Тема признания геноцида южных осетин 1920 года: спасибо Путину, работа «Республики», внезапное пробуждение наших, реакция Грузии и необходимая работа для выхода на международный уровень
Как бы это парадоксально не прозвучало, но необходимый импульс для актуализации темы геноцида южных осетин был дан не в Республике, а в Российской Федерации. Президент России Владимир Путин заявил, что нынешним властям Грузии хорошо бы знать историю отношений с народами Абхазии и Южной Осетии, если они хотят сегодня наладить с ними отношения. Тогда российский президент, в частности, отметил жесткость, с которой действовали грузинские войска в Осетии в 1919 и 1920 годах, добавив, что «это именно то, что сегодня называется геноцидом».
Слова Президента Российской Федерации Владимира Путина об исторических коллизиях с Абхазией и Южной Осетией вызвали широкий резонанс не только в этих республиках, но и в мире. «В 1918 году Грузия с помощью германских войск оккупировала Абхазию. Вели себя оккупанты очень жестко. Еще жестче действовали грузинские войска в Осетии в 1919 и в 1920 году. По сути, это именно то, что сегодня называется геноцидом», – сделал экскурс в историю глава российского государства Путин. Эти слова Президента России стали своего рода посланием как руководству Грузии, так и широкой общественности Абхазии и Южной Осетии. Оно недвусмысленно: есть преступления, которые не имеют срока давности, и о которых помнят не только в Сухуме и Цхинвале.
При этом удивила не столько компетентность российского лидера в вопросах истории нашей страны, сколько реакция нашей политической и политологической элиты. Такое ощущение, что о геноциде в Южной Осетии узнали только после слов В.Путина, хотя наша газета на протяжении последних десяти лет планомерно подводила наше общество к приближающемуся столетию трагической даты и порой даже навязчиво говорила о необходимости начала серьезной подготовки. Но все «проснулись» только сейчас. Что ж, еще раз спасибо Путину! Хотя свою историю помнить и почитать надо без подсказок извне. Как бы то ни было, сразу же в большом количестве стали даваться комментарии политологов, как в самой Республике, так и за ее пределами, а политические силы выдвигать инициативы по продвижению признания геноцида южных осетин в мире… Не остался в стороне и Парламент страны. Депутаты нового, VII по счету созыва, сделали то, от чего «воздерживались» все их предшественники – в июле было принято обращение на имя Государственной Думы и Совета Федерации с просьбой признать геноцид южной ветви осетинского народа. И эта просьба не осталась без внимания российских коллег. В начале августа председатель нижней палаты Парламента РФ Вячеслав Володин сообщил, что Совет Государственной Думы на ближайшем заседании рассмотрит обращение от коллег из Южной Осетии о признании геноцида южных осетин в 1920 году со стороны Грузии. Словом, маховик с легкого мановения Владимира Владимировича, наконец, закрутился.
Уже в первый день работы представительных органов России этот вопрос был принят к рассмотрению. Первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников по итогам Совета Думы сообщил журналистам, что создана рабочая группа по изучению обращения Парламента Южной Осетии о признании геноцида южных осетин 1920 года. «Создана рабочая группа по изучению обращения Парламента Южной Осетии. Суть обращения такая: они просят признать геноцидом осетинского народа со стороны Грузии некие действия этого государства. Это обращение поступило в Государственную Думу, создана группа по изучению этого обращения», – заявил Мельников журналистам. Он также пояснил, что в состав группы входят представители всех думских фракций, а возглавил рабочую группу депутат Виктор Водолацкий. Также, отвечая на вопрос журналистов о сроках работы этой группы, Мельников пояснил, что они не определены, поскольку вопрос этот очень сложный.
В свою очередь, спикер ГосдумыВячеслав Володинобещает объективный подход при рассмотрении обращения Парламента Южной Осетии по вопросу признания событий 1920 года геноцидом народа со стороны Грузии. «Тема, которую обозначили наши коллеги из Парламента Южной Осетии, является очень серьезной, мы мимо обращения пройти просто не могли… И считаем правильным, чтобы рабочая группа привлекла тех, кто мог более конкретно прояснить эту ситуацию, будем запрашивать информацию и в Южной Осетии, надеемся, что Грузия также со своей стороны окажет помощь и выстроит коммуникации при рассмотрении этого вопроса. Обвинение очень серьезное, должно базироваться, безусловно, на аргументации, на объективных событиях», – сказал Володин журналистам.
На призыв В.Володина к Тбилиси к сотрудничеству в установлении истины в событиях лета 1920 года, из Грузии прозвучал первый ответ. И хотя отвечал историк, едва ли эту позицию не будет разделять все грузинское сообщество: от официальных властей до чистильщика обуви. «Это еще один шаг, как процесс бордеризации… это «щипки» и попытки причинить боль с той стороны», – так расценивает историк Георгий Отхмезури заявление Госдумы РФ. Как заявил Отхмезури агентству «IPN», у этого вопроса нет международной перспективы и грузинская сторона не должна ввязываться в дискуссии по подобным темам. «Сказать можно все что угодно. У этого вопроса нет международной перспективы. Что они (российские парламентарии) сами примут, это их дело. По моему мнению, грузинская сторона в никакие дискуссии не должна ввязываться. Очень коротко нужно указать на абсурдность этого. Сделать это может МИД и нужно покончить с разговорами об этом», – заявил Отхмезури.
Не отстает и «совесть нации», глава Грузинской православной церкви Илья II. После высказывания Президента РФ о геноциде осетин он призвал грузинских историков созвать специальную конференцию, чтобы те выработали меры противодействия попыткам международного признания зверств правительства меньшевиков в 1920 году. От его имени патриархия сделала специальное заявление, в котором обращается с призывом к общественности. «Считаем, что заявление Путина должно стать своеобразным вызовом для грузинского государства, грузинской науки и каждого из нас, и необходимо быстро отреагировать. Своевременно провести квалифицированный отбор существующих научных исследований и материалов на популярном языке, касающихся как в целом истории страны, так и ее отдельных этапов, и осуществить их перевод на английский, русский и другие иностранные языки. Каждый может принять участие в этом процессе. Также необходимы дискуссии с заинтересованными сторонами по проблемным вопросам», – бьют в набат грузинские церковники.
Все это свидетельствует о том, что из Грузии Парламент России никакого содействия не получит. В этой связи важное значение приобретает наличие доказательной базы по вопросу преступлений грузинских властей.
Из документальных источников на первом месте стоят публикации в грузинской прессе тех лет, они тем более объективны, что публиковались в период нахождения у власти самих меньшевиков. Как объективный источник может быть рассмотрен и дневник одного из вдохновителей и проводников уничтожения мирного населения Южной Осетии, начальника штаба грузинской гвардии генерала Валико Джугели. Его записки не только подробны по месту и времени совершаемых зверств, но и необычайно эмоционально окрашены для подобных хроникальных свидетельств (часть из них мы публиковали в нашей газете).
К делу необходимо приобщить и свидетельства советского периода, в том числе и грузинских историков. Ведь после установления советской власти работало несколько комиссий, велось следствие по отдельным эпизодам преступлений грузинских меньшевиков. Хотя в этом случае необходимо учитывать то, что при всей желаемой объективности грузинские представители все же страдали определенной долей субъективизма. Например, известный грузинский ученый Г.В.Хачапуридзе опубликовал по теме геноцида осетин два труда, первый в 1936 году, второй в 1956 году. И если в первом исследовании количество убитых жителей им было определено цифрой в 5270 человек, то позже он указывает другую, заниженную цифру – 4812 мужчин, женщин и детей. За двадцать лет, что прошли между его двумя книгами, количество убитых и замученных Хачапуридзе «занизил» почти на полтысячу.
Скрыть уничтожение многих тысяч осетин в Южной Осетии в 1920 году – достаточно сложная задача, стоящая перед руководством Грузии, грузинскими политиками и интеллектуалами. Хотя попытки такие предпринимались уже в советский период, тогда эти преступления советская политизированная историческая наука трактовала как классовую борьбу между большевиками и меньшевиками. Да и сегодня в Тбилиси геноцид осетин традиционно оправдывается соображениями «государственной безопасности Грузии», «защитой территориальной целостности грузинского государства», «правом на самооборону» и т.д.
Следует подчеркнуть, что в 1920 году международное сообщество еще не имело достаточно четкой квалификации преступления геноцида, так как такого понятия ни в политике, ни в науке еще не было. Квалификация соответствующих действий как преступления против человечества и адекватное наказание за это были установлены Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Она была принята в 1948 г., а вступила в силу в 1955 г. Нынешние власти Грузии пользуются тем, что данная Конвенция не может распространяться на случаи геноцида, совершенные до 1948 г.
Выход из этого противоречия подсказывает осетинский историк, профессор Валерий Дзидзоев в своем труде «Геноцид южных осетин 1920 года в аспекте международного права». Он утверждает, что в таком случае невозможно доказать и геноцид русских, белорусов, украинцев, других славянских народов, евреев, цыган и т.д. в годы Второй мировой войны на территории оккупированных немецко-фашистскими захватчиками стран Европы. «Самого термина «геноцид» тогда еще не было, и акты геноцида, которым активно занимались немецко-фашистские захватчики (как и руководство Грузии) определялись по-другому, например, «холокост», «массовое уничтожение» и т.д. Однако в сущности это был настоящий геноцид, как и уничтожение южных осетин в 1920 году», – справедливо полагает осетинский историк.
Как бы то ни было, тема признания геноцида южных осетин в 1920 году получила свою справедливую актуализацию. Сейчас главное, чтобы этот процесс уже не остановился. И коль скоро активизировались наши политики со всевозможными доморощенными экспертами, то тут главное понять, что следует пиарить не себя по данной теме, а внести конкретный личный вклад, необходимо также создать соответствующую комиссию при Парламенте или даже образовать Госкомитет по геноциду, задействовать возможности всеосетинского движения «Стыр Ныхас» и не ограничиваться и успокаиваться проведенной немалой работой историка Коста Пухаева по подготовке соответствующей книги. Поскольку, несмотря на свою весомость, это лишь кирпичик в деле международного признания геноцида осетинского народа. Необходимо понять, что данное, пусть и инициированное движение, не должно стихнуть в июне следующего года, а продолжиться и после столетия, поскольку работа эта не от даты к дате, а планомерная и должна быть доведена до конечной точки. Доведена в память о всех жертвах геноцида нашего народа начала прошлого века. Во имя справедливости. И косвенно во имя павших в Отечественной войне уже нового времени...
С. Остаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.