Признание Республики Южная Осетия Россией на фоне белых пятен истории
На минувшей неделе главным событием стала очередная годовщина признания Российской Федерацией Республики Южная Осетия. 26 августа 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о признании Абхазии и Южной Осетии. В этот день суверенный статус нашей Республики, провозглашенный в мае 1992 года, получил международное признание. Время спустя примеру Российской Федерации последовал и ряд других стран-членов ООН – Никарагуа, Венесуэла, Науру и Сирия. Этот путь к признанию имеет свою историю.
Случайно или нет, но первые признаки того, что Российская Федерация может признать независимость Южной Осетии и Абхазии появились после провозглашения независимости Косово в феврале 2008 года. В одном из своих интервью российский лидер В.В. Путин назвал выход автономного края Косово из состава Сербии прецедентом и пообещал адекватный ответ. Единственное, на что мог проецироваться этот ответ, так это Южная Осетия и Абхазия.
Вскоре появились и первые сигналы. Спустя практически ровно месяц после объявления суверенитета Косово и на-чала процесса его международного признания, 13 марта 2008 года в Государственной Думе Российской Федерации прошли парламентские слушания на тему «О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики».
К началу слушаний были проведены определенные мероприятия. Парламенты непризнанных республик приняли обращения к Государственной Думе Российской Федерации с просьбами о признании. Парламентский Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками подготовил проект постановления, в котором содержались рекомендации Правительству РФ, Федеральному Собранию и российским регионам. Авторы проекта предлагали утвердить дорожную карту: «приступить к консультациям о возможном признании независимости непризнанных республик; приступить к консультациям о возможности признания независимости Республики Абхазия (РА) и Республики Южная Осетия (РЮО).
Необходимо отметить, что вопрос признания Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) не актуализировался, тогда считалось, что диалог Кишинева и Тирасполя себя еще не исчерпал. Но в проекте предлагалось «проработать вопрос об изменении формата отношений с тремя непризнанными республиками с учетом одностороннего провозглашения независимости Косово».
Мероприятие проходило в Малом зале Госдумы РФ, в заседании принимали участие депутаты, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента, Совета Безопасности, ряда профильных министерств и ведомств. А также руководители ряда российских регионов, которые граничат с РЮО и РА – Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, РСО-Алания. В зале также присутствовали эксперты, политологи, представители аналитических центров, зарубежные гости. Всего более 300 человек.
На слушания были делегированы делегации и от республик, их возглавили: спикер Народного Собрания Абхазии Н.Ашуба, руководитель Парламента РЮОЗ.Гассиев, председатель Верховного Совета ПМР Е. Шевчук.
По сути слушания в Госдуме РФ, вылившиеся в обращение к российскому руководству о признании РЮО, Приднестровья и Абхазии, были посланием для официального Тбилиси и Кишинева – признание независимости этих республик имеет перспективу и зависит от обстоятельств. Поэтому молдавским и грузинским властям необходимо проявлять осторожность в отношениях с молодыми странами, ограничить воинственную риторику и военные приготовления. В Тбилиси этот посыл не захотели услышать, в Кишиневе – умерили реваншистский пыл.
После грузинской агрессии августа 2008 года ситуация в регионе поменялась кардинально. Но даже после того, как официальный Тбилиси перешел красные линии в отношениях с Россией, в Москве все еще не сожгли все мосты. План Медведева-Саркози еще давал возможность грузинскому руководству участвовать в дальнейшей судьбе как Южной Осетии так и Абхазии – последний из десяти пунктов этого плана предполагал начало международных дискуссий по определению судьбы этих молодых стран во взаимоотношениях с Грузией.
Президент М.Саакашвили отверг план президентов России и Франции. Но даже тогда российское руководство попыталось найти компромисс, чтобы не доводить дело до окончательного разрыва. Об этих попытках Кремля, остававшихся долгие годы тайной за семью печатями, рассказал в 2017 году С.Шамба. В августе 2008 года он пребывал в статусе главы МИД Абхазии. Эти воспоминания стоят того, чтобы остановиться на них поподробнее.
«После событий в Южной Осетии была встреча в Бочаровом ручье (резиденция президента РФ в Сочи – прим.ред.), где нашим президентам – Южной Осетии и Абхазии – было предложено подумать о создании конфедерации. Они встречались с Дмитрием Анатольевичем два раза. Первая встреча была, может быть, 18-го августа. Последняя встреча примерно за три дня до признания наших республик Россией, то есть примерно 23-го.
Осетины почему-то активно отказываются, что это было. Хотя там были российские дипломаты, которые это прекрасно помнят. Это как раз-таки показывает, что Россия до конца пыталась найти какой-то компромиссный вариант… Там подразумевалась (конфедерация –прим.ред.) Южной Осетии и Абхазии, но в последнем пункте записано, что «к конфедерации могут присоединяться и другие страны, в том числе Грузия». Могли бы точку поставить после «другие страны», но нет. Видимо, для того, чтобы показать Саркози и грузинам, что это компромисс.
Они (президенты – прим. ред.) сначала не думали, что это серьезно. А потом – бац, им дают проект. Их пригласили в Москву, где и дали проекты. Президент наш срочно меня вызвал, показал мне. Когда Багапш дал мне почитать проект, и я прочитал только преамбулу, я сразу сказал президенту: «Они, наверное, хотят Грузию присоединить, потому что какая конфедерация между Абхазией и Осетией, если мы даже не граничим?». Багапш мне говорит: «Посмотри последний пункт». Я смотрю последний пункт, и там ясно написано. Еще Багапш подчеркнул уже эти слова.
Мы с ним поняли, что это нам не подходит, и поехали на встречу в МИДе, на которой сказали, что мы не согласны на такой вариант. Осетины тоже отказались. Присутствовавший там глава МИД Южной Осетии Мурат Джиоев сказал, чтоесли Кокойты это подпишет, то ему лучшене возвращаться в Осетию... После этого была опять встреча в Бочаровом ручье, где уже Дмитрий Медведев сказал двум президентам, что мне ничего не остается, кроме как признать вашу независимость. Только Медведев попросил два-три дня это не оглашайте никому. Через буквально дня три после этого мы услышали о признании независимости».
Воспоминания С.Шамба создали тогда интригу, так как представители Южной Осетии сам факт предложений Москвы о конфедерации с Грузией в августе 2008 года категорически отрицали.
По поводу этой встречи экс-президент РЮО Э.Кокойты распространил заявление в СМИ: «Идея о конфедерации с Грузией, не скрою, предлагалась мне и Сергею Васильевичу Багапш задолго до августа 2008 года. Точнее, в 2006-м. Предложение это сопровождалось весьма твердыми методами убеждения… Но после войны в августе 2008-го вопрос о конфедеративных отношениях со страной-агрессором уже не ставился и ставиться не мог. Дмитрий Анатольевич Медведев сам в те дни отметил, что знает наше с Сергеем Васильевичем мнение и волеизъявление наших народов и подписывает указы о признании государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии».
Был категоричен и М.Джиоев: «Я тогда работал главой МИДа, и, честно говоря, не помню, чтобы нам кто-то на серьезном уровне предлагал подобные проекты конфедерации с Абхазией после августа 2008 года, ни тем более с Грузией. Ничего такого не могу подтвердить».
Сложилась парадоксальная ситуация. Информацию о предложениях Москвы о конфедерации С.Шамба может подтвердить только сам… Шамба. К сожалению, уже нет в живых президента Абхазии С.Багапш, который бы мог внести ясность в эту ситуацию. Как видим, даже спустя годы все еще нет полной информации о событиях тех лет.
Как бы то ни было, история определила справедливое решение – 26 августа 2008 года Российская Федерация признала Республику Южная Осетия и Республику Абхазия. Впоследствии независимость новых стран признали Никарагуа (5 сентября 2008 года), Венесуэла (10 сентября 2009 года), Науру (15 декабря 2009 года), Сирийская Арабская Республика (29 мая 2018 года)…
С.Остаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.