Бессмертный подвиг людей в белых халатах
За пять дней августа 2008-го года медики Южной Осетии провели более трехсот операций, многие из которых впоследствии были признаны уникальными. О профессионализме в экстремальных условиях и мужестве наших врачей и тогда, двенадцать лет назад, и сегодня, когда уже из памяти невольно стираются многие эпизоды кровавого августа, говорили и говорят все – раненые, их родственники, очевидцы, волею случая оказавшиеся в подвале больницы.
«В те дни я видел в подвале республиканской больницы все: кровь, смерть, боль – физическую и душевную, – в хронике послевоенных воспоминаний очевидцев эти слова одного из ополченцев нашли свое отражение. – Разум поражало абсолютно все и надежда на выживание угасала с каждым часом. Казалось, происходящего не замечали только врачи, упорно боровшиеся за каждую человеческую жизнь. В память надолго врезались лица Айвара Бестаева, Константина Серветника, Георгия Гогичаева (Джино), других хирургов, которые все эти дни беспрерывно оперировали раненых. Эти люди совершали, по большому счету, невозможное с учетом имеющихся условий и средств»...
Для медиков Южной Осетии война началась гораздо раньше. Уже первого августа, когда начались снайперские обстрелы в районах Республики. И первого августа, и в последующие дни в травматологическое отделение республиканской больницы стали поступать многочисленные раненые. Палаты были практически переполнены. Уже тогда администрация больницы приняла решение о необходимости усиления дежурных бригад, а также увеличении численности медперсонала, которые работали по графику. Тогда же руководство больницы заверило, что медучреждение готово принять до ста человек единовременно. Тем не менее, все произошедшее в ночь с 7 на 8 августа застало юго-осетинских медиков врасплох.
Никто не ожидал, что вражеские позиции целенаправленно начнут обстреливать медицинские объекты – республиканскую больницу и родильный дом. Людмила Келехсаева, в августе 2008 года заместитель главврача республиканской больницы, вспоминает, что решение о том, чтобы спуститься в подвал и перенести туда всех пациентов, принималось уже под обстрелом, спонтанно. «В травматологическом отделении находились люди, когда в результате попадания нескольких снарядов там начался пожар, – рассказывает Людмила Платоновна. – Врачи отделения Константин Серветник, Зураб Гобозов и Джино Гогичаев с медсестрами спешно сносили раненых в подвал. Наверное, эти люди совершенно потеряли чувство страха, поскольку они забегали в охваченные огнем палаты и тушили очаги возгорания, выбрасывали из окон горящий инвентарь». Доктор Келехсаева вспоминает, что в подвале в первые пару часов была кромешная тьма, но уже вскоре электрики больницы сумели пробраться под обстрелами в здание и включили электрогенератор.
«После полуночи в больницу стали привозить раненых и погибших, – вспоминает врач. – Трупы оставляли прямо в приемном отделении, живых сносили в подвал, а там уже на месте наши хирурги оценивали степень тяжести раненых и принимали решение о дальнейшей помощи. Ранения, конечно же, были различной степени сложности, многие были в бессознательном состоянии, с большой потерей крови. В первую очередь оперировали особо тяжелых, кровь сдавали на месте сами же врачи, медсестры, санитарки. Среди медперсонала были такие, которые сдавали кровь по 2-3 раза за сутки. Организм, конечно же, не выдерживал, многие падали в обморок. Скажу откровенно, в некоторых особо тяжелых случаях казалось, что операции бесполезны и многих тяжелораненых мы спасти не сможем».
Уже после прекращения боевых действий российские военные врачи, прибывшие в Республику на помощь, высоко оценили действия своих юго-осетинских коллег. Проведя столько тяжелых операций в экстремальных условиях, они сумели спасти всех, кого в подвал республиканской больницы смогли доставить живым. Более трехсот операций разной степени сложности, некоторые из которых, по мнению опытных российских военных хирургов, не проводятся даже в экспериментальных клиниках. «Кроме наших хирургов, которые непосредственно занимались операциями все эти пять дней, а это были Григорий Кулиджанов, Айвар Бестаев, Константин Серветник, Александр Остаев, Георгий Гогичаев, Зураб Гобозов, большую помощь в спасении раненых оказали молодые врачи, работающие за пределами Южной Осетии, но находящиеся на тот момент в Республике, – продолжает Людмила Платоновна. – Это Вадим Медоев, Томас Джигкаев, Костя Гагиев, Александр Тигиев и другие. Они под обстрелом приносили раненых прямо с улиц и оказывали им первую помощь».
Каждый, кто в эти дни работал в республиканской больнице и боролся за человеческие жизни, уже герой. Но есть в хронологии пяти дней августа отдельные эпизоды, которые как нельзя лучше характеризуют не только профессиональные, но и человеческие качества наших врачей. «Когда в подвал стали поступать вести о том, что фактически весь город охвачен огнем и жертв очень много, никто из медперсонала не сдвинулся с места, – рассказывает Людмила Келехсаева, – а ведь у многих дома оставались семьи, родные, близкие. Но даже перед лицом огромной опасности каждый из наших врачей поставил во главу угла чувство долга, ведь стоило кому-то из хирургов отлучиться даже ненадолго и это кому-то могло стоить жизни. Наши хирурги Джино Гогичаев и Айвар Бестаев оперировали за разными столами, когда кто-то принес весть о том, что горят их дома. Джино был шокирован, ведь утром, уходя на дежурство, он оставил дома жену и ребенка. И, тем не менее, он не сдвинулся с места, пока начатая операция не была доведена до конца. Только после этого он сел в машину и под обстрелами поехал искать семью. Что касается Айвара Бестаева, то он вообще не сдвинулся с места, на тот момент он, казалось, не замечал ничего и никого, кроме своих пациентов».
Уже после войны и переправки прооперированных пациентов во Владикавказ и Москву, юго-осетинским врачам было адресовано много слов благодарности и выражений чувств признательности, ведь практически никому из тех, кто был прооперирован в подвале Цхинвальской больницы, повторная операция уже не понадобилась. За прошедшие двенадцать лет в жизни большинства героических врачей августа 2008-го почти ничего не изменилось. По-прежнему в республиканской больнице работают Костя Серветник, Джино Гогичаев, Александр Остаев, Григорий Кулиджанов... Работают так же самоотверженно, на пределе своих возможностей, всячески избегая напоминаний о своих заслугах перед Отечеством. Работают как и прежде. Но уже без Айвара Бестаева, доктора с большим сердцем и золотыми руками, который безвременно ушел из жизни несколько лет назад. Человек, который был одним из олицетворений экстремальной юго-осетинской медицины, спасший сотни жизней, сложно переживающий состояние отечественной медицины уже в мирное время, так и не смог уберечь себя... Но жизнь продолжается. И подвиг людей в белых халатах, связанный со спасением сотен жизней, не может быть забыт. Сколько бы лет ни прошло и как бы не менялись обстоятельства.
Рада Дзагоева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.