Республика Южная Осетия: новые вызовы, старые угрозы
Не спадающая напряженность, связанная с провокационными действиями Грузии на югоосетино-грузинской границе имеет несколько сторон. С одной стороны, официальный Тбилиси старается перебить карту оппозиции и привлечь внимание к проблеме «российского военного присутствия» в надежде снова получить финансовую помощь в том числе и для реорганизации своих вооруженных сил. Но есть и другая сторона этой очередной эскалации напряженности, и некоторые эксперты на это уже обратили внимание. То, что происходит на границе РЮО, а точнее на ее территории, увязывается с общим уровнем напряженности, которая возникает по всему периметру зоны российских интересов. Это Донбасс, Армения, Нагорный Карабах, Приднестровье, Сирия, теперь снова Южная Осетия.
На Украине происходит прямое столкновение интересов двух держав – России и США. Как военных, так и политических. Это схватка, которая определит глобальную расстановку сил на ближайшие полвека. Понятно, что ставки слишком велики. Поэтому в Вашингтоне стараются распылить силы России, создавая очаги напряженности везде, где есть прямое или косвенное российское присутствие. Если брать Закавказье, то здесь в первую очередь надежным и последовательным союзником России является Армения. Но если Армения вдруг выйдет из союзнического блока с Российской Федерацией, то геополитическая ситуация в Закавказье коренным образом изменится. Поэтому именно Армения является объектом приложения тайных и явных сил Запада. Пророссийски настроенным здесь все еще остается армянское общество, а вот с руководством не все так однозначно. Кроме того, используется и инструмент провоцирования военной напряженности. Полигон для этого имеется – Нагорный Карабах. Параллельно нарастает милитаристская риторика официального Баку, все чаще раздаются призывы к военному реваншу. В этом власти Азербайджана стимулирует формальная поддержка Запада и существенное усиление вооруженных сил страны. И тут Россия пока балансирует, сохраняя дружеские отношения и с Ереваном, и с Баку.
Но, конечно же, не только на «армянском направлении» пытаются расшатать Россию. Тогда все было бы просто. В настоящее время Приднестровье фактически тоже блокировано. Сложно все еще на Донбассе. Идет эскалация у нас... Конечно же, вряд ли в Нагорном Карабахе, Приднестровье и Южной Осетии одновременно начнутся боевые действия. Но то, что сохранение постоянной напряженности будет отвлекать силы России, однозначно.
Впрочем, в Тбилиси, какие бы политические силы там не находились у власти, стремление использовать силу в решение вопросов РЮО и Абхазии сохранитсяеще долгое время. После августа 2008 года грузинские вооруженные силы были надломлены физически и морально. Однако с тех пор в армию пришло новое поколение, которое пока не имеет опыта бегства от российских танков и самолетов. А оттого находится в плену псевдопатриотических иллюзий борьбы за «территориальную целостность Сакартвело». К тому же американцы периодически поют оды евроинтеграции Грузии и сбадривают все это немалыми партиями вооружения и финансовыми траншами. При этом ненавязчиво происходит и вброс в общественное сознание тезиса о необходимости военной активности.
Безусловно, для грузинского руководства осознание того, что российские войска расположены всего в 45 км от Тбилиси, является причиной ночных кошмаров. Ведь для того, чтобы танки и бронемашины прошли это расстояние, понадобится не более часа. Поэтому ликвидация этой прямой угрозы важный момент для грузинского генштаба. Но для того, чтобы начать боевые действия грузинской стороне надо иметь достаточно ресурсов, чтобы быть уверенными в быстрой победе над российским контингентом, размещенным в Абхазии и Южной Осетии. А ведь придется воевать на два фронта. По крайней мере, хочется надеяться, что если вспыхнет у нас, то в Сухуме на этот раз не будут сидеть сложа руки, как это было в августе 2008-го года.
Будет или нет новая война с Грузией и возможна ли она в принципе? Данный вопрос, несмотря на кажущуюся неактуальность дня сегодняшнего, тем не менее волнует жителей Южной Осетии. И это понятно. Многолетняя жизнь в ожидании очередной агрессии и перманентное нахождение под прицелом бесследно не проходит. Да и принципиальный отказ Тбилиси подписать даже чисто формально договор о ненападении идет в общую копилку. В Грузии присутствует нескрываемая жажда реванша и здесь, по сути, попросту выжидают удобного момента, когда маховик противостояния Запада с Россией раскрутится и Москва ослабнет.И ждать готовы долго. Даже понимая, что этот реванш может и вовсе стать концом самой Грузии и вылиться в ее распад на осколки, как это было до подписания спасительного Георгиевского трактата. Поэтому, на сегодня скорее правильно будет ставить вопрос, а есть ли вообще предпосылки для начала боевых действий?
Начнем с Грузии, для которой новая война или даже простое осложнение на границе – это, в первую очередь, попытка отвлечь внимание общественности страны от сложной внутриполитической ситуации. Известный ход. При этом надо констатировать, что грузинская армия еще сильна. К тому же опыт противостояния с российскими войсками – хорошая школа. Ведь иногда и поражение является основой для переосмысления стратегии и тактики. Кроме того, за прошедшие годы в армию Грузии поступили новые виды вооружения, преимущественно противотанковые и средства ПВО. В строю и грузинская авиация. Напомним, что в августе 2008 года не был сбит ни один грузинский боевой самолет.
Что касается Москвы, то, хотя история и не любит сослагательного наклонения, здесь наверняка искренне сокрушаются, что в августе 2008-го дали приказ прекратить продвижение к Тбилиси, до которого было рукой падать. Ведь всевозможные санкции против России и так последовали. Но в этом случае на Кавказе сейчас была бы совсем другая геополитика с прочными позициями России, прямым выходом на стратегическую Армению и Ближний Восток в целом. Мы как-то уже приводили слова князя Александра Барятинского, наместника Кавказа и победителя Шамиля, справедливо заметившего в свое время, что «победа всегда стоит меньше, чем нерешенное дело»... Однако, какие бы сторонники военной силы не находились сейчас в Москве, они понимают, что то время упущено, а сповадиться ли Грузия на новую авантюру – на этот вопрос сегодня не ответят и сами грузины.
Что же касается Южной Осетии, то безусловно, меньше всего в возобновлении боевых действий заинтересованы мы. Хотя перспектива возвращения Тырсыгома (Восточная Алания) также необходимая стратегия нашего бытия. Понятно, что базирование на территории Республики российских вооруженных сил обеспечивает реальную защиту от вероятного противника. Казалось бы, наличие собственной армии в этом случае нецелесообразно. Но страна, не имеющая своих вооруженных сил, рассматривается порой как неполноценное политико-территориальное образование. Кстати, на заре признания нашей государственной независимости аналитики со всего мира проводили параллели между Южной Осетией и Косово. Так вот, в том же Косово, при полном доминировании войск НАТО существуют и свои вооруженные силы. Причем они модернизируются ускоренными темпами. По плану Силы безопасности Косово должны включать 2 500 бойцов в частях постоянной готовности и 800 резервистов в возрасте 19-35 лет. Другими словами, гарантом безопасности Косово сейчас являются войска НАТО, однако параллельно они готовят и развивают и национальные вооруженные силы этого государства.
Безусловно, не все государства могут себе позволить иметь свою армию. И, прежде всего, именно по причине материального характера. Но дело не только в вооруженных силах. Тем более, что пока шанса для возобновления Тбилиси войны не предвидится. Однако, подготовка к ней должна иметь место, быть на повестке дня. В этом свои подвижки есть: были обозначены военные сборы части резервистов, начаты подготовительные мероприятия по линии гражданской обороны. Но пока этого мало. К примеру, убежища как не были подготовлены, так и не готовы сегодня. Да и что мешает проводить как раньше полноценные занятия по военной подготовке в школах? Даже если нет внешней угрозы и есть возможность военного покровительства.
Возможность нападения Грузии на Южную Осетию сегодня рассматривается как гипотетическая. И слава Богу. Но как всякая гипотеза она требует рассмотрения и анализа. Мы не пытаемся сгущать краски. Отнюдь. Просто наша беспечность нас уже не раз подводила. Тем более, что в наше время все меняется в течение короткого времени и угрозы возникают там, где их порой не ждешь. Поэтому последние действия грузин с выставлением незаконного поста у осетинского селения Цънелис нужно рассматривать не только как очередное сезонное обострение наших южных соседей и элемент пресловутой внутриполитической борьбы, но и как возможное прощупывание ситуации (что Грузия всегда и делала) и готовность в любой момент «поджечь» еще одну часть «братского пояса» на периметре Российской Федерации. Пока однозначно исключать ничего не следует.
Л.Джиоев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.