«Танцы на костях» или к вопросу кризиса внутриосетинского диалога

19-12-2022, 15:13, Аналитика [просмотров 3044] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

«Танцы на костях» или к вопросу кризиса внутриосетинского диалогаКонец ноября отметился очередной акцией «межкультурного диалога» между Грузией и Северной Осетией. В Тбилиси по инициативе т.н. «Временной администрации Южной Осетии» артисты Государственного ансамбля «Алан» Асланбек Гогичаев, Майя Дзагоева и Зарина Гучмазова провели мастер-класс осетинской хореографии. Этот факт так бы и остался неизвестным для осетинской общественности, если бы не публикация видео с данного мероприятия, которое с комментариями грузинских и украинских пользователей было выложено в Твиттере. Таким образом, мы в очередной раз стали свидетелями заигрывания с враждебным осетинам государством.

В Оснете информация о танцевальном вояже трио артистов ансамбля «Алан» была распространена ресурсом «Бонварнон». В комментариях здесь не скупились и слово «манкурт» было ключевым. В конце гневных обличительных «филиппик» прозвучало: «Что на этот счет думают в Цхинвале?». И ответ из Цхинвала прозвучал.

Рабочую неделю 5 декабря члены парламентского Комитета по национальной политике, культуре, религии и СМИ начали с обсуждения вопроса скандального посещения артистами ансамбля «Алан» мероприятия марионеточной «Куртинской администрации» в Грузии. Глава Комитета Амиран Дьяконов отметил, что это была не рядовая поездка, речь идет о контактах с коллаборационистской структурой, которая в РЮО объявлена вне закона. «В свое время в отношении этой организации было возбуждено уголовное дело, связанное с посягательством на захват государственной власти, терроризмом и другими статьям уголовного кодекса. Я считаю, что действия, связанные с посещением этой так называемой «временной администрации», должны стать объектом пристального внимания органов государственной безопасности и прокуратуры РЮО», – приводит слова А.Дьяконова пресс-служба Парламента.

Особую пикантность ситуации создало то, что буквально несколько дней спустя после визита артистов северо-осетинского ансамбля в Тбилиси, коллектив «Алан» дал концерт в Цхинвале. Было высказано сомнение в том, насколько целесообразно было после пиар-акции, организованной грузинскими властями при участии артистов «Алан», приглашать этот коллектив в Южную Осетию. «На ковер» в Парламент была вызвана министр культуры Республики Р.Дзагоева, которая сообщила, что гастроли ансамбля «Алан» в РЮО были запланированы заранее, и отменять выступление творческого коллектива из-за участия в акции в Тбилиси нескольких артистов было бы неправильно. Дзагоева отметила также важный факт – решение о поездке в Грузию принималось руководством госансамбля Северной Осетии. Дьяконов в свою очередь инициировал проведение по данному вопросу совместного заседания с Комитетом по обороне и безопасности с привлечением КГБ РЮО и представителей Прокуратуры.

Сказано – сделано! Уже через пару дней, 8 декабря, такое совместное заседание было проведено. Представители Прокуратуры, КГБ совместно с членами Комитета по обороне и безопасности и приглашенными лицами обсудили правовые последствия проведения пиар-акции на площадке т.н. «Временной администрации Южной Осетии» в Тбилиси.

Глава Комитета А.Дьяконов еще раз обратил внимание участников встречи на то, что коллектив ансамбля «Алан» фактически сотрудничалс организацией, которая считается в Южной Осетии экстремистской. Обсуждение ситуации дало повод снова вспомнить о «Временной администрации Южной Осетии», Генеральной прокуратуре РЮО было предложено истребовать у КГБ уголовное дело, возбужденное в отношении этой коллаборационистской структуры, и представить в Парламент по нему информацию.

Будем справедливыми – если бы не тот факт, что артисты ансамбля «Алан» были приглашены представителями прогрузинской организации «Временная администрация Южной Осетии», то этот факт не вызвал бы такого ажиотажа, хотя резонанс бы был по-любому. Попытки наладить межнациональный «диалог» между грузинами и осетинами севера предпринимаются, с разной степенью публичности, уже давно. В сфере спорта, искусства, культуры, религии, на уровне неправительственных организаций (НПО). И не всегда эти мероприятия «дружбы» в Осетии получали соответствующую оценку.

В марте 2016 года во Владикавказе должны были состояться гастроли двух танцевальных коллективов из Грузии, ансамблей «Рустави» и «Бани». Эти планы вызвали возмущение у части общественности Осетии, особенно в отношении ансамбля «Рустави» – этот коллектив в августе 2008 года в самый разгар бомбежек Цхинвала выступал в поддержку действий грузинской армии. В то время как ЮжнуюОсетию утюжили грузинские танки, а населенные пункты обстреливали из реактивных установок «Град», танцоры этого коллектива выплясывали танец кинтаури на центральной площади Тбилиси. При этом танцевальные номера «иллюстрировались» видеокадрами горящего Цхинвала и бравых грузинских вояк, передаваемыми на огромные телевизионные мониторы, установленные на сцене. Тогда, в 2016-м, общественность Южной Осетии и северо-осетинские патриоты выступили против этих «плясок на костях» и добились отмены гастролей.

Первое время обсуждение в социальных сетях шло на ограниченных площадках, но постепенно спор охватил весь сегмент от Фейсбук до Инстаграмм. В процесс включились и политические сферы: свое мнение выразили политические партии, ряд общественников и представителей парламентских кругов севера и юга Осетии. При этом, если южная часть выступала с категорических позиций, то часть северо-осетинского истеблишмента выражала непонимание позиции протестующих. Наиболее характерным было заявление тогдашнего заместителя Председателя Парламента РСО-Алания С.Кесаева. «Всегда прошу братьев на Юге заниматься конкретными делами, а не состязаться в звучности политических заявлений. Говоря о том, что эта проблема высосана из пальца, я хочу обратиться к этим людям и сказать – не пытайтесь навязывать свое виденье жизни, в том числе и политической, другим. Да, мы согласны, что у нашего народа, живущего в двух государствах, одно сердце и душа, но и голова должна быть одна. Поверьте, политики разберутся, а политиканов просим не стучаться в наши двери», – сказал он. При этом, по всей видимости, голова, по мнению С.Кесаева, должна думать исключительно так, как он сам.

Куда более реалистичной выглядела тогда позиция общенациональной организации «Высший Совет Осетин» («Стыр Ныхас») и объединенного Союза писателей Осетии, высказавших свое негативное отношение к намерению провести концерт грузинского ансамбля «Рустави». Данный вопрос главой «Стыр Ныхаса» Южной Осетии Р. Гаглойти был также поднят на всеосетинском съезде.

В этой связи большое умиление вызвали призывы не смешивать искусство и политику. И, как показали события, последнего времени, культура и спорт непосредственно связаны с политикой. Иначе бы на Западе не запрещали российским спортсменам выступать на международных площадках, а из театров и учебных заведений западных столиц не изгонялась русская культура.

Не менее странно в свое время выглядели и имевшие место контакты осетинских представителей с духовными лидерами Грузинской православной церкви. В конце января 2013 года члены Московской осетинской общины решили облобызать руку идеолога грузинского фашизма, католикоса Илье II, находившемуся с визитом в Москве. И сделали это в прямом смысле этого слова. При этом они имели наглость выразить признательность главе ГПЦ от имени всего (!) осетинского народа. А когда юго-осетинская общественность, политические силы страны, в частности, Парламент РЮО соответствующе отреагировал, руководству Московской общины это не понравилось. В «Республике», напомним, тогда вышла передовица под названием «Гаумарджос, бозитæ!». Данная фраза-комментарий, взятый с Интернета, несмотря на свою «непечатность», как нельзя лучше отражал восприятие того, что произошло. Тогда тоже забурлила вся Южная Осетия, и в Цхинвале это «поклонение» было расценено как личное оскорбление. Ведь Илья II с конца прошлого века напутствовал и благословлял (!) всех руководителей Грузии, начиная с Гамсахурдиа, на резню и уничтожение осетинского народа.

Выступлений грузинских коллективов в Северной Осетии было немало, как и поездок артистов из Северной Осетии в Грузию. Есть и другие формы контактов: обменные поездки в рамках различных совместных научных симпозиумов, туристических вояжей, реклама грузинских товаров на баннерах, грузинские песни по радио, восстановление церквей и внедрение грузинского капитала на севере Осетии... Но обвинять во всем только северо-осетинскую сторону не всегда справедливо. В ответ на критику из Цхинвала во Владикавказе не преминут напомнить об открытых границах с Грузией, поездках жителей РЮО в соседнюю страну через Ларс, наличия грузинских товаров на прилавках в Цхинвале… Понятно, что взаимными упреками делу не поможешь. Другое дело, что давно уже пришла пора выработки общей национальной позиции относительно т.н. «межкультурного диалога грузин и осетин». И решать эту проблему надо как на уровне общественных организаций, так и на межправительственном или межпарламентском уровне. Так было еще сравнительно недавно, особенно в 90-е годы, но после постепенно мы это единение бездумно растеряли. И сегодня честно должны признать, что уровень межосетинского общения в настоящее время как никогда низок. Лишь гастроли театров, ряда музыкальных исполнителей, юбилеи, да фестивали осетинского пива сохраняют еще эту тонкую ниточку общения севера и юга Осетии, которая давно должна была представлять собой стальные многожильные канаты.

Мы еще помним совместные заседания Правительств двух республик, хотя от этих встреч мало кто тогда ждал практических результатов по причине ограниченности ресурсов. Но результаты все же были. Совместная работа давала возможность лучше понимать друг друга. Решались текущие вопросы, касающиеся интеграционных процессов, в том числе постоянно на карандаше были, скажем, проблемы ТрансКАМа. Как пример того времени можно выделить деятельность начинающего тогда политика Таймураза Касаева (не путать с Кесаевым – прим. ред.) на должности председателя Комитета по молодежной политике РСО-Алания. Именно при нем мы были свидетелями наивысшего уровня контактов молодежи юга и севера Осетии. Тесное сотрудничество, совместные всевозможные конференции, обмен молодежными творческими коллективами… Это было время, когда во время поездок на международные форумы делегация Северной Осетии обязательно включала в свой состав представителей юга Осетии, и наоборот. А какие контакты есть сегодня? Подписанные с помпой в разные годы всевозможные межведомственные договора между севером и югом давно уже ничего за собой не несут. Потому что спроса нет на высшем уровне. И это происходит годами. На сегодня спадает и острота национальных съездов. Народный форум вместо площадки для обсуждения превращается в подобие юбилейного собрания, со здравицами и общими рассуждениями. В этой связи исключением явился десятый по счету общенациональный съезд, прошедший в 2018 году в Цхинвале, где были подняты серьезные вопросы. Но потом снова забвение на вот уже четыре года. Тишь да благодать и нечего решать.

Все больше сокращается поле совместных интересов и деятельности. Что-то не припоминается, что было совместное мероприятие между парламентариями севера и юга Осетии, давно ничего не слышно о совместных языковых комиссиях, общих мероприятиях для творческих союзов двух республик. Даже общение журналистов двух частей Осетии фактически уже сошло на нет. И как итог, уже не приходится удивляться, что на севере Осетии больше интересуются проблема-ми пограничного поста в Верхнем Ларсе, чем заторами на Нижнем Зарамаге…

Безусловно, вопрос, поднятый в эти дни в обществе и обсужденный на парламентском Комитете, не возник на пустом месте. Это следствие отсутствия реальных интеграционных процессов, что только играет на руку грузинам, пытающимся все больше разъединить север и юг нашей Родины. В то же время, артисты ансамбля «Алан» тоже не малые дети, чтобы не понимать всех нюансов своего «культурного» вояжа в Тбилиси. У всего есть своя красная линия. А потому хочется надеяться, что произошедшее станет для всех нас последним уроком. Без тесного внутриобщинного диалога, совместных дел, северная и южная часть нашего национального сообщества будет с каждым годом только обособляться. Как бы мы ни бросались лозунгами и мероприятиями для галочки. И тогда наступит ситуация, когда РЮО и РСО-Алания, разделенные по государственно-территориальному принципу, станут обособлены и по национально-культурному признаку.

Л.Джиоев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Популярно