Какова степень нашей готовности к 100-летию геноцида осетинского народа за 15 месяцев до знаковой трагической даты?
1920 – 2020. В будущем году, всего через 15 месяцев, Южная Осетия будет отмечать памятную трагическую дату – столетие геноцида осетинского народа. О том, какими мероприятиями будет ознаменована столь печальная, но вместе с тем значимая дата в истории нашего народа, впервые заговорили задолго до столетнего юбилея. В 2015 году, в год 95-летия кровавых событий 1920 года, при Правительстве страны была образована Комиссия по мемориализации геноцида осетинского народа. В состав комиссии вошли представители научной и творческой интеллигенции, ученые-историки, юристы, представители исполнительной и законодательной ветвей власти. Возглавил же ее Эрик Пухаев, на тот момент заместитель Председателя Правительства РЮО.
Комиссия пару раз собралась на заседания, разработала примерный план мероприятий, главной целью которых, безусловно, было доведение до международного сообщества информации, исторической правды о геноциде, совершенном в отношении осетин в 1920 году меньшевистским руководством Грузии, чтобы на основании всех материалов добиться осуждения факта геноцида международным сообществом. Сбор и аккумулирование поступающей информации были поручены специальной рабочей группе, по результатам деятельности которой должны были разработать предложения по конкретным проектам.
Но, как выяснилось, на сегодняшний день Комиссия в том формате уже приостановила работу. По словам представителя пресс-службы Президента и Правительства РЮО со ссылкой на премьер-министра страны, после смены власти в Республике в 2017 году, работа по подготовке к столетию геноцида была перепоручена Администрации Президента РЮО и, в частности, Управлению по внутренней политике и Эрик Пухаев уже не является ее председателем. Впрочем, и состав комиссии по мемориализации геноцида, по всей видимости, претерпел изменения, поскольку начальник обозначенного Управления по внутренней политике М. Ванеев, также бывший член указанной комиссии, в разговоре с нами отметил, что уже не входит в ее состав, а запланированная работа под началом АП РЮО пока не трансформировалась в конкретику, по крайней мере, на сегодняшний день не проведено ни одного заседания, на котором могли быть обсуждены вопросы, непосредственно касающиеся 100-летия трагической даты.
Нет конкретики пока и в планах Международного общественного движения «Высший совет осетин» («Стыр Ныхас»). На прошедшем в августе прошлого года в Цхинвале всеосетинском съезде была принята резолюция к мировому сообществу о признании факта геноцида осетинского народа в начале ХХ века. Текст данной резолюции был опубликован в печатном органе организации – газете «Стыр Ныхас». Других конкретных шагов, по словам главы юго-осетинского отделения МОД «Высший совет осетин» Роберта Гаглойты, пока не предпринималось. Хотя, возможно, одним из генераторов в данном вопросе должна являться как раз всеосетинская организация в тесном контакте с национальными диаспорами по всему миру.
В отличие от официальных структур, в творческих кругах Республики тема подготовки к предстоящей 100-летней дате имеет более реальные контуры. Юго-Осетинский Госдрамтеатр им. К.Хетагурова уже заявил о планах своей работы к июню 2020 года. Художественный руководитель театра Тамерлан Дзудцов рассказал, что намерен осуществить на юго-осетинской сцене постановку о подвиге 13 коммунаров, расстрелянных грузинскими меньшевиками на возвышенности над городом Цхинвал в 1920 году. Худрук отмечает, что мысли поставить произведение, отражающее героические страницы истории осетинского народа были и ранее, но реальные очертания его идеи приняли лишь теперь, когда и театр, наконец, получил возможности полноценной работы, и грядущая знаковая историческая дата стала ближе. При этом Дзудцов отметил, что пока не располагает конкретным драматургическим произведением, на основе которого будет ставить спектакль. Театр готов рассмотреть возможные варианты работ осетинских драматургов. Но пока, насколько известно, только один автор выразил инициативу поработать с материалом о геноциде 1920 года.
Член Союза писателей РЮО Алан Остаев, который намеревается закончить работу над пьесой к маю текущего года, понимает, что это кропотливая работа неодного дня, важно поработать и с историческими материалами, и с архивными хрониками, и с воспоминаниями очевидцев событий вековой давности, а также с произведениями национальной литературы, наиболее ярко описавших трагедию осетинского народа 1920 года. «К примеру, есть два совершенно разнохарактерных известных произведения осетинской литературы «Æртындæсæй иумæ» Чермена Бегизова и «Саломи» Арсена Коцоева, – говорит Алан Остаев, – В одном из них трагедия отходит на второй план, оставляя место для подвига 13 мужественных осетин. Другое произведение – это отражение нашей боли, гибели под натиском превосходящих сил грузинских меньшевиков. И я думаю, что обе сюжетные линии, вместе с героическим подвижничеством Мате Санакоева, могут быть переплетены в рамках одной пьесы, от чего спектакль только выиграет и станет, безусловно, знаковым событием будущего года».
Писатель пока воздерживается от четких характеристик произведения, которое уже пишется, ссылаясь на то, что очень многое в развитии сюжета будет зависеть именно от видения режиссера, под которого, собственно, оно и готовится и с которым они активно обсуждают творческий процесс. «Тамерлан Дзудцов уже представляет будущую работу, поэтому, несмотря на определенно ясное видение произведения с моей стороны, его пожелания, его режиссерский замысел, конечно, будут учитываться», – заключил Остаев.
В стремлении визуализировать трагические страницы истории осетинского народа есть свои задумки и у национальной киностудии «Аллонфильм». Ее директор Григорий Мамиев отмечает, что творческая группа активно обсуждает варианты предстоящей работы. «Пока мы остановились на съемке короткометражного фильма, повествующего о событияхвековой давности, – раскрыл некоторые подробности режиссер, который, уже обращался к теме геноцида осетинского народа. – Конкретных деталей предстоящей работы я пока озвучить не могу, поскольку есть некоторые колебания в плане выбора конкретного сценария, но одно могу сказать точно – фильм к 100-летию трагической даты будет».
При этом, по словам Мамиева, если в случае с «Осетинской Вандеей» (первая лента киностудии «Аллонфильм», повествующая о геноциде 1920-ых годов – прим. ред.) работа была основана на документальных материалах и, в частности, на воспоминаниях палача Валико Джугели, то предстоящая работа будет основана исключительно на художественном вымысле. Режиссер планирует привлечь к совместной работе не только профессиональных артистов, но и в качестве участников массовки обычных жителей Республики. В роли консультантов же будут привлечены историки.
Кстати, об ученых. Еще три года назад, когда в стране была образована вышеупомянутая правительственная комиссия по мемориализации геноцида, именно Константину Пухаеву, кандидату исторических наук, было поручено издание отдельной монографии, посвященной событиям 1920 года. И Константин Петрович, пожалуй, единственный из всех членов той комиссии, который пусть и обособленно, но продолжает планомерно свою работу.
Надо сказать, что издание монографии значилось отдельным пунктом в плане мероприятий, рекомендованных комиссией к исполнению. К. Пухаев в разговоре с нами отметил, что солидного объема монография уже почти готова к изданию. Исследование ученого основано на воспоминаниях очевидцев, выдержках из периодической печати того периода, а также анализе исторических данных. К.Пухаев также планирует в ближайшее время поездку в Москву, чтобы поработать еще и с материалами советских архивов в Центральном архиве РФ. «Думаю, весь текст у меня будет готов к сентябрю, передан на рецензирование и максимум к концу года монография отдельной книгой будет издана», – ответственно заявил автор научного труда.
Есть еще одно интересное мероприятие, впервые озвученное в 2017 году с ориентиром на столетие геноцида – это организация показательного Суда над фашизмом в столице Южной Осетии. По словам министра культуры страны Жанны Зассеевой, работа в данном направлении ведется, а сам суд будет проходить публично и станет достоянием всего народа. Вердикт вынесут судьи, приглашённые с разных уголков мира. В слушании будут участвовать обвинители, которые познали горечь и боль геноцида. Должен быть на суде и адвокат со стороны защиты. «Ещё неизвестно, кто возьмёт на себя такую смелость, но он обязательно найдётся, так как суд будет идти по международным законам, – говорит Ж.Зассеева. – Суд над фашизмом готовится не первый год и даётся тяжело. Мы записываем воспоминания, занимаемся поисками свидетелей, составляем точный список сел, которые после 1920 года больше попросту не смогли возродиться, общаемся с адвокатами и пытаемся найти как можно больше информации. Много важного материала сгорело во время войны, о многом мы еще не знаем. Поэтому важен каждый документ, каждое слово. Суд будет подготовлен основательно и расскажет всему миру о геноциде осетинского народа. П людей, которые погибли за кровавый век осетинской истории, не могут остаться безнаказанными».
…Итак, до знаковой даты остается всего ничего – пятнадцать месяцев, а работа по подготовке к ней, за исключением отдельных направлений, пока не активизирована. И это тот случай, когда промедление смерти подобно. Поскольку в первую очередь это наша ответственность перед прошлым и будущим поколениями.
Рада Дзагоева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.