Средства массовой информации и выборы в РЮО - 4

22-03-2022, 15:00, Аналитика [просмотров 1530] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

(Продолжение. Начало в № 15-16, 17-19, 20-21, 22-23)

Средства массовой информации и выборы в РЮО - 4Следующие выборы в Южной Осетии – избрание депутатского корпуса Парламента IVсозыва, состоялись в 2004 году. Проходили они по смешанной пропорционально-мажоритарной системе и участие в избирательной кампании именно самовыдвиженцев придавало ей яркость и шумность. При этом, соответственно, пользуясь площадкой СМИ Республики. К примеру, в эфире местного телевидения можно было увидеть, как тот или иной кандидат проявляет заботу о ветеранах, жителях многоквартирных домов, сиротах, за счет кандидатов ремонтировались дороги, строились навесы в микрорайонах, завозилась мука. Были и анекдотичные примеры. Так, один из кандидатов построил на северной окраине поселка Дзау спортивный зал из щитовых панелей. Во время предвыборной кампании он, в числе прочих своих реальных дел, постоянно говорил и об этом спортивном объекте. Показывал его в агитационных роликах. Но после выборов, которые он проиграл, через неделю от спортивного зала остался только фундамент. Обиженный на то, что дзауцы не поддержали его амбиции, он разобрал помещение и вывез на свой двор детали конструкции.

Другой пример. В телевизионном ролике одного из кандидатов, в котором была показана забота об одной из малоимущих семей, прошел момент, запрещенный законодательно – в сюжете кандидат приходит в дом, разговаривает о проблемах с женщиной, воспитывающей двух детей без мужа, а под конец разговора достает из кармана деньги и раздает их членам семьи. А это уже факт прямого подкупа избирателя. По оплошности режиссера монтажа сюжет пошел в эфир без «купюр». Сразу же раздался звонок из ЦИК. На телевидении поняли свою ошибку, но, тем не менее, этот факт отрицали. Тогда сотрудники ЦИК сказали, что на ТВ выедет их представитель и на месте разберется с ЧП. Однако, за те полчаса, пока представитель ЦИК добирался до Гостелевидения, ролик был перемонтирован и из него был убран отрывок с дарением денежных купюр. Представитель ЦИК два раза пересмотрел сюжет и никак не мог понять, куда делись деньги. Тем не менее, после этого случая все агитационные материалы стали проходить обязательный просмотр в самом Центризбиркоме, и уже с разрешительной визой отправляться на телевидение.

Очередные выборы Президента РЮО состоялись 12 ноября 2006 года и стали примером предсказуемости и спокойствия. Среди соперников действующего Президента Эдуарда Кокойты были Олег Габодзе, Инал Пухаев и Леонид Тибилов. Авторитет Э.Кокойты был на тот момент настолько большой, что участие его конкурентов в выборах носило чисто технический характер. Доходило до курьезов: один из кандидатов, выступавший во время предвыборной кампании по телевидению стал агитировать не за себя, а за… Э.Кокойты. Поэтому не был неожиданным и результат – Э.Кокойты получил 98% голосов.

Особенностью президентских выборов 2006 года было то, что они проходили одновременно с референдумом о независимости и что впервые в них приняли участие наблюдатели из дальнего зарубежья. Что касается СМИ, то здесь все тоже проходило спокойно. На страницах местных газет традиционно размещалисьагитационные материалы, и, как и сами выборы, все проходило в спокойном русле.

Парламент пятого созыва избирался уже в признанной Республике Южная Осетия – 31 мая 2009 года. На этот раз выборы депутатов проходили исключительно в составе политических объединений. По итогам голосования места в Парламенте распределились между тремя партиями: большинство мандатов было у партии «Единство», далее Народная партия и третья позиция у Компартии РЮО. При избрании спикера Парламента случилось необычное – председателембыл избран лидерпартии, занявшей третье место – С.Кочиев. Но все прошло в рамках закона, так как его кандидатура получила большинство голосов депутатов.

Год 2011 стал годом очередных президентских выборов. Но в это время существовала интрига: как поступит Э.Кокойты, которому Конституция РЮО не давала право избираться на третий срок. В частности, рассматривался вариант внесения соответствующих изменений в саму Конституцию, дающих Э.Кокойты право на третий срок.

В преддверии выборов, по традиции, было заменено руководствогосударственной телерадиокомпании. Власти посчитали, что оно недостаточно активно работает по созданию положительного имиджа президента и его команды. Директором ГТРК «ИР» стал Дмитрий Бирагов. Этот человек был из числа российских специалистов, которые призывались в Республику в различные сферы жизнедеятельности. Существует версия, что фамилия Бирагов была прямым переводом фамилии Волков.

Придя на телевидение, Бирагов-Волков сменил весь менеджмент, поставив на ответственные должности своих людей. Через некоторое время перемены на телевидении стали очевидны: увеличилось количество вещания, появились новые передачи, информационный ресурс стал обретать современный облик. Аванс давался большой, президенту докладывали, что через месяц-два телевидение перейдет на круглосуточное вещание. Государство так же, в отличие от прежних периодов, пошло на беспрецедентные расходы. Было в два раза увеличено штатное расписание и гонорарный фонд.

Перемены, действительно, были заметные. Но при этом проявилась одна неприятная особенность. Телевизионный ресурс постепенно терял национальное содержание. И это было неудивительно, ведь во главе гостелерадиокомпании стоял человек, не разговаривающий на осетинском языке. В попытке сделать телевидение современным, из него было выхолощено то, что принято называть «местная специфика». Все это вызывало озабоченность представителей юго-осетинской интеллигенции.

Беспокойство проявилось и в высоких кабинетах, но уже в период предвыборной кампании, когда обнаружилось, что руководство телевидения имеет свое понимание сложившейся политической ситуации. Уже в сентябре-октябре направленность некоторых передач дало повод власти подозревать менеджмент телевидения в двойной игре. Складывалось ощущение, что кроме Большого дома дирекции ТВ поступают рекомендации и из другого центра. И этот центр не желал видеть Э.Кокойты у власти. Само руководство телевидения все претензии категорически отметало, настаивая на том, что проводимая им информационная политика просто стала открытой и критичной в отношении власти. Тем не менее, уже в сентябре встал вопрос о замене руководства телекомпании. Но за два месяца до выборов желающих сменить Д.Бирагова на таком ответственном посту не нашлось. «Пересменка» произошла намного позже, 10 декабря 2001 года, в день, когда сам Э.Кокойты объявил о своем досрочном уходе с должности, заодно зачитав указа о назначении нового руководителя ГТРК «ИР».

Однако, вернемся к выборам. Данная президентская кампания стала первой, в которой лично не участвовал действующий президент (Э.Кокойты отказался от участия в выборах, заявив, что не будет нарушать Конституцию страны). В итоге, из 17 зарегистрированных ЦИК кандидатов в президенты на стартовую линию вышло одиннадцать претендентов: Анатолий Бибилов, Сергей Битиев, Джемал Джигкаев, Алла Джиоева, Георгий Кабисов, Владимир Келехсаев, Алан Котаев, Алан Плиев, Дмитрий Тасоев, Сослан Тедеты и Вадим Цховребов.

Особенностью предвыборной кампании стали карикатуры в местной прессе, отличавшиеся злободневностью. В частности, в газете «Южная Осетия» и особенно в «Республике». Это вызвало недовольство со стороны ЦИК. На телевидении же большой популярностью пользовались теледебаты в прямом эфире. Именно эта форма агитации избирателей вызывала наибольший интерес телезрителей. Не будет преувеличением сказать, что в это время практически вся Республика включала свои телевизоры в надежде узнать не столько о посулах кандидатов, сколько увидеть азартную перепалку между ними. Отметим, что предвыборная кампания никогда ранее не проходила с таким ожесточением и бескомпромиссностью. Было много компромата, недостойных действий – «черный пиар» захлестнул предвыборное поле.

Отдельно следует сказать, что как никогда прежде, получило широкое применение понятие наемных пиарщиков, политтехнологов и внешних информационных ресурсов. Впрочем, особых новшеств и необычных агитационных ходов эти команды не придумали. К тому же, как пока зал опыт, знать местную специфику приезжим товарищам необходимо, поскольку лекала, скажем, российского выборного периода в Южной Осетии не подходят.

Само голосование победителя не выявило. Лидерами первого тура стали А.Бибилов (24,86%) и А. Джиоева (24,80%). Однако, после второго тура случился серьёзный политический кризис. Согласно предварительным данным ЦИК, во втором туре большинство голосов избирателей получила А.Джиоева. Поддерживающая А.Бибилова партия «Единство» обратилась в Верховный суд с жалобой. По мнению ее представителей, сторонники Джиоевой занимались подкупом избирателей, оказывали на них давление, прибегали к незаконной агитации. Сам Бибилов также заявил, что не признает результаты, обнародованные ЦИК, и сообщил о своем лидерстве по итогам голосования. В результате Верховный суд признал выборы Президента РЮО недействительными, а Парламент страны назначил дату повторного голосования на 25 марта 2012 года. Добавим, что с участием российских посредников также было подписано соглашение по урегулированию политического кризиса. Одним из негласных его условий стал отказ А.Бибилова и А.Джиоевой от участия в повторных выборах Президента Южной Осетии.

 

Роберт Кулумбегов

(продолжение следует)

На фото: одна из карикатур периода выборов 2011 года из газеты «Республика»

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30