Как убивали Лиахву
Лиахва – древнейшая река, в своем хронометраже жизни легко насчитывавшая множество веков. Колыбель огромного количества поколений. Она помнит и времена скифо-сармато-аланского мира, и позднее средневековье, и, конечно же, была свидетелем новейшей истории нашего народа. Сражения и битвы, личности прошлого и значимые события... Исторически города вырастают из небольших поселений на берегах рек, служивших источниками воды, транспортными путями. Так и Лиахва, долгие столетия, минимум со времен Асфагура, а это III век, питала Цхинвал и окрестности, а в разные годы являлась действенным источником городских водных ресурсов (вспомним хотя бы время, когда по нынешней улице Сталина, около здания Госдрамтеатра проходил специально созданный водный канал). Но в последние десятилетия Лиахва, которая не раз была воспета поэтами, эта чистейший источник горных ледников, куда на ее протяжении впадают также родники и минеральные источники, уже не первый год нуждается в серьезной и оперативной защите. А если быть конкретнее, то в спасении. Необходимо вернуть единение населения со своим главным водным ресурсом. Но главное – сохранить этот древний природный источник.
Лиахва всегда была достаточно полноводной. При этом еще в начале прошлого века через ее воды сплавлялся деловой лес, что служило тяжелым, но заработком для многих осетин. В новейшей же истории Лиахва была зримым разделом, своеобразной линией фронта, через который враг не должен был переступить. Говорят, что воды текут и удаляют все, что было. Но эта река для нас как история, которая хранит как печальные, так и радостные дни цхинвальцев.
Понятно, что река особенно актуальна летом. И многие десятилетия взросление молодежи Цхинвала проходило именно здесь. Возможно, поэтому и иммунитет был у людей посильнее, поскольку пользу от солнца и воды еще никто не отменял. Любой родитель в те годы, по сути, знал, где наверняка стóит искать своего ребенка. Река по-хорошему кишела подростками… Сейчас здесь тоже еще можно приметить пожилых людей, которые собираются на ее берегах и вспоминают молодость, а представители молодежи, но уже лишь единицы, купаются, развлекаются в летнюю жару. Между тем, купаться в Лиахве в последние годы категорически не рекомендуется. И именно по этой причине Лиахва, по сути, обезлюдела. Жители Цхинвала вынужденно выбирают другие водоемы, находящиеся подальше от города. Специалисты – экологи и медики в последние годы бьют в колокола, но властьимущие пока не слышат и никаких мер не предпринимают.
Дело в том, что воды реки Лиахва впоследние годы загрязняются различными вредными примесями, в основном из-за дробилок и сточных вод (канализации), плюс военная база в Дзауском районе, о чем наша газета писала неоднократно.
Царский период
В свое время леса в Южной Осетии было настолько много, что его в значительном количестве поставляли и в соседнюю Грузию. Каждую весну с началом разлива по реке Лиахве спускали бревна, составленные в плоты, и таким образом перегоняли по водной глади до самого Тифлиса. Основные лесозаготовки были в Дзауском и Кударском ущельях. Плюс Шихантурская зона, где впервые лес в промышленных масштабах начали заготавливать еще в XVIII веке.
Рекордное количество леса отправлялииз Южной Осетии в Грузию с весенним подъемом воды, в апреле-мае. Доставка древесины проходила по реке Большая Лиахва. В район селения Гуфта свозили с окрестных ущелий бревна, где их формировали в плоты. Тогда еще не былапостроена плотина Земо-Авчальской гидроэлектростанции (ЗАГЭС), и плоты гоняли беспрепятственно на всем протяжении реки Лиахва до ее впадения в Куру и дальше в Тифлис, где ее продавали на лесопильные заводы, которые в большомколичестве располагались вдоль реки Кура. Работа эта неплохо оплачивалась. При большой расторопности удавалось заработать неплохие деньги, которых могло хватить и для открытия своего дела. Однако работа сплавщика леса была тяжела и опасна. Нередки были случаи травматизма и даже гибели людей.
Выдержка из газеты «Тифлисский листок» (1901 г.): «…Некоторый заработок доставляет населению (Южной Осетии – прим.ред.) и развивающийся в последнее время лесной промысел. В ущелье произрастают хорошие сосновые и еловые леса, привлекающие сюда лесопромышленников, к которым местные жители и нанимаются. В настоящем году, например, лесопромышленники приобрели в Роке (Рук), Джомаге и Кошке (Кусджыта) более 15 тыс. бревен. Лес обыкновенно сплавляется по р. Лиахве в города Гори и Тифлис. В этом году сплавка была не особенно удачной, так как Лиахва не отличалась особенным обилием воды. Это обстоятельство принесло немало хлопот для рабочих. Последние работали по пояс в воде, не выходя даже на сушу для отдыха. Об ограждении рабочих от несчастных случаев здесь никто не думает. Многие из рабочих получили переломы и другиесерьезныеповреждения, а кошкинский рабочий (житель селения Кусджыта), по имениНестор, громадным бревном был раздавлен насмерть. Заработная плата была всего 60 коп в день, и это за тяжелый и обставленный всевозможными опасностями 16-часовой труд».
В этой связи интересен и отрывок из более ранних записей немецкого педагога и естествоиспытателя Ф. Ганка (1888 год): «…После небольшого отдыха мы двинулись дальше. Дорога почти все время идет по крутому и обрывистому берегу Лиахвы, которая шумит и стремится сужасающейсилой там далеко внизу, наполняя своим ревом всю долину и примыкающие к ней ущелья. Время от времени по реке неслись со страшным грохотом огромные бревна, сплавляемые местными жителями в окрестные села и Цхинвал. В тех местах, где русло реки было загромождено громадными скалами или где являлось какое-либопрепятствие, стояли нагишом, по пояс или по грудь в воде, люди и старались перехватить бревно голыми руками прежде, чем оно упрется в преграду, и направить его в глубину русла. Какую страшную мускульную силу и какую ловкость нужно иметь, чтобы схватить руками огромное быстро несущееся бревно и повернуть еготак,чтобы оно легловдоль по течению! Вот уж где воистину человек добывает хлеб свой в поте лица!».
Советский период
В 1927 году, после ввода в строй Земо-Авчальской гидроэлектростанции им. В.И. Ленина, плотина перегородила реку Куру, и сплавлять лес стало невозможным. Правда, еще в 40-50-е годы по Лиахве бревна сплавляли до Цхинвала для лесоперерабатывающего завода. Сейчас же кажется уровень реки не «потянет» даже одного такого бревна.
Отдельная тема – сама вода Лиахвы, чистейшая, ледниковая, которая еще в первой половине прошлого века была питьевой. Из воспоминаний биолога, автора телепередачи «Путешествия по родному краю» Владимира Габаева нашей газете: «Прекрасно помню, как бабушка отправляла нас принести именно речной воды, а не родниковой, называя ее «взбитой»: вода пенилась при быстром течении и обогащалась кислородом. К тому же в нее впадало около стаминеральных источников, которые придавали ей своеобразный вкус. Спуститься к Лиахве было не так легко, тогда она была глубоко внизу, это сейчас русло поднялось. Рядом текла речка Мугутдон, мы ставили лестницу к откосу и так спускались за водой... Мы много времени в детстве проводили у реки. В селении Хуыцъе еще стояла лесопилка Саууи Парастаева, до которой сплавляли плоты по Лиахве. Отсоединившиеся бревна плыли по реке сплошным потоком и лучшим для нас приключением было перебежать по бревнам с берега на берег, хотя это было очень опасно – если провалишься между ними, то не выплывешь… В конце 40-х годов Мугутдон вышла из берегов и перекрыла Лиахву, которая поднялась от этого настолько, что переливалась через мост. Там была Хуыцъевская двухэтажная школа, так ее снесло наводнением. А еще помню, как в Мугутдоне мы ловили форель прямо руками, так много ее было. А еще на реке стояла мельница, под которой рыбы «играли» в прозрачной воде...Увы, через какое-то время некоторые жители стали отводить свои нужники к Лиахве и вода стала непригодной для питья».
Здесь же добавим, что строительство Земо-Авчальской гидроэлектростанции для юга Осетии сослужило недобрую службу. Помимо лишения заработка для жителей окрестных сел, после введения этого объекта в строй, в Лиахве исчез осетр, который раньше поднимался на нерест в верховья реки из Каспийского моря. И это, пожалуй, было первое вмешательство человека в структуру жизнедеятельности древней реки, ставшей колыбелью многих поколений.
В советский период чистоте Лиахвы придавали особое значение. К примеру, в июне 1958 года в зале Дома Советов ЮОАО даже прошла выездная сессия Научно-исследовательского института санитарии и гигиены Грузинской ССР. Перед работниками медицины Южной Осетии выступили научные работники из Тбилиси и среди докладов один был «персонофицированный» – «Река Большая Лиахва как источник водоснабжения и факторы ее загрязнения».
Центральной водной артерией дорожили и оберегали. И река отвечала за заботу сторицей. Горная река с каменистым руслом не могла служить транспортным путем, но ее мощности хватало, скажем, на гидроэлектростанцию, которая частично снабжала Цхинвал электричеством. Также известно, что до сороковых годов, пока в городе не было водопровода, для удобства жителей восточной части Цхинвала (а именно в эту сторону разрастался город) через район Богири и далее по нынешней улице Сталина был проведен искусственный рукав от Лиахвы, из которого цхинвальцы брали воду для хозяйственных нужд. Жители же западной части города спускались непосредственно к реке, при этом некоторые пользовались подземными ходами, которыми соединена старая часть города. Впоследствии водами Лиахвы питалось как красивейшее озеро под тенью деревьев с островками и мостиками в Центральном городском парке, так и объемное городское в районе Жилмассива.
Особо Лиахва всегда притягивала молодежь. Водная стихия будоражила кровь потомкам славных нартов, которые ставили здесь свои «рекорды». Поскольку вышек не было, в воду прыгали с мостов. Особо популярен был Сохтинский мост в Дзау. Свои соревнования устраивались и в Цхинвале. К примеру, когда вдоль Большого парка построили дамбы, появились прыгуны, которые, разогнавшись и оттолкнувшись от бетонного покрытия, перелетали участок суши и погружались в поток, точно выбрав место погружения. Чтобы дойти до такого совершенства, требовалась серия проб и ошибок… На берегу Лиахвы всегда было многолюдно, молодежь буквально росла на реке, устраивая здесь разного вида первенства – подростки боролись, бегали на перегонки, прыгали разными способами, поднимали и бросали камни, некоторые соревновались в переходе реки вброд с тяжелым камнем в руках. А еще были «романтики», которые водрузившись, на автомобильные камеры большегрузов, отправлялись от селения Чъех по водной глади до Цхинвала, и, чтобы проделать этот путь по горной реке, также была необходима сноровка. Но главное – на Лиахве закладывалось здоровье подрастающего поколения, а значит здоровье нации в целом.Ведь водные процедуры и сопутствующие ненавязчивые солнечные ванны давали основу будущего здорового организма.
Что же касается работы экологов по вопросу именно Лиахвы, то в свое время в поселке Дзау была очистительная станция, где очищались фекальные воды из многочисленных санаториев и домов отдыха. В общий коллектор подсоединялись и жители домов, располагавшихся вдоль протяженности канализационной трубы…
Подготовил А. Гобозов
(окончание в следующем номере)
На фото: уголок Центрального парка города Цхинвал
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.