Коллизии соглашения об интеграции или Когда российская таможня даст добро?
Сегодня в Республике несколько актуальных проблем. Одна из них – это нарастающая статистика заболевания COVID-19, вторая – усложнение таможенных процедур на российско-югоосетинской границе и вызванный этим дефицит ряда наименований в торговой и аптечной сети... И если первая проблема решается усилиями местных властей, то вторая не решится без доброй воли российской стороны.
Подводные камни
В апреле 2016 года было заключено Соглашение об интеграции таможенных органов Южной Осетии с таможенными органами России. Тогда казалось, что создание единого таможенного кластера снимет все проблемы с доставкой грузов в Южную Осетию и облегчит, соответственно, экспорт из Республики. Поэтому данное соглашение в Цхинвале отмечали как большое достижение. Но на деле вышло наоборот.
Безусловно, положения Соглашения не могли не вселять оптимизм. В преамбуле документа было указано главное – стремление к развитию торгово-экономического сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды. При этом, статья вторая Соглашения указывала, что таможенные органы РЮО до 2020 года интегрируются с таможенными органами России «путем реализации мероприятий по переходу РЮО на право Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования»...
Положения об интеграции действительно впечатляли. Так, российская и юго-осетинская таможни на основе взаимности признают результаты таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско-югоосетинскую государственную границу. При этом, таможенные органы Республики используют средства таможенной идентификации (пломбы, оттиски печатей, штампы), применяемые таможенными органами России. Более того, юго-осетинские таможенники должны были работать не на посту в с.Рук (РЮО), а на многостороннем грузопассажирском автомобильном пункте пропуска Нижний Зарамаг (РСО-Алания). И произвести эту передислокацию уже к… 2017 году.
С 1 января 2018 года вступил в силу Евразийский таможенный кодекс. Но неоднозначные последствия этого акта в Южной Осетии ощутили только в первой половине 2020 года. Именно в этом году положения кодекса стали требоваться российскими таможенниками по полной программе.
Нет, конечно, сложности были и ранее, провоз грузов через границу с РФ периодически становился затруднительным. Но ненадолго. Обычно подобное происходило в начале и конце календарного года. А в остальное время строгость и требования российских таможенников сменялись либерализмом. Однако, теперь уже который месяц послабления все не наступают и не наступают.
Как считают многие предприниматели и грузоперевозчики, прежние правила были лучше адаптированы к юго-осетинским реалиям, они не предполагали таких строгих требований к оформлению грузов. При этом проблемы подобного рода ранее решались на уровне личных контактов руководства Республики и российских таможенных органов. Иногда понимание можно было найти даже у рядового таможенника. Сегодня этого уже нет.
Всегда ли закон во благо?
Сегодня на юго-осетинском участке российской границы действуют правила Евразийского Таможенного союза, которые многие юго-осетинские предприниматели не в состоянии выполнить. Дело в том, что из-за небольших объемов нашего рынка товары в Республику завозятся не единым массивом, а в ассортименте – десятки наименований в небольших количествах. Задекларировать все позиции порой невозможно. Причем оформление каждого товара возрастает в денежном эквиваленте.Предприниматели приобретают свой товар мелкими партиями на торговых базах Северного Кавказа. Единственный документ, который юго-осетинские грузоперевозчики могут предъявить на груз – это товарный чек с накладной. Поэтому большинство из них в принципе не в состоянии выполнить действующие на российской таможне требования Евразийского таможенного союза по оформлению грузов, включая сертификацию товаров.
Непростая ситуация и с въездом в Российскую Федерацию. Доходит до абсурда. Так, одному гражданину запретили провезти с собой пятилитровую емкость с вином, мол, вино – это акцизный товар. В недоумении оказалась и бабушка, которой запретили провезти сыр! Говорят об ограничениях при провозе даже одной банки с медом…
Еще одна проблема с завозом лекарств. Сложности на российской таможне, которые возникли у аптекарей из Южной Осетии, уже отразились на ассортименте лекарств и их стоимости в аптеках Республики.
Проблема с таможней непростая. Поэтому руководство Республики совместно с российскими коллегами старается выработать механизмы, способные существенно снизить проблемы с ввозом товаров в Южную Осетию через российскую таможню. На сегодняшний день идет работа с Федеральной таможенной службой РФ, с министерством экономического развития.
На проблему с перевозом товаров и грузов между РФ и РЮО можно смотреть по-разному. С одной стороны, российские таможенники не требуют каких-то незаконных деклараций, все прописано в Евразийском таможенном кодексе. Закон суров, но это закон! Но надо понимать и другое. Если в представлении российского таможенника молоко и детское питание – это импорт, для жителя Южной Осетии это просто перемещение товара из оптовой базы в розницу. И не имеет значения то, что покупал он это молоко в Нальчике или Пятигорске. Все мы в Южной Осетии чувствуем себя частью России и не понимаем попыток убедить нас в обратном. Но, кажется, кто-то старается нам дать понять, что это всего лишь иллюзии.
В части свободы перемещения товаров и людей через российско-югоосетинскую границу положительную роль могло бы сыграть вступление Южной Осетии в Таможенный союз Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом говорится давно, но постоянная работа в этом направлении не ведется. Между тем, данное вступление бы привело не только к снятию таможенных барьеров с Россией. Новый статус Государства Алания дал бы импульс местным производителям по выходу на более отдаленные региональные рынки.
Сегодня главная проблема Южной Осетии в том, что она находится в зачаточном макроэкономическом развитии и для членов Евразийского таможенного союза наша страна пока не представляет интереса как импортер. Это микрорегион, который пока не является важным элементом для таких крупных экономик, как казахстанская, российская или белорусская.
Пока что вступлению Южной Осетии в Таможенный союз мешает ряд факторов. Ключевые из них – особый статус Республики на международной арене и позиция Белоруссии и Казахстана. Особенно позиция последней страны. Для Минска не столь существенны связи с Тбилиси, как для Астаны, которая имеет достаточно разноуровневые и разнообразные экономические связи и проекты, и ее интересует ряд транспортных проектов на территории Грузии… Однако Цхинвал может сотрудничать со странами ЕАЭС в некоторых экономических проектах и без полного присоединения ко всему пакету документов объединения.
Но пока в этом вопросе нет окончательной определенности и из причастности к ЕАЭС мы ощущаем пока что сложности в части реализации требований Таможенного кодекса...
С.Остаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.