Ленингорский район. Проблема выбора Отчизны или возвращаясь к теме закрытия дороги
Довольно часто некоторые публикации в нашей газете вызывают различную реакцию у читателей. Наряду с положительными откликами бывает и нервная реакция, причем этим страдали не только представители высокого чиновничества, но и адепты разных общественных и религиозных организаций. В разные годы бывало все: и вызов на ковер на восьмой этаж Большого Дома, и банальные «разборки» в кабинете главного редактора. Мы, кстати, этому абсолютно не огорчались – ведь даже такая реакция говорит о том, что газетные материалы достигли цели.
В прошлом номере нашего издания была публикация, посвященная проблеме завоза в Республику через пропускной пункт в селении Раздахан Ленингорского района вызывающей опасение сельскохозяйственной продукции. Материал так и назывался – «Границу с Грузией необходимо закрыть. Нам не нужна их вредная, «напичканная» свинцом, продукция». В материале в частности приводились слова Председателя Парламента РЮО П.Гассиева относительно этой темы, который также считает, что пункт пропуска «Раздахан» необходимо закрыть. «Я никогда это мнение не менял и всегда его озвучивал. Я считаю, что пункт пропуска «Раздахан» нужно закрывать. Не только для сельхозпродукции, но закрывать вообще, полностью! Понятно, что мы получаем большое количество сельхозпродукции – огурцы, помидоры и прочее, из Грузии. Но я думаю, что, во-первых, к Республике, которая несколько раз за последние сто лет пыталась нас уничтожить, не может быть никакого доверия по качеству поставляемых ими продуктов. Во-вторых, эти продукты прекрасно могут выращиваться на нашей территории. Поэтому полагаю, что никакой катастрофы не будет, если мы закроем полностью пункт пропуска «Раздахан», – высказал свое мнение спикер Парламента П.Гассиев.
Любопытно, что одним из первых на данное заявление последовала реакция ресурса Госдепартамента США информационного агентства «Эхо Кавказа». Устами своего корреспондента М.Гукемухова здесь были расписаны все ужасы, связанные с подобным намерением. Перво-наперво задавался вопрос: не является ли заявление спикера анонсом уже принятого руководством РЮО решения, которое П.Гассиев просто озвучил?
Дальше-больше. Как свидетельство ошибочности перспектив принятия решения о закрытии пункта пропуска на границе с Грузией приводятся в противовес аргументы. Среди них лишение возможности выезжать жителям района в Грузию для свидания с родственниками и возможность получения там же лечения. Существующий статус-кво привязывается при этом к «гарантиям Республики Южная Осетия в отношении грузинского населения, которое перешло под юрисдикцию Цхинвала в 2008 году и эти гарантии не могут быть пересмотрены»(!). Как аргумент в споре привлекается и мнение российских экспертов, которые в своих оценках пошли еще дальше, озвучив фразы «обвинение в изгнании грузинского меньшинства» и «этнический национализм».
Внесли свой вклад в обсуждение темы и пользователи социальных сетей. В большинстве своем мнение П.Гассиева было поддержано, но были и оригинальные умозаключения. Одна из пользователей Фейсбук выдала следующий аналитический абзац: «Дело не в дешевых продуктах, а в том, что завезенные с Севера жителям Ленинграда (так в тексте – прим.ред.) продукты просто не по карману. И не только продукты. Нюансов не мало. Уверена, если бы это было бы так просто и безапелляционно, президент давно бы уже принял однозначное решение. Но Анатолий Ильич человек дальновидный и понимает последствия таких скоропалительных решений». Интересно, что назвав Ленингор Ленинградом, эта радетельница проблем жителей районного центра показала такое же знание темы.
Хочется обратить внимание на двойственность критиков спикера парламента, который, по сути, выразил мнение многих. Они говорят о том, что закрытие пункта пропуска на границе в селении «Раздахан» прервет семейные контакты грузин района с родственниками в Грузии. Но почему-то умалчивается, что глава Парламента предлагает перенести пограничный переход туда, где он был раньше – в районе ТЭК на въезде в Цхинвал. Неужели то, что придется ехать к пункту пропуска на большее расстояние не стоит радости встречи с бабушкой или дедушкой?! Значит ли это и то, что если пресекать границу в своем районе – это свобода передвижения, а если в соседнем районе – то это «этнический национализм»?
Понятно, что большинство ленингорцев не могут порвать с Грузией по объективным причинам – родственные связи, языковые проблемы и т.п. При этом многие эксперты пугают нас тем, что если возникает ситуация де-факто внешней изоляции жителей района от Южной Осетии и их самоизоляции, то мы просто рискуем получить враждебную общину внутри государства.
Но мне интересно, почему такого враждебного национального сообщества не возникло в Знаурском районе. Наоборот, именно Знаурский район и показывает положительный пример интеграции грузинского населения в канву общественно-политической жизни Южной Осетии. Те же жители селения Аркнет, оставаясь грузинами, в своем отношении к судьбе Республики порой больше осетины, чем некоторые из самих осетин. Мы уже не говорим об их прекрасном знании осетинского языка.
Так что дело не в наличии пограничных переходов, а в привитии отношения к Южной Осетии как к своему государству, как к своей Родине.
Есть параллели этой проблемы и в Абхазии, где имеется свой Ленингорский район – Гальский, населенный этническими грузинами и мегрелами. В свое время жителям района раздавали абхазские паспорта направо и налево. Теперь граждане Абхазии грузинской национальности представляют серьезный количественный фактор, который является не только ресурсом поддержки во время выборов. А ведь именно эту цель в свое время и ставили перед собойинициаторы всеобщей паспортизации. Существуют опасения, что часть этих людей, большинство которых по-прежнему являются грузинскими гражданами, могут стать проводниками политических намерений властей соседней Грузии. В настоящее время из 30 тысяч жителей Гальского района, таковыми являются 18 тысяч. И здесь складывается интересная коллизия: жители района, имеющие грузинское гражданство не имеют права служить в абхазской армии, а по грузинским законам должны идти служить в грузинскую армию. Они не имеют права участвовать в абхазских выборах, но имеют право участвовать в грузинских выборах. Ситуация такая же, как и у нас в Ленингорской зоне, где население так и не определилось окончательно, гражданами какого государства они себя считают.
Возможно, у части грузинского населения и РЮО, и в Абхазии еще есть иллюзии об изменении статус-кво. Тем более, что эти настроения порой подогреваются в Тбилиси. Так, спецпредставитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с РФ Зураб Абашидзе как-то заявил, что Россия рано или поздно отзовет признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Но напомним, что на это последовал комментарий МИД России. «Действительно, подобные спекуляции периодически возникают. На чем они основаны – трудно понять. Похоже, речь идет о довольно неуклюжих попытках вызвать у наших соседей недоверие к России», – сказал замглавы МИД РФ Григорий Карасин. Он особо отметил, что «Республика Абхазия и Республика Южная Осетия являются суверенными независимыми государствами, с которыми Российскую Федерацию связывают отношения добрососедства, дружбы и союзничества. Эта наша позиция была и остается незыблемой. Просим запомнить это раз и навсегда», – отметил российский дипломат.
Возврата к тому, когда Южная Осетия будет иметь с Грузией что-то общее кроме государственной границы, не предвидится. Поэтому жителям Ленингорской зоны пора понять, что их жизнь связана с будущим Государства Алания.
К сожалению, государственная граница с Грузией сегодня больше напоминающая прогулочную зону по степени своей открытости, едва ли этому способствует. Да и застарелый вопрос с нахождением представительства ГПЦ в Ленингорском районе также давно пора решать. А сердобольным товарищам, «заботящимся» о правах человека, хочется подсказать заняться проблемами недопуска осетин в родные села в Тырсыгоме (Восточная Алания). Вот где права человека нарушаются. И предвидя очередную реакцию, тут же хочется отметить, что разговор о закрытии дороги через Ленингор никак не связан с ситуацией вокруг Тырсыгома. В данном случае это элементарные государственные интересы Южной Осетии. Не более.
М.Багаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.