Грузия на пороге очередной революции. Чем она будет отличаться от предыдущих?
Завершился саммит НАТО в Мадриде, в ходе которого альянс принял новую Стратегическую концепцию до 2030 года. Ее содержание выстроено вокруг центрального тезиса – Россия является самой значительной и прямой угрозой безопасности союзников и стабильности в евроатлантическом регионе. Также в качестве значительной угрозы обозначен и Китай, но в более мягкой форме, оставляющей пространство для «работы» в этом направлении. Новая стратегия НАТОотличается практической направленностью, выраженной в конкретных цифрах – количестве новых войск, вооружений, денег, сил быстрого реагирования по всему периметру западных границ альянса, а также частично восточных, исходя из опасности развития стратегического союза России с Китаем. Новую стратегию назвали «стремлением к стабильности в евроатлантическом регионе». Финляндия и Швеция, минуя формальный подготовительный этап, получили добро на вступление в альянс, обещав Эрдогану экстрадировать в Турцию осужденных по обвинению в терроризме сирийских курдов. Турция сняла вето на членство этих стран и, возможно, получила еще что-то за свое согласие, поскольку альянс усиливает свое присутствие везде, где можно гипотетически предположить «российскую угрозу». США активно участвуют в «укреплении коллективной обороны» от Москвы и готовы направить в Европу истребители, эсминцы, ПВО, сухопутные войска и многое другое. Самое пессимистичное экспертное мнение в России не исключает, что НАТО приступила к конкретной подготовке к войне, оставив при этом небольшую возможность контакта с российской стороной, «чтобы предотвратить эскалацию». Впрочем, большая часть экспертов уверена, что НАТО всего лишь ограничится наращиванием сил в Европе.
Немалая помощь перепала и Грузии на этой вакханалии вооружения: премьер-министр Великобритании Джонсон обещал своему грузинскому коллеге Гарибашвили выделить Грузии 5 млн. фунтов стерлингов «с целью защиты от кибератак России» в рамках сотрудничества оборонных ведомств двух стран в этой сфере, подчеркнув, что: «Грузины каждый день живут на линии фронта российской агрессии». На самом деле, тот факт, что Грузия живет «на линии фронта с Россией» и ничего при этом не делает полезного для коллективной обороны, очень беспокоит Запад, и все события последних дней в Грузии, как и предстоящие, связаны с планами использовать этот потенциал в антироссийском направлении. Для этого, прежде всего, им необходимо избавиться от «пророссийской власти» во главе с олигархом Бидзиной Иванишвили, основателем правящей партии «Грузинская мечта». С самого начала российской специальной военной операции на Украине на Грузию оказывалось колоссальное давление, как внешнее, так и внутреннее, чтобы вызвать внятное антироссийское поведение страны. Но власти отказались вводить собственные санкции против России, хотя к международным присоединились. При этом, американское посольство иногда фиксирует случаи обхода некоторых международных санкций с помощью Грузии, и речь идет не только о танкере с нефтью, заплывшем на днях в порт Батуми. Власти пресекают распространение призыва радикальной оппозиции к открытию «второго фронта» против России и военной помощи Украине, за исключением добровольцев, выезд которых из страны трудно контролировать и невозможно запретить законодательно. Оппозиция – «Национальное движение» и другие партии –считают такое поведение правящих сил самоубийственным для европейской интеграции, провозглашенной даже в программных документах «Грузинской мечты». В итоге отход руководства от европейских ценностей стал самым выгодным аргументом для антиправительственных сил, а Запад использовал этот фактор, тем более, что на подготовку полноценной цветной революции времени уже не остается.
Тема кандидата на принятие в ЕС стала мышеловкой для Грузии, в которую страна угодила не по наивности, а по заранее спланированному сговору оппозиции. Об этом рассказали трое членов «Грузинской мечты», покинувшие на днях парламентское большинство с целью «рассказывать обществу всю правду». По их информации, к плану по раскачиванию ситуации в Грузии был привлечен известный американский специалист по революциям Питер Аккерман. Резолюция Евросоюза, в которой Грузии отказали в кандидатстве, но обещали перспективу, если она выполнит все требования, стала триггером к обострению ситуации. На митинге, под лозунгом «Домой, в Европу», молодежной организацией «Позор» было выдвинуто требование об отставке правительства до 3 июля. Революционная ситуация, конечно, еще не созрела для таких требований, но главное для инициаторов беспорядков было удержать революционный запал и раскручивать его затем по правилам управляемого хаоса.
Ведь среди двенадцати рекомендаций, а фактически ультиматума ЕС, которые Грузия должна выполнить до конца года, чтобы ее вопрос о кандидатстве был снова рассмотрен, основной является «деолигархизация». Должен быть нейтрализован Иванишвили, на котором держится вся пророссийскость Грузии. Запад, со своей стороны, ввел санкции лично против него, вплоть до отказа в транзакциях из европейских банков. Кстати, на Украине требование «деолигархизации» пытались осуществить законодательно, но запутались в обозначении понятия «олигарх» и в том, кто и как будет определять критерии применения данного понятия к конкретному человеку. На том и прекратили попытки, но для Украины фактор войны с Россией перевесил все требования ЕС, а вот Грузии надо успеть выполнить их до конца года, что крайне маловероятно.
Кстати, если выдвинуто требование не досрочных выборов, а именно отставки правительства, то кто будет заниматься выполнением двенадцати европейских «заповедей»? Оппозиция предложила передать власть техническому, т.е. временному правительству. И тут обнаружилось очень много юридических несостыковок – кто его будет назначать, кому оно будет подотчетно и т.д. Уходить в отставку Гарибашвили не собирается, но если даже уйдет, в «Грузинской мечте» ничего не изменится, за исключением небольшого косметического ремонта – правительство назначается правящим большинством и, стало быть, оно просто назначит другого, тоже своего, премьера. Так, почему они не потребовали вместо этого провести досрочные выборы? Может быть,потому что у них нет шансов – «Мечта» может снова выиграть, с еще более разгромным результатом. Тем не менее, оппозиция готовится к 3 июля, и это может означать только одно – ставку организаторов на полноценную революцию с битьем стекол и свержением власти.
Несомненно, власть понимает всю серьезность ситуации и тоже готовится к 3 июля. Исходя из предпринимаемых лидерами «Мечты» шагов, эксперты выделяют несколько возможных сценариев событий. Один из них, силовой сценарий, связан с надеждой властей на то, что лето – мертвый сезон для политических процессов и народ, уставший от бесконечной войны власти с оппозицией, не придет в достаточном для революции количестве. Это значит, что придут самые радикальные, и будут эксцессы вроде нападений на правительственные здания и офисы партии, резиденцию Иванишвили и т.д. Такие эксцессы руководство легко сможет разрулить с помощью полиции в законом предусмотренных рамках. Хотя, с другой стороны, на полицию у общества так мало надежды, что даже был отменен «парад достоинства», назначенный на 2 июля в рамках ежегодной ЛГБТ-недели «Тбилиси прайд», который угрожают разогнать представители радикальных молодежных организаций.
Еще один сценарий связан с тремя представителями «Грузинской мечты», покинувшими на днях ряды партии. Общество восприняло шаг этой тройки большей частью, как трюк, поскольку без ведома лидера они бы на такое не пошли. Возможно, Иванишвили создает некое радикальное крыло в парламенте, через которое будет выдавать информацию в собственных интересах. Никто из высказавшихся оппозиционных политиков не сомневается, что они будут отличаться риторикой в антизападном духе, пугая общество войной, в которую втягивает Грузию Запад. «Главная цель авторов революционного сценария – втянуть Грузию в войну, – заявила тройка депутатов уже на второй день после выхода из рядов партии. – Никто не присвоит Грузии статус кандидата через полгода, если она до этого момента не ввяжется в войну или не введет санкции против России, что также является прямым путем к войне. Совершенно беспрецедентный шестимесячный срок придуман для того, чтобы не сбавлять волнения части общества в стране».
Политологи не исключают также, что правящая партия перехватит инициативу и назначит досрочные выборы, пожертвовав сразу двумя Ираклиями – Гарибашвили (премьер-министром) и Кобахидзе (председателем партии). Тем самым партия переведет ситуацию в плоскость затяжной политической борьбы и тогда им придется активно опровергать обвинения в пророссийской ориентации и даже что-то предпринимать в доказательство. Вот как формулировал свою позицию Гарибашвили по вопросу членства в НАТО в ответ на обвинения оппозиции в недостаточном рвении: «В НАТО не берут с территориальными проблемами! Вот решим их (мирно, через переговоры с Россией) и тогда ситуация изменится». Лишнее упоминание России, безусловно, раздражает западных лидеров, но, как говорится, они над этим работают. Столтенберг заявил в ходе саммита НАТО, что будет усилена политическая и практическая поддержка Грузии с помощью нового пакета, который укрепит ее устойчивость. В том числе «путем расширения участия Грузии в киберучениях НАТО, укрепления коммуникаций и защиты инфраструктуры». Общение со Столтенбергом, видимо, было животворящим, потому что уже через некоторое время грузинский премьер написал на своей странице в Твиттере: «В ранге самого надежного и способного партнера НАТО Грузия готова тесно сотрудничать с трансатлантическим сообществом для защиты мира и стабильности, продвижения общих ценностей в регионе и за его пределами».
Ясно, что дипломатические методы России воздействуют на Грузию лишь на определенное время, антироссийский камень всегда будет за пазухой любого лояльного Москве грузинского политика. Прежде всего, потому что самый короткий путь политика к власти – обещание электорату добиться вступления в НАТО, ЕС и вернуть Южную Осетию и Абхазию. Ничего нового, эта формула работает везде. Пока не пришли к власти те политические силы, которые привели страну к августу 2008 года, нынешние руководители всегда будут винить их в утрате территорий страны и придерживаться прагматизма в отношениях с Россией, дожидаясь благоприятного направления ветра. Но ведь ничто не вечно.
В октябре текущего года снова пройдут совместные военные учения Грузии, Азербайджана и Турции «Eternity-2022». На военной базе в Тбилиси трёхсторонние учения проходили дважды – в прошлом году и в 2017-м. Это не самые крупные учения с участием натовских стран, но для отвлечения российских военных сил от ситуации на Украине они подходят. Турция – старейшая участница НАТО, да и Азербайджану, видимо, недолго ждать после войны против Армении, члена ОДКБ.
Следует предположить, что к осени ситуация на Украине сильно изменится, Россия значительно приблизится к цели – полному освобождению Донбасса, а Украина еще больше приблизится к пониманию необходимости подписания мира. Создание нового фактора беспокойства для России будет очень кстати для Запада. В этих условиях вопрос безопасности должен быть одним из ключевых и для Южной Осетии. На наших глазах поспешно и агрессивно началось раскручивание грузинской карты. 24 июня Зеленский обратился к участникам митинга в Тбилиси со словами поддержки, поблагодарил их за участие в войне против России, нагнетая градус ненависти к Москве. На этом фоне звучат открытые призывы к войне, к открытию «второго фронта». По опыту мы знаем, что есть большая разница между призывами экстремистов и готовностью масс жертвовать собой под этими лозунгами. Но в то же время, нам хорошо известно, что от простой провокации до полномасштабной войны один шаг. Если при этом оппозиция добьется выполнения еще одной рекомендации ЕС – «деполяризации общества», т.е. освобождения из тюрьмы Михаила Саакашвили, то и провокаций ждать останется недолго.
В этом контексте для нашей страны резко возрастает роль Вооруженных сил, несмотря на присутствие надежного гаранта безопасности – 4-й российской военной базы. Речь идет не столько о состоянии армии Южной Осетии, сколько о том, что она должна быть. Когда политики говорят о необходимости компактной и мобильной армии, они подразумевают не до такой степени компактную, как сейчас, хотя и в таком виде вооруженные силы РЮО проводят учения, маневры, стрельбы, успешно решают задачи. Но с учетом растущих угроз, настало время актуализировать такие задачи Концепции национальной безопасности, как: «недопущение всеми имеющимися в распоряжении государства силами и средствами повторения вооруженной агрессии со стороны Грузии и обеспечение строгого режима приграничной безопасности». В условиях практически третьей мировой войны, как бы не отрицали это строгие теоретики, очевидно, что «всех имеющихся сил и средств» у Южной Осетии недостаточно, и идея небольшой сильной армии, обученной и оснащенной по последнему слову вооружения, стоит того, чтобы ею занялись в первую очередь. Часть военнослужащих 4-й российской базы в РЮО, а также добровольцы, находятся в зоне боевых действий на Украине, доказывая, подчас ценой жизни, верность союзническим отношениям с Россией. Но может статься, что для быстрого реагирования на агрессию не хватит времени на переброску бойцов обратно в Южную Осетию. Небольшая, но боеспособная армия необходима любой стране, находящейся в условиях нерешенного политического конфликта, в соседстве с государством, вынашивающим идеи военного реванша. Специалисты подтвердят, что армия современного вида, особенно малочисленная, требует особого оснащения – в основном, передовой военной техникой: БПЛА, снабженными разведывательной техникой и оружием, средствами ПВО и т.д. И уровень обучения бойцов должен в разы превосходить способности армии противника. Простые жители страны считают, что в столь сложное время эти задачи должны быть в приоритете.
Инга Кочиева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.