Ситуация с диалектами осетинского языка или ящик Пандоры в Алании открывают из-за рубежа
Начало марта в Алании отметилось общественной дискуссией по поводу места и роли диалектов в осетинском языке. Поводом стал спор депутатов Парламента Северной Осетии относительно присутствия в Конституции РСО-Алания нормы о двух диалектах – иронском и дигорском. Однако, особенность этого спора в том, что из лингвистической эта проблема превратилась в общественную. В итоге, один из представителей осетинского народа сознательно пошел на внутренний раскол, распространив через мессенджер свое мнение, назвав народ Южной Осетии сбродом, не имеющем никакого отношения к осетинскому народу, а единение юга и севера нашей Родины «ахинеей» и «истерией»... Надо ли говорить, что в подобных посылах прослеживается большая опасность для национального единства, в общем, и политической стабильности в регионе, в частности. Однако, обо всем по порядку.
Диалектика Парламента
Сессия северо-осетинского Парламента, которой завершался февраль месяц, обещала быть рутинной. Но неожиданно возникла активная дискуссия, в центре жарких споров оказался осетинский язык, вернее утвержденная Конституцией РСО-А его разделенность на два диалекта – иронский и дигорский.
Обсуждалась статья 15 Основного закона Республики, в которой определен статус осетинского и русского языков. Конституция гласит:
1.Государственными языками Республики Северная Осетия-Алания являются осетинский и русский.
2.Осетинский язык (иронский и дигорский диалекты) является основой национального самосознания осетинского народа.
И здесь представители парламентской фракции партии «Патриоты России» высказались за то, чтобы из Конституции было изъято упоминание о дигорском диалекте. Депутат Виталий Чельдиев, напомнил, что до 12 ноября 1994 года общенациональным языком в Республике был осетинский. Он считает, что в 1994 году, когда принималась Конституция, осетинский язык опустили до диалекта.
На прошедшей сессии депутаты, тем не менее, оставили положение о диалектах без изменений. Чельдиев заявил, что народные избранники, одобрив конституционный закон в прежней редакции, «отправили на погост осетинский язык». «Нельзя раскалывать общество, нельзя вносить интересы ущелий. Сегодня, когда закон был принят, вы начали аплодировать. Сегодня мы осетинский язык отправили на погост этими аплодисментами», – был категоричен представитель партии «Патриоты России».
Не менее эмоционален и образен был еще один представитель этой партии – депутат Дзамболат Тедеев. «Я даже в страшном сне не мог себе представить, что у нас в Конституции есть еще и дигорский диалект. Почему мы друг друга делим на диалекты? Почему вообще об этом говорим? Почему, если дигорский есть, давайте кударский и чысанский внесем. Нет проблем. Но это путь в никуда», – сказал Тедеев.
Предложение Тедеева проголосовать против закрепления диалектов осетинского языка в Конституции, прозвучавшее на сессии, не было принято. Спикер парламента Алексей Мачнев призвал принимать решения с «холодной» головой и предложил вернуться к обсуждению вопроса позже
На упомянутой сессии дискуссия не ограничилась только мнением депутатов от «Патриотов России». Представитель другой парламентской партии «Справедливая Россия» Мурат Кисиев предложил для равноправия закрепить в Конституции все диалекты осетинского языка. При этом руководитель фракции данного политического объединения Гарий Кучиев своего коллегу по партии не поддержал. «Сегодня мне тяжело об этом говорить, потому что с моей фамилией я имею отношение и к тем, и к другим. Я родился в Нузале, откуда вышли Ос-Багатар, Сослан-Давид. Здесь Коста научил нас читать и писать. Я тоже понимаю, что есть осетинский язык. Он должен быть. Все остальное – неправильно. И не надо из этих говоров делать языки. Мы все братья. Это раз и навсегда», — сказал он.
Депутат от «Единой России» Заур Битаров предложил этот вопрос обсудить на круглом столе с привлечением общественности.
Слов нет, одни эмоции
Здесь необходимо выразить сожаление относительно недостаточной осведомленностью части народных избранников о языковой ситуации в Осетии. Так, на сессии депутат Чельдиев в оправдании своей позиции заявил: «До 1994 года общенациональным языком Северной Осетии являлся осетинский, то есть литературный язык, на котором и в Осетинском театре играли, и на радио и телевидении выступали. Самое интересное, что на этом же литературном иронском языке все свои постановки ставил юго-осетинский театр. На юге считали, что это классический, общенациональный язык. Сейчас зайдите в театр, там вы не услышите больше ни одного слова на иронском, они перешли на кударский говор», – сказал он.
Мы верим, что Чельдиев действительно заходил в юго-осетинский театр или присутствовал на его гастролях во Владикавказе. И мог наверняка слышать кударский говор, но исключительно в кулуарах, потому что на сцене актеры говорят на литературном осетинском. И этот факт не может быть даже оспорен.
Тот же «справедливоросс» Кисиев заявил: «Чтобы прийти к единому знаменателю, нужно вписать другие диалекты. Тогда будет равноправие». Но в осетинском языке всего два диалекта и они оба уже «вписаны» в Конституцию РСО-Алания, а другие языковые различия являются всего лишь говорами иронского диалекта.
Но все эти недопонимания лишь цветочки по сравнению с последствиями, которые вызвала перепалка в Парламенте РСО-Алания. Часть осетинского социума посчитала критическую позицию депутатов относительно присутствия в Конституции дигорского диалекта, как попытку дискриминации дигорцев. И больше всего досталось представителям южной ветви осетинского народа, которые в обывательской среде именуются как «кударцы». Причина в том, что к этой части этноса и относится Дзамболат Тедеев.
Тут уж высказались все, кто посчитал его предложение «убрать» дигорский диалект из Конституции личным оскорблением: от депутатов Государственной думы РФ до простых граждан. Впрочем, выступления были не только с обидой, но и с разумными доводами. При этом сам Дзамболат против дигорского диалекта, как такового, ничего не имел. После сессии на своей странице в Инстаграмм депутат сделал уточнение своей позиции: «Мое выступление вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как было не совсем корректно истолковано. Хотелось бы вновь четко и ясно обозначить свою позицию. В Конституции РСО-Алания говорится следующее: «Осетинский̆ язык (иронский и дигорский диалекты) является основой̆ национального самосознания осетинского народа». Лично я против подобного разделения. Нельзя делить осетинский̆ народ по диалектам, по ущельной̆ принадлежности, по вероисповеданию и т.д. Согласитесь, что подобное противопоставление вносит лишь раскол в общество. Ведь мы – единый народ, у нас одна история, одна культура, одни традиции и обычаи. У нас одно прошлое, настоящее и будущее. Именно в этом заключалась моя основная мысль. Цель – консолидация и единство, но ни в коем случае не ущемление кого-либо. Уверен, что абсолютное большинство правильно поймет и поддержит данный посыл».
Обвинять «кударцев» в предвзятом отношении к дигорцам может только человек малосведущий в истории. Доброе отношение в 1920 году жителей именно Дигории к беженцам из преданной грузинским правительством огню Южной Осетии закреплено у нас в коллективной памяти. Уверены, что те дигорцы, которые ополчились сегодня на «кударцев», даже не осведомлены о том, что в горной Дигории южные осетины, согласно народным преданиям, вообще считаются племянниками дигорцев.
Хочется отметить такую важную деталь, которую не учитывают сторонники региональной спесивости. Когда критикуются «кударцы», многие забывают, что немалый процент из них – это переселенцы из севера Алании. Например, часть жителей региона Урс-Туалта в РЮО относительно недавно мигрировали сюда из Куртатинского ущелья РСО-Алании. Есть в Южной Осетии и дигорский пласт – фамилия Сагкаевы является производной от дигорской Секинаевы. Общность двух фамилий не только в созвучии, но и в отнесенности к ней знаменитой легенды о «Сагкаевском (Секинаевском) черте».
Мæсыг хи дурæй хæлы
Всю эту историю с диалектами можно было бы списать к обычным безобидным внутриэтническим пикировкам, которые свойственны всем народам, имеющим разделенность на этнографические группы. Вот высказали депутаты свое мнение эмоционально, но диалекты то ведь по-прежнему являются частью утвержденной законом действительности. Казалось бы, вопрос исчерпан! Но неожиданно языковая тема вышла за стены северо-осетинского Парламента и стала болевой точкой. Отдельные высказывания в СМИ, и особенно в социальных сетях поставили Осетию на грань взрыва. И назревает уверенность, что конфликт внутри осетинского общества имеет далеко идущие цели, и диалекты тут не причем.
Интересно мнение по этому поводу главы «Стыр Ныхса» Руслана Кучиева. «В сети Уатсап распространяются необдуманные высказывания (4 аудиофайла) какого-то провокатора, пытающегося натравить одну часть нашего народа на другую. Прислали их и мне на телефон. Я не знаю кто это, возможно кто-то из тех, кто сидит далеко и хорошо. Такие обычно думают, что возможности Интернета и удаленность оградят их от ответственности за свои высказывания… Большинство из нас уже хорошо знает, что Интернет, социальные сети, мессенджеры давно превратились из места общения по душам в мощнейший инструмент манипулирования общественным мнением. И нам необходимо научиться огораживаться от множества провокаций и дезинформации».
Высказывания упомянутого Р.Кучиевым анонима содержат оскорбления в адрес представителей южной ветви осетинского народа. Себя он называет дигорцем и каждое его слово сквозит ненавистью к соплеменникам на юге.
Относительно персоны клеветника и мракобеса можно сказать многое, даже не зная его ФИО. Если внимательно прослушать запись, то можно догадаться, что живет он в англоязычной стране. Что он сторонник раскола Алании, призывая к созданию отдельной Дигорской республики. А то, что доморощенный провокатор оправдывает преступные действия грузинских властей и осуждает политику России в Южной Осетии, говорит о его антироссийской позиции.
Впрочем, персона анонима-провокатора практически идентифицирована благодаря его знакомым. Интересующие могут зайти на страницу Р.Кучиева на Фейсбук, здесь одна из пользовательниц данной социальной сети прямо называет имя и фамилию этого человека и даже характер его деятельности. В таком случае живет этот провокатор во Флориде, США. И тогда последний пазл складывается. Ни для кого не секрет, что на Западе идет большая работа по дестабилизации ситуации в России и на Кавказе, в частности. Что только не делается для того, чтобы стравить друг с другом кавказские народы и создать еще один очаг напряженности в регионе. На прицеле в первую очередь осетины, которые в числе последовательных сторонников российской государственности. В ход идут все возможные методы: от территориальных конфликтов до попыток натравить на осетин соседние народы в псевдоисторическом споре за аланское наследие.
А теперь вот попытка разжечь внутриэтнический конфликт руками наших же соотечественников, окопавшихся за рубежом. Не удивимся, если выяснится, что и непосредственно в Осетии действуют скрытые агенты влияния западных спецслужб. Очевидно, уже есть и проект «создания» осетинского Навального.
Потому необходимо понимать истинную природу событий, которые разворачиваются сегодня на Кавказе. Проявлять бдительность. И наказывать таких вот товарищей. Тут беспечности и толерантности попросту не место.
Л.Джиоев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.