Остановите музыку или об инструментах мягкой силы Грузии
На август месяц в столице Северной Осетии городе
Владикавказ была намечена целая культурная программа, которая должна была по
замыслу ее устроителей показать высокий уровень грузинской культуры и
продемонстрировать нерушимую связь российского, грузинского и осетинского
народов. Акторами этого актуального сегодня в России мейнстрима должны были
стать исполнители Меги Гогитидзе и Дато Кенчиашвили. Два концерта с разницей в
девять дней. Но едва осетинская общественность вознамерилась активно
возмутиться, как проблема нивелировалась – братья Зассеевы, которые
предоставили сценическую площадку для выступлений грузинским артистам в своем
ресторане «Торне», свое решение пересмотрели. Правда, концерты отменены или
просто перенесены из-за памятного для осетинского народа кровавого августа
2008-го, пока точно не известно.
Первый раз Меги Гогитидзе, как часть новых миротворческих тенденций в контексте российско-осетино-грузинских отношений, оказалась в фокусе внимания общественности еще в феврале этого года. Наша газета и тогда высказала непонимание последовательным и навязчивым стремлением сделать Владикавказ центром грузинской музыкальной культуры. Ведь и ранее в столице РСО-А неоднократно выступали грузинские музыкальные коллективы. Публикация тогда не вызвала необходимой реакции, и все ограничилось критикой в узком сегменте Интернета.
В итоге концерт грузинской исполнительницы состоялся 7 марта и прошел в рамках банкетного зала ресторана «Торне». Как и ожидалось, выступлению певицы постарались придать политическую окраску («Республика» № 19-20). На всем протяжении музыкального шоу на огромных экранах, установленных в зале, демонстрировался грузинский флаг. Как будто нам хотели показать, что стяг Грузии может гордо реять во Владикавказе, раз уж его так и не удалось водрузить над Цхинвалом. Любопытно и то, что история с демонстрацией грузинского стяга в столице севера Осетии произошла на второй день после юбилея важной даты – тридцать лет назад, 6 марта 1993 года, Северная Осетия признала Республику Южная Осетия.
Наверное, успех выступления М.Гогитидзе во Владикавказе вызвал оптимизм у ее импресарио, и через полгода ими было принято решение закрепить «успех». На 25 августа был анонсирован концерт певицы, а перед ней на разогреве 16 августа в столице Северной Осетии намеревался выступить с сольной программой ее соотечественник Дато Кенчиашвили. Возможно, триумф межкультурного диалога и состоялся бы, но в этот раз диссонанс был слишком очевиден – выступления представителей страны, которая ровно 15 лет назад в августе 2008 года устроила бойню в Южной Осетии, стали бы слишком вызывающим актом.
Братья Зассеевы, владельцы популярного ресторана «Торне», где и должны были пройти концерты грузинских соловьев, сочли за лучшее от этой затеи отказаться. Сделали они это согласно порыву души, или их об этом попросили – нам неизвестно. Об отмене концертов сообщил в социальных сетях депутат Парламента РСО-Алания Сослан Дидаров. «До братьев Засеевых всегда можно достучаться и они пойдут навстречу. Поэтому оба концерта в «Торне» отменены», – написал в своем Инстаграмм народный избранник.
Между тем, складывается устойчивое ощущение, что именно Северной Осетии отведена роль площадки для налаживания (реинкарнации) российско-грузинскихотношений. При этом очевидно, что музыкальная тусовка – это просто пробный шар. Пока что на поверхности культурные связи, но мы не удивимся, если станет известна информация и о контактах другого уровня. Например, среди молодежи или в научной сфере, тем более что таковые были неоднократно.
Вполне ожидаемы контакты и на религиозном «фронте». Еще свежи воспоминания о междусобойчике, который представители осетинской интеллигенции устроили в Москве в гостиничном номере главы грузинской православной церкви Ильи II. Глава ГПЦ в тот момент находился в России с официальным визитом. Тогда наши соплеменники, обгоняя друг друга, старались приложиться к его руке – руке, которая благословляла на уничтожение осетин Звиада Гамсахурдиа и всех его преемников. Ответом на это стал материал в «Республике» под заголовком «Гаумарджос бозита». Отметим, что в части религиозного симбиоза больше всего возможностей у ГПЦ и РПЦ именно во Владикавказе, здесь находится дом, где родился и воспитывался будущий католикос Илья II. Чем не центр притяжения для клириков, конструирующих новые параллели.
Признаться, не может не радовать активная позиция части осетинской молодежи на подспудную деятельность грузинского лобби в Северной Осетии. С пониманием мы относимся и к негативной реакции на концерты с грузинскими флагами со стороны осетинских бойцов, сражающихся на Украине, в том числе и с грузинскими наемниками. Но хотелось бы, чтобы все эти танцы на костях наших соотечественников, погибших от рук грузинских националистов, пресекались на севере на официальном уровне. Заранее. А этоуже, друзья, элементы идеологии.
К примеру, мы помним, как в марте 2016 года во Владикавказе должны были состояться гастроли грузинского ансамбля «Рустави» («Республика» и тогда писала об этом), танцоры которого в августе 2008 года, когда Южную Осетию утюжили грузинские танки, а населенные пункты обстреливали из «Града», выплясывали танец кинтаури на центральной площади Тбилиси. При этом танцевальные номера «иллюстрировались» видеокадрами горящего Цхинвала на огромные телевизионные мониторы, установленные на сцене.
Некоторые говорят, что культура вне политики. Но мы видим, что тот же Запад и аффилированные с ним правительства показали, что политика не отделима ни от культуры, ни от спорта, ни от искусства. Поэтому на Западе запрещают преподавать в университетах Достоевского, увольняют с поста главного дирижера Мюнхенской филармонии Валерия Гергиева, заставляют отказываться от демонстрации российского флага на спортивных мероприятиях. Да и сами грузины недавно продемонстрировали пример толерантности в порту Батуми, куда зашел круизный лайнер с российскими туристами. Корабль встретили толпы протестующих, вот как об этом написал один из российских туристов: «Горячие грузинские парни собрались, чтобы выпустить пар, я так понял. Было неприятно, когда толпа мужчин орала: «Верните нам Абхазию». Акции протеста также прошли у здания парламента в Тбилиси с требованием запретить российским туристам заходить в грузинский порт.
Как мы видим, сегодняшние реалии еще раз доказывают, что и искусство, и спорт, и религия являются действенным инструментом политики и на это необходимо реагировать соответственно. А не смотреть на все эти факты сквозь розовые очки. И, в конце концов, северу и югу пора уже вновь вспомнить, что спасение нашего народа только в единении и перестать проявлять излишний и зачастую опасный либерализм.
С.Остаев
На снимках: фото с мартовского концерта Меги Гогитидзе во Владикавказе
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.