палаты России ВладимирПадалко и глава Грузинской диаспоры России Давид Цецхладзе, посетила КПП «Верхний Ларс» на границе России с Грузией, и что Цецхладзе перед поездкой в Северную Осетию написал в соцсетях, мол, предстоящий визит «принесёт исторические результаты для наших стран, для наших народов». Здесь же добавим, что в августе текущего года директор четвёртого департамента стран СНГ Денис Гончар заявил, что Москва считает «вполне достижимым» начало транзита через Абхазию и Южную Осетию.
Напомним, что позиция нашей Республики в этом вопросе известна давно, и она не меняется – Южная Осетия должна быть представлена как полноценный партнер и, соответственно, все отношения должны быть построены на полном равноправии. По другому никак. Иными словами, вопрос транзита остается в сфере политики, и его возможное обсуждение, в первую очередь, упираются в неконструктивную позицию Грузии, которая не признает государственность РЮО.
Второй важный аспект, о котором наша газета настойчиво говорит на протяжении более десяти лет – это необходимость рассматривать возможность транзита через территорию Государства Алания только сквозь призму строительства железной дороги.
Еще в 90-х годах транзит через территорию Южной Осетии не предполагал никаких вопросов. Время было другое, да и молодая Республика в то время жила фактически за счет этой дороги. Однако после прихода к власти в Грузии М.Саакашвили вопросы транзита были нивелированы, а после августа 2008-го года и вовсе окончательно заморожены. Последний раз данный вопрос, помнится, был обозначен в уже далеком 2017 году на российско-грузинской встрече в формате «Карасин-Абашидзе», где было заявлено о реанимации договора о торговых коридорах. Но и это вскоре стало историей.
Вообще, обсуждая возможное открытие транзита, для нас, в первую очередь, во главу угла должны ставиться вопросы безопасности, поскольку открытие свободного транспортного сообщения и, как следствие, возможность доступа на территорию РЮО обязательно будут использованы грузинскими спецслужбами. Тут, как говорится, к гадалке не ходи. А это агентурная вербовка, теракты, похищение людей, что мы, к сожалению, уже проходили… И это еще опуская вопросы экологии, неизбежных заторов и т.д. Поэтому вначале мы должны определить пока для себя – что для нас важнее: поступления в казну или безопасность, к которой люди уже успели привыкнуть?
Ну и главное. В вопросах транзита всегда обсуждается заинтересованность сторон. В чем может состоять наш интерес? Это строительство железнодорожного полотна как транзитной магистрали через центр Кавказа. Иными словами если транзит – то только железнодорожный. Ведь в этомслучае и вопросы безопасности легче решать. И не надо пугаться термина «строительство», поскольку это не далекая перспектива – при современных технологиях прокладка железной дороги может занять не более двух лет. Зато тут вам и пополнения в казну, и бóльшая безопасность в сравнении с автомобильным транзитом, но главное, мы получим еще один связующий путь с севером Осетии.
Понятно, что вопрос транзита конкретно пока не стоит и проведение упомянутого заседания российско-грузинского делового совета – это своеобразный пробный камень, прощупывание почвы. Оттого и безпредставителей Южной Осетии. Но озвучивать свою позицию нам нужно уже сейчас. Четко и без вариаций. И напоминать о ней периодически, на любой площадке. Территория севера и юга Осетии – это кратчайший и выгодный путь, соединяющийЮжный Кавказ с Северным, а потому Россия сама после 2008-го года заговорила о строительстве. Ну а поскольку геополитические расклады в последние годы меняются быстро, мечта осетинского народа, возможно, тоже не за горами. И чтобы она сбылась, о ней как минимум необходимо говорить вслух. Но помнить при этом, что безопасность в любом случае важнее всего.
А. Кочиев
Рубрика «Колонка редактора»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.