И снова об энергетической безопасности страны

16-04-2019, 15:08, Аналитика [просмотров 1385] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

И снова об энергетической безопасности страныПоследние несколько лет, ввиду частых аварий на линиях электропередач, вопрос проведения резервной линии стал еще более актуальнее. Поэтому, как известно, было принято решение проложить резервную линию через Рукский тоннель. Все работы должны были быть завершены к ноябрю 2019 года, однако сроки сдачи переносятся по ряду причин технического характера. Но после завершения проекта, резервная линия электропередачи (ЛЭП) однозначно повысит надежность энергоснабжения Южной Осетии. Вместе с тем, не стоит сбрасывать со счетов и проекты гидроэлектростанций и ветрогенераторов, как независимых источников электроэнергии. Причем, ветрогенераторы, возможно, более актуальны в наших горных условиях. Тем более, что здесь есть перспектива нам самим выдавать электроэнергию на экспорт. При этом, говоря о независимых источниках электроэнергии, мы решили вновь перелистать несколько страниц истории назад.

Первые опыты создания своей энергетики

16 февраля 1926 года на реке Большая Лиахва в черте города начала работать гидроэлектростанция. Небольшая плотина ГЭС была построена напротив здания нынешней городской электросети. Электроэнергией от двух турбин подпитывались два производства – лесопильный завод и фабрика гнутой мебели. А после окончания рабочего дня свет подавался и в частный сектор. Из всего объема в 300 кВт вырабатываемой электроэнергии Цхинвальской ГЭС на городское освещение, административные здания и частный сектор поступало 160 кВт, еще 100 кВт – на обозначенный выше лесопильный завод и 40 кВт – на фабрику гнутой мебели.

Полтора года спустя, 26 июня 1927 года в Грузии была торжественно открыта Земо-Авчальская гидроэлектростанция (ЗАГЭС). И, хотя Южная Осетия стала получать оттуда дешевую электроэнергию и в большем количестве, экологии реки Большая Лиахва был нанесен серьезный урон. В частности, после сооружения плотины ЗАГЭС, каспийский осетр перестал приходить на нерест в верховья Лиахвы.

Подпитка от ЗАГЭС, тем не менее, была необходима, так как цикл работы Цхинвальской ГЭС прерывался зимой. По причине частых морозов река Лиахва замерзала и турбины останавливались. Январь 1928 года ознаменовался сильными морозами. Впервые за долгие годы лед полностью сковал Лиахву. По этой причине промерзла водяная турбина городской ГЭС, и столица автономной области в течение недели осталась без света.

Впрочем, потребители могли остаться той зимой без света и из-за неуплаты за потребление электроэнергии, ведь общая задолженность перед ГЭС составила на начало года 10400 рублей. Тогда, как и сейчас, особым усердием в оплате никто не страдал.

Однако вернемся к истории. Несмотря на развитие сельскохозяйственного сектора, промышленность в Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО) в 20-х годах не развивалась. Этому в немалой степени мешало и отсутствие достаточных источников электроэнергии, необходимых, чтобы задействовать механизмы и станки. Поэтому энергетика рассматривалась, прежде всего, как средство развития промышленного сектора и механизации сельхозпроизводства. В 1930 году в селах Корнис и Ленингор были построены две небольшие гидроэлектростанции, а на Цхинвальской ГЭС наращена мощность – до 490 кВт.

17 октября 1935 года стала подавать электроэнергию и сельская электростанция «Дзагина ГЭС» в Знаурском районе. Строили электростанцию полтора года, прорыв канал для воды протяженностью два километра. Электричеством обеспечивались не только жители окрестных сел, но и небольшая лесопилка. В 1944 году вступает в строй электростанция у села Чъех (Кехви) и поселке Квайса, в 1949 году – небольшая гидроэлектростанция в с.Рук.

Массовая электрификация Южной Осетии за счет внутренних ресурсов была начата в послевоенные годы, когда приступили к массовому строительству малых гидроэлектростанций практически во всех сельсоветах. Недостатком большого количества несвязанных вместе малых ГЭС были низкое качество электроэнергии, частые перебои, недостаток квалифицированного обслуживающего персонала и значительные расходы на обслуживание электростанции. Такая энергетика не могла служить источником для промышленного производства. Производство собственной электроэнергии в Южной Осетии в 50-х годах уже считается неперспективным и практически прекращается.

Дело в том, что в Южной Осетии в 50-60-х гг. было начато строительство крупных промышленных производств, для которых требовалось большое количество электроэнергии и которое не могли производить разбросанные по всему краю малые ГЭС. Поэтому энергосистема ЮОАО была подключена к энергосистеме Грузии, в рамках которой производился значительный объем электричества.

План сплошной электрификации Южной Осетии был принят в 1965 году постановлением Правительств СССР и Грузии. Необходимость в низкорентабельных гидроэлектростанциях отпала. Была демонтирована Цхинвалськая ГЭС, о которой сегодня напоминает лишь название здания, где сегодня по ул. Осетинская (бывшая ул.К.Маркса) пункт диспетчерского управления РГУП «Энергоресурс».

Энергетический кризис как мотивация

В первые месяцы грузино-осетинского противостояния власти Тбилиси стали периодически отключать Южную Осетию от подачи электроэнергии. Формальная причина, которая была заявлена – на цхинвальском заводе «Электровибромашина» изготавливается оружие.

4 февраля 1991 года подача света в ЮОАО впервые прекращается на целый месяц. Отключение произошло по инициативе так называемого Союза независимых энергетиков Грузии. С этого времени отключение электроэнергии становится одним из элементов психологического давления на Республику. Все это время делались попытки как-то решить проблему дефицита электричества. Через Рукский тоннель по кабельной линии было подано напряжение, которое передавалось до подстанции Дзау, но такая схема электроснабжения не могла обеспечить даже минимальные потребности Южной Осетии.

Стало понятно, что из энергетического кризиса надо извлекать уроки. В конце 1991 года Российская Федерация выделила финансовые средства, чтобы построить ЛЭП в обход Грузии. По проекту высоковольтная линия электропередач должна была пройти по главному Кавказскому хребту в ее наименьшей точке возвышения – по Магскому перевалу. В 1991 году при помощи специалистов из Северной Осетии и других северо-кавказских республик были построены подстанции Северный портал и Зарамаг-Дзау. Полностью строительство ЛЭП-129 было завершено в ноябре 1993 года.

Хотелось бы отметить не только добрую волю руководства России, старания властей РЮО и РСО – Алании, но и вклад в прокладку ЛЭП сотрудников «Севкавэнерго» во главе с С.Хугаевым. Надеемся, что к юбилею создания независимой энерголинии для нашей страны, инициаторы и строители ЛЭП-129 будут отмечены нашим руководством.

Отметим также, что и после завершения строительства российские энергетики не оставляли без присмотра ЛЭП. Как нам рассказал бывший руководитель РГУП «Энергоресурс» Хасан Плиев, представители Российской Федеральной Сетевой Компании (ФСК) ежегодно проверяли состояние ЛЭП, и, составив дефектный акт, выделяли средства на профилактические работы. В среднем это было около 2 млн. рублей в год.

Уже в первые годы после завершения строительства энерголинии из России, стали проявляться сложности, связанные с тем, что трасса ЛЭП проходит в горной безлюдной местности. И это были не только лавины и селевые потоки. К примеру, однажды грузинские диверсанты, подлетев на вертолете, взорвали одну опору на перевале Куту.

Другие сложности были связаны с тем, что в Цхинвал свет от подстанции Дзау шел через, на тот момент, грузинонаселенные села Лиахвского ущелья. Этим пользовались местные националисты, регулярно повреждавшие линию. Лишь в 2006 году удалось решить и эту проблему, пустив ЛЭП в обход этих сел через Зарский перевал.

Дефицит с электроэнергией снова вызвал к жизни проекты строительства собственных источников электроэнергии. Помимо плана возведения мини ГЭС на водоводе Едыс-Цхинвал, некоторые села получили небольшие гидротурбины. Одну такую мини-турбину мне пришлось видеть в селении Едыс, правда, только в заводском деревянном контейнере. Была ли она установлена и производила ли свет, широкая общественность так и не узнала.

Но были и местные умельцы, которые на речках ставили самодельные лопастные турбины. Для жителей грузинонаселенных сел Лиахвского ущелья была восстановлена и ГЭС у селения Чъех (Кехви). Она была введена в строй в июне 2005 года, но электричества здесь хватало лишь на уличное освещение. После же августа 2008 года оборудование ГЭС было расхищено.

Как возможность создания резервного источника поступления электричества в Южную Осетию предусматривалась реализация ряда проектов. Так, строительство второй ЛЭП-110 кВт (Зарамаг-Квайса), которая позволила бы закольцевать энергосистему Республики с энергосистемой России, решило бы некоторые проблемы, но строительство этой линии ориентировочно обошлось бы Республике более чем в один миллиард рублей.

Проекты, так и не ставшие реальностью

В ноябре 2015 года случилась очередная авария на ЛЭП, что обесточило всю страну. Как осознание необходимости принятия действенных мер – Указ Президента Л.Тибилова «О строительстве объектов гидрогенерации на реках Малая и Большая Лиахва». Собственно говоря, решение о начале разработки проектно-сметной документации на строительство ГЭС на существующем Зонкарском водохранилище было принято еще в декабре 2012 года. Работы были поручены специалистам «Межотраслевого научно-технического объединения ИНСЭТ», имеющим богатый опыт работы в этом направлении, с привлечением ведущих специалистов из России и Армении. Помимо разработки проектно-сметной документации на строительство Зонкарской ГЭС, сотрудникам института было поручено заняться и комплексным обследованием бассейнов малых рек с оценкой их энергетического потенциала в створах водозаборных сооружений ГЭС, и на основании полученных результатов разработать концепцию развития и схему размещения объектов малой гидроэнергетики на территории РЮО.

Благодаря строительству Зонкарской малой ГЭС, по мнению специалистов, можно получить до 8 МВт электроэнергии, а это около трети потребляемой Республикой мощности. Этот факт оказал бы положительное влияние на развитие экономики и стал бы хорошим подспорьем в случае аварии на головной ЛЭП. Напомним, что Зонкарское водохранилище – одно из крупнейших гидротехнических сооружений на Кавказе. Полный объем водохранилища - 40,3 млн. м3, полезный – 39,0 млн. м3. Высота плотины составляет 78 м. Питает водохранилище река Малая Лиахва.

Основное финансирование строительства Зонкарской ГЭС предполагалось осуществить на условиях экспортного кредитования с использованием энергетического оборудования производства России, с участием Экспортного страхового агентства России «Эксар» и российских банков, с обеспечением возвратакредита в соответствии с заключенными договорами, с условием предоставления государственной гарантии Правительством РЮО. При этом предполагалось устроить целый комплекс гидрогенерации: построить Зонкарскую ГЭС (6,4МВт) на реке Малая Лиахва и каскад ГЭС на реке Большая Лиахва: Гуфта ГЭС (8МВт), Итрапис ГЭС (8МВт), Чъех ГЭС (8МВт).

Но все эти проекты так и остались на бумаге. Нет пока ясности с возможностью организации собственной ГЭС и сегодня. А.Бибилов на пресс-конференции в начале прошлого года отметил, что гидрогенерация – финансово емкий проект, а в связи со строительством Зонкарской ГЭС, добавил: «…мы готовы создать благоприятные условия для тех инвесторов, которые на самом деле хотели бы вложиться в гидроэнергетику». Это же в равной степени относится и к т.н. ветрогенераторам. Тут можно сказать следующее, то, что свет мы получаем из России, безусловно, факт положительный, и проведение ЛЭП 26 лет назад стало воистину великим делом. Но иметь свои энергоресурсы, хотя бы наполовину покрывающие потребности страны – это уже совсем другая история… История серьезного взросления…

Коцты Х.

На фото: Плотина ГЭС у селения Чъех. Фото 1946 года (фото архива газеты «Республика»)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно