Вкусовые особенности внешней политики или о необходимости патентирования
Мы уже не раз писали, что одним из элементов этнической идентификации, безусловно, является национальная кухня. Скажем, при упоминании плова и басма перед нами всплывает образ Узбекистана, борщ и сало ассоциируются с Украиной, долма и суджух с Арменией, свои «исконные» блюда есть у итальянцев, мексиканцев, индусов… Немало брендов в кухне народов мира также связаны и с осетинами – осетинские пиво, пироги, сыр... Но на самом деле разнообразие и особенность нашей национальной кухни куда более широко. Другое дело, что эти особенности в наше время должны быть закреплены юридически, поскольку национальная кухня давно уже стала одним из внешнеполитических направлений и война патентов продолжается уже далеко не первый год. И то, что Алания пока не участвует в этом обязательном процессе, посягательства на нашу национальную кухню, и, в первую очередь, со стороны все той же Грузии, никто не отменял.
В 2017 году Министерство сельского хозяйства России официально анонсировало Стратегию развития брендов с наименованием места производства товаров, хотя работа по данному направлению осуществлялась и ранее. Но именно после обнародования Стратегии интерес к регистрации региональных брендов в России значительно вырос. По данным Роспатента, только в минувшем 2019 году число заявок на регистрацию наименования места происхождения то-вара (НМПТ) выросло на 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тут следует заметить, что мировую «патентную» тенденцию мы уже ощущаем на себе. К примеру, по данным владельцев некоторых торговых точек в городе Цхинвал, сегодня наши граждане при покупке сливочного масла, скажем, выбирают продукт белорусского производства. Очень заметна географическая индикация и в других продуктах, напитках. Например, в Адыгее местные производители закрепили за собой право производства сыра на территории республики. Поэтому производители из других регионов тем самым лишились возможности называть выпускаемую продукцию «адыгейским сыром» в связи с правами на наименование места происхождения товара (НМПТ). По закону НМПТ закрепляет именование по географическому принципу, и его основным отличием от товарного знака становится связь с регионом. Аналогичные права региональные производители получили на тульский пряник, вологодское масло, минеральные воды «Ессентуки» и «Нарзан»...
Одним из первых на постсоветском пространстве в «войне патентов» стартовала Грузия. Власти этой страны еще в 2011 году запатентовали более 30 наименований национальных продуктов в качестве национального бренда. Патент получили виноградная водка – чача, сулугуни, хачапури, мацони, чурчхела, минеральная вода «Боржоми» и другие. Более того, по словам руководителя «Грузпатента» И. Гваладзе, патентование грузинских брендов продолжается и на данном этапе Грузия запатентовала больше всех национальных брендов, чемдругие государства постсоветского пространства. Впрочем, для Грузии слова «запатентовал» и «присвоил» давно уже однокоренные. Именно поэтому сегодня уже идет противостояние Тбилиси и Сухума по поводу различных блюд национальной кухни. Так, патентный поверенный Абхазии Н. Кварацхелия заявила, что такая продукция, как сулугуни, чурчхела, чача представляют элемент абхазской национальной кухни и не принадлежат только Грузии. Но поскольку Тбилиси опередили в брендировании, абхазы сейчас вынуждены запатентовать ту же чурчхелу как аджанджух.
А что же Алания, спросите вы? Безусловно, осетинская традиционная кухня имеет полное право достойного представительства как торговая марка, национальный бренд. Осетинские пироги, пиво, сыр, медовый напиток «ронг», кефир «къæпыйы мисын», дзыкка, туаг и многое другое достойны быть запатентованными. В мае 2019 года глава севера Осетии Вячеслав Битаров, выступая на форуме «Сообщество» во Владикавказе, заявил, что осетинские пироги могут стать брендом, добавив, что пироги давно стали символом Республики и чтобы раз и навсегда определить, какое блюдо можно считать настоящим осетинским пирогом, появится бренд с запатентованной и утвержденной рецептурой. К примеру, бренд «Осетинский сыр» уже зарегистрирован таким же образом.
В июне 2019 года уже на юге Осетии члены Правительства рассмотрели и приняли законопроект «О патентных поверенных». Документ касается приобретения статуса патентного поверенного, то есть лица, имеющего право ведения дел, связанных с интеллектуальной собственностью и ее охраной. Также были внесены изменения в закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименований мест происхождения товаров». После одобрения данного законопроекта, по словам, заместителя председателя Комитета стандартизации и метрологии РЮО Гульнази Кокоевой, он был направлен на рассмотрение в Парламент Республики Южная Осетия. В законодальном органе страны нас в свою очередь заверили, что с 28 июня 2019 года эти законопроекты находятся в Парламенте и, по словам председателя Комитета по экономике, малому предпринимательству и сельскому хозяйству Алана Техова в ближайшее время будут приняты.
Добавим, что именно эти два закона должны способствовать регулированию в полном объеме патентирования национальных блюд Осетии и поставить своеобразный заслон от посягательства на элементы нашей национальной кухни. А защищать придется множество направлений, которые были «прихватизированы» соседними народами за последние века. К примеру, уже запатентованный Грузией пирог с начинкой из сыра с названием хачапури, является примером воровства и калькой с наших национальных пирогов. Во-первых, хачапури появился в перечне блюд грузинской кухни сравнительно недавно. Кроме того, само название – «хачо пури» – хлеб с творогом, но никак не сыром, говорит сам за себя. Другой пример – бастурма, о чем мы также неоднократно писали. На «авторство» бастурмы претендуют и армяне, и болгары, и грузины (как же без последних). При этом тот факт, что бастурма, по сути своей, является кочевым блюдом (к коим ни один из обозначенных выше народов не относится), мало кого волнует. Свои прямые параллели есть у осетинской«дзыкка» с французским «фондю»… Своего официального визирования ждут также бламыхъ, хомыс, къæлуа, нурыцæхтон, цымдзæхтон, цæрвæхсидæн… Воп-рос патентования национальных блюд – это наша позиция по защите национального достояния Алании. Национальные блюда – это наши традиции, наши корни. Может быть вопросы, поднимаемые нами по национальным ценностям, в том числе и по национальным блюдам, некоторым могут показаться мелочью, но есть мировая практика – защита своей национальнойидентичности. А мы в этом вопросе слишком уж беспечны...
Козаты Рена
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.