Оконский триптих – долгая дорога домой
В Швейцарии после долгого перерыва, связанного с угрозами COVID-19 возобновились международные дискуссии по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье. Это 51-й по счету раунд, начиная с 2008 года. Обсуждение проходило в двух секциях – по безопасности и по гуманитарным вопросам. Разговор представителей сторон-участниц шел о вопросах безопасности на границе, о необходимости делимитации и демаркации линии разграничения между Южной Осетией и Грузией. Представители Южной Осетии, Абхазии и России выразили серьезную обеспокоенность в связи с милитаризацией Грузии и расширением военного присутствия НАТО в этой стране.
Но были и вопросы, имеющие исключительно осетинскую тематику. Представители Республики в очередной раз поставили вопрос о пропавших без вести граждан РЮО, и обратили внимание на дискредитацию жителей осетинской национальности ущелья Тырсыгом. Но не только. Среди тем для обсуждения было предложено решить судьбу знаменитой иконы-троескладня, известной больше как «Оконский триптих».
«Вопрос возвращения «Оконского триптиха» Южной Осетии стоит практически на каждом раунде Женевских дискуссий. Об этом говорим и на встречах в формате МПРИ в Эргнети», – рассказал нам глава юго-осетинской делегации М.Джиоев. Он пояснил, что эта икона находилась в Краеведческом музее в Цхинвале с 1925 года. Собственно говоря, сказал Джиоев, вернее было бы говорить «Триптих из церкви в селении Тигва», ведь именно там она и обреталась. «Икона была похищена из Краеведческого музея в Цхинвале в январе 1991 года, в числе других экспонатов. Позже была обнаружена при попытке продажи на аукционе в Женеве в 2001 году. На обратной стороне иконы была надпись, указывающая на ее принадлежность цхинвальскому музею. Раритет был арестован полицией и снят с аукциона», – рассказывает Джиоев. Отметим, что икона была похищена в январе 1991 года, в период, когда часть города, где находился музей, была оккупирована грузинской милицией.
Факт попытки продажи древней реликвии на аукционе в Женеве получил огласку в СМИ, запрос на передачу иконы делали и власти Южной Осетии, и Грузии. Прав на «Оконский триптих» больше, конечно же, у Южной Осетии. Но симпатии Запада были на стороне Грузии. Посол Швейцарии в Грузии вручил трое-складень 26 мая 2004 года лично М. Саакашвили на торжествах по случаю дня независимости этой страны.
Вопрос передачи Южной Осетии церковной реликвии юго-осетинской стороной поднимается регулярно. При этом предлагается оформить это как акт, который мог бы посодействовать появлению ростков доверия народа Южной Осетии к властям Грузии. «Говоря о триптихе, я всегда напоминаю грузинским представителям, что эта икона помогает только тем, у кого она находится на законных основаниях. Неспроста не помогла она Грузии, скажем, в 2008 году, хотя достоверно известно, что икона была привезена в прифронтовое селение Никози в церковь св.Раждена», – отметил М.Джиоев
Грузинская сторона не может и не отрицает нахождение триптиха в Грузии. На одном из заседаний представители Грузии на Женевских дискуссиях, отвечая на требование наших переговорщиков, предложили передать Южной Осетии копию. «Мы ответили, что себе они могут сделать хоть десять копий, но нам нужен оригинал», – был категоричен глава юго-осетинской делегации в Женеве.
Мурат Джиоев рассказал, что однажды он пригласил сопредседателей женевских дискуссий во время их посещения Цхинвала в Национальный музей, где показал им запись в инвентаризационной книге. Здесь икона обозначена под порядковым номером №1160 – факт неопровержимо доказывающий то, кому принадлежит раритет.
В настоящее время икона-троескладень находится в Государственном музее Грузии. Относится к XI веку, представляетсобой выполненный из слоновой кости, украшенный жемчугом, золотом и серебром триптих с изображением Христа с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей, а также двумя ангелами вверху (в средней части) и шести святых (на боковых створках). Высота иконы – 20,32 см.
При обсуждении судьбы «Оконского триптиха», непроизвольно возникает ассоциация с т.н. «Крымским золотом». Это коллекция скифского наследия из нескольких музеев Крыма, которая в феврале 2014 года экспонировалась в Амстердаме (Нидерланды) на выставке «Крым – золотой остров в Черном море».Дело в том, что после возвращения Крыма в состав России Украина настаивает на том, что все экспонаты должны вернуться украинскому государству, а не в крымские музеи. Амстердам не стал принимать подобное решение на себя, и стороны обратились в суд. Судебная тяжба продолжается по сегодняшний день. Дело в том, что в рамках Конвенции ЮНЕСКО 1970 года о средствах запрета и предупреждения незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на предметы культурного наследия голландский суд принял промежуточное решение в пользу Украины на том основании, что Конвенция применима только в отношении суверенных государств, коим Республика Крым не является, а находится в статусе российской территории.
Южная Осетия является признанным государством и если бы сейчас в Женеве разбиралось дело о правообладании «Оконским триптихом», то исход был бы иным. Но сегодня икона уже в грузинском музее, и власти Тбилиси не намерены восстанавливать справедливость. Более того есть сведения, что часть драгоценных камней, украшавших церковную реликвию, уже утеряна. Что, к слову, видно и по прилагаемой фотографии.
Впрочем, мы уверены, что благодать иконы будет распространяться на юг Алании и из ее временного заточения. И что когда-нибудь в день почитания национальной реликвии икона вернется на место своего бытования в храм в селение Тигва Знаурского района Государства Алания. Став символом примирения и равенства.
Р.Кулумбегов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.