Снова к теме необходимости воссоздания музея Боевой славы как дань Великому Подвигу
В недавнем прошлом в столице Южной Осетии были все атрибуты познавательно-развлекательной сферы: Городской парк культуры и отдыха, несколько кинотеатров, городское озеро, главная площадь, где проходили торжества, центральный фонтан, библиотеки, выставочный зал... И, конечно же, музеи, которых в столице было три – Краеведческий музей, дом-музей В.И. Абаева и музей Боевой славы. Со временем Краеведческий музей «дорос» до Национального. Дом-музей Васо Абаева, сгоревший до основания в августе 2008-го, подобно театру, ждет своего полноценного возрождения. А вот музей Боевой славы просто канул в лету. Именно о его судьбе и необходимости его воссоздания «Республика» вновь решила поговорить.
Музея Боевой славы не был уничтожен в результате боевых действий, ни в 90-х годах, ни в 2008-м, тем не менее, де-факто он не существует… Экспозицию начали расхищать еще в 90-х годах, первыми отсюда «пропали» станковый пулемет «Максим» и ручной пулемет «Дегтярева». Тогда это имело какое-то объяснение – их экспроприировали бойцы народного ополчения для нужд обороны Цхинвала. Основные экспонаты же в большинстве своем были сохранены. Впоследствии, долгие годы судьба музея Боевой славы была напрямую связана с жизнью и деятельностью его директора Валерия Гассиева, который был большим фанатом своей работы и настоящим хранителем музея. Однако, после его смерти музей постепенно приходит в упадок, экспозиции уже не обновляются,
учреждению должного внимания не уделялось. Последний раз он принял посетителей – ветеранов и школьников – в мае 2008-го года (предлагаемое фото именно того периода), когда, можно сказать, был уже на последнем издыхании. А после войны августа 2008 года попросту пришел в запущение. В одно время здесь в прямом смысле гулял ветер. Как-то, кстати, по этому поводу была высказана мысль, что музей был расхищен, но это несерьезное суждение. В таком случае, скажем, кто мог унести из музея наглядные экспонаты, настенные плакаты, портреты, фотографии военных лет? Так что все дело в нашей элементарной безалаберности и безответственности. К тому же, если у музея нет хозяина, то он обречен. Именно поэтому то, что осталось от прежнего содержания, «спокойно» было утеряно во время ремонта здания в послевоенное время.
Уже в послевоенное время сюда, в помещение на первом этаже пятиэтажки по ул. Таболова, была переведена юношеская библиотека. Этому решению существует вполне оправданная причина – необходимость перевода была вызвана тем, что ранее библиотека занимала помещения, принадлежащие Юго-Осетинскому Научно-исследовательскому институту (ЮОНИИ). Руководство института давно и справедливо ставило вопрос об освобождении своих площадей.
В результате вынужденных метаморфоз, теперь экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, представлена во вновь отстроенном Национальном музее. Но насколько подобная замена достойна соответствия? Имеется в виду прежняя масштабность. Будем откровенны, в Национальном музее и так немного места, чтобы можно было открыть полноценный отдел, посвященный Великой Отечественной войне. Тут бы старину обустроить, скифо-сармато-аланскую тематику широко высветить. А еще лучше предоставить каждой эпохе отдельный зал для более лучшего восприятия. Да и предметы Тлийской культуры, при своем разнообразии и многочисленности, спокойно «потребуют» свой зал. Только музей, при всем его великолепии, территориально стеснен, чувствуется, что места не хватает. А тут еще Музей Боевой славы... Именно поэтому несколько лет подряд мы настаивали на отведение под дополнительные территории музея место бывшего кинотеатра «Фидиуæг». Не услышали…
Однако, воссоздавать Музей надо. Что делать с юношеской библиотекой? Возможно подобрать другую площадку. Почему, к примеру, она не может располагаться в том же здании Республиканской библиотеки им. Анахарсиса. Тем более, что здесь есть площади, которые занимают организации, к библиотечному делу никакого отношения не имеющие. К тому же, будем честны, библиотеки сегодня уже не востребованы как прежде, и в настоящее время являются по большей части книгохранилищами, чем объектами стремления, жаждущих знаний, читателей. Даже в советское время их работникам часто приходилось идти на разные ухищрения, чтобы показать в отчетности высокую посещаемость. Теперь же порой читателей здесь в течение дня бывает меньше, чем самих работников библиотеки. Таковы веяния времени перемен, надо быть объективными. При этом библиотекарям, безусловно, низкий поклон за преданность делу.
В то же время музей Боевой славы всегда привлекал внимание жителей Республики и гостей столицы. Да и школьники сюда постоянно приходили с экскурсиями – музей был очень хорошим подспорьем для преподавателей истории. Почему мы снова заговорили о музее Боевой славы? Данную мы действительно поднимаем периодически. Последний раз ставили вопрос необходимости возрождения Музея в конце прошлого года – под начало подготовки страны к знаковой дате – 75 лет Великой Победы. Сейчас говорим также заранее – в преддверии 80-летия начала Великой Отечественной. Думается, не совсем верно, что в Южной Осетии, чьи сыны внесли свой незабываемый вклад в общую Победу, больше нет своего музея Боевой славы. Музея, в котором был бы отражен подвиг советского солдата на полях сражений в Великой Отечественной войне. И наш долг перед памятью Великого Подвига – воссоздать данный музей. Потому что, если мы не сделаем это сейчас, то не сделаем уже никогда.
Любая столица, помимо всего, привлекательна, в том числе и своими музеями. А также их количеством. И оставшегося времени, менее чем в год, для воссоздания музея Боевой славы при желании вполне достаточно. Сыны юга Осетии этого заслужили. Но почему-то есть опасение, что о необходимости воссоздания музея в Правительстве у нас не думают и навряд ли соответствующие расходы внесены в бюджет на 2021 год. Хотя это именно тот случай, когда сильно хочется ошибаться. Однако…
С.Остаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.