Референдум по вхождению Южной Осетии в состав Российской Федерации. История плебисцита в деталях
Сегодня темой для обсуждения в юго-осетинском обществе все еще остается вопрос проведения референдума. Он должен был снова определить возможность для Республики стать частью Российской Федерации. Анатолий Бибилов объявил о намерении провести референдум о вхождении в состав России еще 30 марта, однако только в мае были проведены все необходимые правовые процедуры. Экс-президент ушел со своего поста, в свои справа вступил новый глава Республики Алан Гаглоев, но вопрос проведения плебисцита еще остается открытым.
Инициатива с проведением всенародногоголосования по вхождению Республики Южная Осетия в состав России имеет свою отдельную историю. Впервые воля граждан РЮО по этому вопросу прозвучала 19 января 1992 года. В тот день былпроведен референдум по двум вопросам: создание независимого государства и последующее его вхождение в состав России. Более 99% населения проголосовали «за» по обоим вопросам плебисцита. В голосовании приняло участие более 53 тыс. человек, в процентном соотношении на тот момент это составило около 73% всего взрослого населения.
Данный референдум является базовым, поэтому референдум 12 ноября 2006 года является фактически его вариацией. Единственный вопрос, на который предлагали тогда ответить гражданам: «Должна ли Республика Южная Осетия сохранить свой нынешний статус независимого государства и быть признанной международным сообществом?». Но на него наши граждане положительно ответили уже в 1992 году.
Неудивительно, что многие наблюдатели тогда объяснили проведение голосования 2006 года в один день с президентскими выборами исключительно желанием обеспечить высокую явку. Дело в том, что выборы Президента, назначенные на 12 ноября вместе с референдумом, были де-факто безальтернативными. Трое участников президентской гонки, составляющих альтернативу действующему на тот момент главе государства Э.Кокойты, считались техническими кандидатами. Для них, как тогда шутили в народе, главное было не победа, а участие. Поэтому существовало опасение, что избиратели, понимая очевидный исход голосования в пользу необычайно популярного в те годы Э.Кокойты, попросту не придут на избирательные участки. А вот референдум обеспечивал необходимую явку: проголосовали 51 565 человек, что составляет 99,88%, «против» проголосовали 60 граждан, или 0,12% от числа граждан, пришедших к урнам для голосования
В следующий раз тема референдума актуализировалась в 2014 году. 6 январяпартия «Единая Осетия» (председатель А.Бибилов) через СМИ обратилась к действующему тогда Президенту Леониду Тибилову с призывом провести референдум по вопросу о воссоединении севера и юга Осетии в составе России. В партии посчитали, что референдум может пройти в июне этого года одновременно с парламентскими выборами. Было заявлено, что если власти не поддержат инициативу, «Единая Осетия» готова сама заняться организацией референдума. Распространенное через средства массовой информации обращение партии «Единая Осетия» поступило в администрацию Л.Тибилова 13 января. Ответ не задержался и был однозначен. Действующий Президент Л.Тибилов охарактеризовал инициативу с референдумом, озвученную политической партией «Единая Осетия», как «попытку пиар-акции, направленной на привлечение внимания избирателя в преддверии парламентских выборов». Согласно заявлению Леонида Тибилова, руководством партии «Единая Осетия», без предварительного обсуждения с высшим политическим руководством государства, через средства массовой информации выдвинута инициатива, относящаяся к сфере основ конституционного строя и статуса государства, а также напрямую или косвенно затрагивающая интересы России, которая является стратегическим партнером Южной Осетии, и ее отношения с Республикой. При этом Л.Тибилов указал, что законодательство России не требует проведения референдума для принятия в ее состав нового субъекта, а в самой Южной Осетии уже проводился референдум относительно дальнейшей судьбы Республики.
Однако, уже в следующем году, в октябре 2015-го, сам Л.Тибилов стал инициатором проведения референдума. Всенародное голосование было назначено на июль 2016 года.
Для Москвы эта инициатива стала неожиданностью. 20 октября пресс-секретарь Президента РФ Д.Песков на вопрос журналистов о намерении провести референдум в РЮО отметил, что в Кремле видят Южную Осетию исключительно как независимое государство, которое «признано Российской Федерацией, скоторым унас дипломатические отношения». Позже высказался и сам Президент РФ В.В.Путин. Первое лицо государства, общаясь с журналистами после прямой линии 14 апреля 2016 года, подтвердил, что разговаривал о предстоящем референдуме с Тибиловым. «Мы не можем, я думаю, этому противиться. Но мы пока не знаем, что будет положено в основу данного референдума, как будут сформулированы вопросы в окончательном виде, в зависимости от этого будем дальше думать». По этому ответу было понятно как минимум то, что вопрос проведения референдума с Кремлем заранее не согласовывался.
Судя по словам Президента РФ, к этому моменту в Цхинвале не была утверждена и формулировка вопроса референдума, хотя с момента объявления о его проведении прошло пять месяцев. Лишь в конце апреля Администрация Президента РЮО представила пояснительный документ, в котором указывалось, что на референдуме граждане должны будут решить, согласны ли они на изменения в Конституции, дающие право Президенту, по согласованию с Парламентом, обратиться к Москве с просьбой о принятии Республики в ее состав в качестве нового субъекта. То есть прямого одобрения вхождения в состав РФ не предполагалось.
К этому моменту в Конституции РЮО отношения с другими государствами определялись статьей 10: «Республика Южная Осетия вправе вступать в союз с другими государствами и передавать органам союза осуществление части своих полномочий». Это положение основного закона предполагало участие в создании лишь союзного государства.
Противником проведения референдума выступил А.Бибилов, на тот момент спикер Парламента. Он посчитал, что один человек, будь он даже президентом, не имеет право выступать от имени народа в таком вопросе, как определение будущего страны. В итоге данное противостояние стало причиной возникновения кризисной ситуации, которая, впрочем, вскоре все же была разрешена. 27 мая 2016 года Леонид Тибилов и Анатолий Бибиловобнародовали совместное заявление, в котором заявили о проведении референдума после президентских выборов 2017 года. В качестве причины такого консолидированного решения была указана необходимость «обеспечить стабильность общественно-политической обстановки в Республике Южная Осетия».
Президентские выборы состоялись. Главой государства стал А.Бибилов. Но вопрос проведения референдума был впоследствии спущен на тормозах. О референдуме по вхождению в состав России снова вспомнили только в марте 2022 года. Но это уже другая история. В которой окончательная точка еще не поставлена.
Л. Джиоев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.