Депутатская неприкосновенность. Из истории вопроса
На последней в 2019 году сессии Парламента РЮО случилась интересная коллизия – парламентарии единогласно отклонили запрос Генпрокуратуры Республики о лишениидепутатского мандата представителя «Народной партии» Дзамболата Медоева. Кстати, свое несогласие подвергнуть уголовному преследованию коллеги народные избранники высказывали и при предыдущих созывах законодательного органа. Но обо всем по порядку.
В случае с Д.Медоевым претензии к депутату связаны с «укрывательством особо опасного преступника», в данном случае Андрея Кабисова, более известного по криминальной кличке «Гутон». Эта история переносит нас в июнь 2019 года, когда в селении Залда при задержании разыскиваемых преступников тяжелые ранения получили работники правоохранительных органовЗахар Гатикоев и Сослан Пухаев. Ранен был и один из двух преступников, однако последним удалось скрыться. В операции по их задержанию были задействованы все правоохранительные структуры Республики, были привлечены кинологические службы. Однако поиски результатов не дали. Вскоре из соседнего государства поступило сообщение, что двое человек задержаны, один из которых имел ранения.
В рамках расследования этого дела были предприняты меры по установлению личности граждан, которые помогали преступникам. В частности, были высказаны подозрения, что именно Д.Медоев вывез их из района. Но на сессии глава Комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Алан Габатты отметил, что достоверных доказательств для лишения депутатской неприкосновенности Д.Медоева, помимо данных, что разыскиваемый преступник и Медоев одновременно находились в одном месте, нет. Сам Д.Медоев также отметает свою причастность к указанному Генпрокуратурой факту. Он не отрицает, что знаком с А.Кабисовым и его семьей. Но связей с ним после того, как тот пошел по преступному пути не поддерживал. «Обвинения, которые предъявляет мне Прокуратура, что я якобы укрывал и помогал находившемуся в розыске Андрею Кабисову, необоснованны. Они ссылаются на какие-то факты, полученные при содействии оператора сотовой связи, с которыми я не согласен», – сказал Медоев. Как бы то ни было, депутаты Парламента единогласно (!) отклонили представление Генпрокуратуры страны о лишении депутата Джамболата Медоева депутатской неприкосновенности и возбуждении уголовного дела.
Мы ни в коей мере не сомневаемся в искренности самого Д.Медоева и в правильности консолидированного решения депутатского корпуса, но тут следует сказать и о некоторых историко-традиционных аспектах, связанных с местной спецификой. Отказать в помощи обратившемуся к тебе человеку в Осетии-Алании всегда считается неприемлемым. С точки зрения закона – это преступление, с позиций кодекса чести – решение, которое общество примет с пониманием. И это дилемма не сегодняшнего дня. Известно множество случаев. К примеру, полковник императорской российской армии (!) Петр Гайтов за укрывательство предводителя восстания в с.Рук Махамата Томаева был лишен всех чинов. Другой пример – несколько семей ущелья Урс-Туалта юга Осетии были заключены в тюрьму за то, что давали кров известным абрекам Циппу Токаеву, Гайто Цабоеву, Тотрадзу Рубаеву из соседнего Кудского ущелья. Даже если скрывающийся недруг просил у тебя защиты, срабатывал кодекс чести. Однако, вернемся в наши дни.
В истории юго-осетинского парламентаризма Генпрокуратура не первый раз обращается к народным избранникам с просьбой провести в отношении их коллег следственные действия. Так, в феврале 2014 года Генеральная прокуратура РЮО направила в Парламент Республики представление о лишении представителя от фракции «Народная партия» Маира Санакоева депутатской неприкосновенности. Ему инкриминировали присвоение 6 миллионов рублей, выделенных для приобретения дров и угля для нужд администрации г.Цхинвал. Впрочем, тот запрос де-факто был условным, так как сам М.Санакоев к этому времени покинул страну. Но после окончания срока его депутатских полномочий Генпрокуратура вернулась к рассмотрению его дела и сейчас М.Санакоев находится в международном розыске.
Интересно, что объектом запросов Прокуратуры, по совпадению, становились исключительно представители парламентской «Народной партии». В 2018 году Парламент отказал Генпрокуратуре Республики в вопросе увольнения из органов Прокуратуры депутата Амирана Дьяконова по их запросу. Ему вменялось в вину то, что во время предвыборной президентской кампании 2017 года депутат Амиран Дьяконов пребывал на незаконных митингах, которые проводились перед зданием Администрации Президента. Свой отказ народные избранники мотивировали тем, что «Дьяконов на тот момент являлся действующим депутатом Парламента и осуществлял одну из форм депутатской деятельности – находился рядом со своими избирателями».
Согласно законодательному уложению «О статусе депутата Парламента РЮО», депутат не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности без согласия Парламента РЮО, кроме случаев задержания на месте преступления. Но, по большому счету, депутатская неприкосновенность установлена для того, чтобы на народного избранника не могло оказываться давление. Например, высказался депутат с критикой власти, а на него завели уголовное дело по надуманному предлогу. Ведь как гласит еще советская формула – «Был бы человек, а статья найдется!».
Понятно, что некоторые депутаты данной неприкосновенностью прикрывают свои темные дела. В Южной Осетии такие прецеденты официально пока не отмечены. Но, например, у российской Государственной Думы статистика куда более интересная. Там поводов для лишения депутатской неприкосновенности было немало. Так, Госдума приняла постановление о согласии на снятие неприкосновенности с депутата Н. Герасименко («Единая Россия») из-за совершенного им административного правонарушения – он на своей машине сбил в Москве мотоциклиста и скрылся с места происшествия; Госдума также сняла неприкосновенность с депутата «Справедливой России» В. Белоусова, которого следственные органы обвиняли в получении взятки в особо крупном размере; был лишен депутатского иммунитета и депутат от КПРФ В. Бессонов за устроенную им на митинге драку с правоохранителями; также депутатской неприкосновенности был лишен и депутат от ДагестанаН. Хачилаев, в отношении которого было возбуждено уголовное дело за организацию беспорядков в столице Дагестана Махачкале; Госдума лишила мандата и депутата от «Справедливой России» Г. Гудкова, которого обвиняли в коммерческой деятельности, что противоречит закону о статусе депутата. Но иммунитета от уголовного преследования лишаются депутаты не только в России. К примеру, в январе прошлого года Конституционная ассамблея Венесуэлы (Парламент) удовлетворила просьбу Верховного суда и лишила оппозиционного лидера Хуана Гуаидо депутатской неприкосновенности, что позволило начать уголовное преследование в его отношении и осуществить арест… Безусловно, неприкосновенность не равна безнаказанности. Но этого в мире многие не понимают. Ведь депутатские полномочия рано или поздно закончатся. Впрочем, возможно, многие потому и держатся от созыва к созыву за свой депутатский мандат.
С. Остаев
Фото с сайта Парламента РЮО
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.