О здании Госдрамтеатра, сроках открытия нового сезона, планирующихся постановках, проблемах и радужных ожиданиях
Лето 2018-го имеет одну интересную аналогию с летом далекого 1931 года. И тогда, как и сейчас, Цхинвал находился в предвкушении открытия здания нового театра, который обещано было открыть интересной постановкой. Впрочем, аналогия с событиями 87-летней давности не совсем выдерживает точности в сравнениях. Тогда не существовало понятия Государственный драматический театр – построенное в весьма короткие сроки здание носило название Дома колхозника. Но именно здесь, в не совсем соответствующем своему названию здании, должен был найти свою пристань театр. Точнее, творческий коллектив, уже давно выходящий за масштабы любительской и драмкружковой деятельности. 29 июля 1931 года новый объект культуры распахнул свои двери перед первыми зрителями. Именно в тот день в Цхинвале состоялся премьерный показ с весьма интересным названием «Лихорадка». С этого дня и принято отсчитывать историюпрофессионального осетинского театра Южной Осетии и историю национального театрального искусства в целом.
Новшество в те годы всколыхнуло культурную жизнь Цхинвала, народ буквально повалил на спектакли театральной труппы. По публикациям периодической печати тех лет можно судить об уровне организации работы коллектива. Да и восприятии со стороны зрителя. В первое время публика не совсем правильно понимала и принимала театральные постановки. В зале временами было шумно. Наблюдалось хождение во время спектаклей, многие приводили малолетних детей, что также не способствовало обстановке, которая должна была царить в главном храме культуры. Но время расставило все по своим местам. Менялось отношение к театру, менялось восприятие искусства со стороны зрителя, менялась сама труппа, за пару десятилетий достигшая небывалого роста в своем профессиональном развитии. Потом был период небывалого расцвета осетинского театрального искусства. Периодблеска осетинской сцены, период, который смог зажечь десятки знаковых для осетинской культуры имен. Театр ставил перед собой весьма амбициозные задачи и блестяще с ними справлялся. Одаренная творческая молодежь получила возможность учиться и развивать свое мастерство в лучших театральных ВУЗах России и советской Грузии. Время расцвета театра в новое время сменилось безвременьем и упадком театрального искусства. Теперь мы вновь в ожидании возрождении национального храма искусства.
Открытие восстановленного театра, как любят говорить сами театралы – «восставшего из пепла», предполагалось еще два года назад, в канун юбилейного, 85-ого театрального сезона. Но не сложилось. Вопрос легкомысленного и поверхностного отношения к судьбе главного национального центра культуры на протяжении уже тринадцати лет из разряда тех, за нерешенность которого должно быть стыдно всем. И не только чиновникам разного уровня. Но и обществу, позволившему неприглядной строительной эпопее растянуться в сердце Цхинвала на долгие годы…
Сегодня, пожалуй, уже не имеет смысла вести рассуждения в сослагательном наклонении. И, тем более, кивать на прошлое. Вопрос нынешней повестки не менее актуален – сможет ли новый театр распахнуть свои двери в грядущем, 87-ом по счету театральном сезоне?
Накануне ухода в отпуск, в финале завершающего предыдущий театральный сезон показа спектакля, руководство театра заверило, что в новом сезоне зритель встретится с любимыми артистами уже на новой сцене. Уже понятно, что здание театра, наконец, распахнет этим летом долгожданно свои двери, правда без сопутствующего своевременного открытия театрального сезона. Наши предположения нашли подтверждение в ходе разговора с художественным руководителем Госдрамтеатра Тамерланом Дзудцовым. Худрук отметил, что в старом здании Совпрофа труппа уже работать не будет, но и в новом здании коллектив приступит к работе с опозданием.
«Я не совсем согласен с аналогией с прошлым, когда театральный сезон открывался еще летом. У нас он, как правило, всегда стартовал в конце сентября. После того, как мы возвращались с гастролей по Северной Осетии, – говорит Дзудцов. – Однако, в этом году, в той ситуации, когда мы ждем официального открытия театра, мы не укладываемся и в эти временные рамки. Ни в августе, ни даже в сентябре мы не сможем открыть новый театральный сезон. Поскольку попросту к этому событию не готовы».
На сегодняшний день, по словам художественного руководителя, определена дата сдачи театра в эксплуатацию. Новое здание однозначно откроется накануне 26 августа, 10-ой годовщины признания независимости Южной Осетии со стороны Российской Федерации. Но открытие театра не предусматривается премьерой. Это будет отдельная программа с торжественными речами и культурной программой. Непосредственно же театральный сезон, по заверению Т. Дзудцова, предположительно откроется 15 октября, в день рождения бессмертного Коста. И, несомненно, откроется анонсированной ранее драмой классика «Фатима».
«Нас невозможно упрекать в затягивании сроков начала нового театрального сезона, – говорит художественный руководитель театра, – поскольку речь идет не только о премьерной постановке «Фатимы», которой мы собираемся открывать сезон, но и о переделкевсего репертуара театра. Ведь на новой сцене совершенно иные параметры и возможности, а потому все декорации и иные составляющие имеющихся в репертуаре спектаклей требуют определенной перестройкипод новые стандарты и форматы. Процесс трудоемкий и долгий, но мы постараемся уложиться в сроки».
К репетициям долгожданной и широко анонсированной постановки классического произведения режиссер и его команда еще не приступили, однако Тамерлан Дзудцов заверил, что работа над «Фатимой» уже идет вне нового здания. Костюмы из прошлого, по словам режиссера, шьют за пределами Южной Осетии, в мастерских Изольды Гогичаевой. Для этого худруку театра пришлось обратиться к помощи осетинских меценатов, которые взяли все расходы за пошив дорогостоящих исторических костюмов на себя. Параллельно идет поиск профессиональных декораторов и тех, ктоможет профинансировать эту часть работы над долгожданным спектаклем. «Те финансовые средства, которые на протяжении всего пребывания театра в здании Совпрофа ежегодно выделялись на обновление репертуара, ничтожно малы, – поясняет режиссер. – К примеру, бюджет этого года уже полностью израсходован, а потому обращение к помощи меценатов – вынужденная мера. Сегодня я могу сказать, что годового бюджета театра хватает лишь для костюмов примерно одного нового масштабного спектакля».
Художественный руководитель понимает, что в новом здании соответственно будут и новые требования абсолютно ко всему. «Конечно, будут определенные сложности, но мы к ним готовы, – говорит Т. Дзудцов. – И здесь речь идет не только о новых подходах к технической стороне нашей работы. Хотя такого уровня оснащения, как у нас, нет ни в одном театре на всем Северном Кавказе. Мы уже обучаем молодых людей работе на световом, звуковом и ином техническом оборудовании. И с этой стороной проблем быть не должно». Другая сторона, которая вызывает у режиссера гораздо большие опасения – творческая составляющая. Тамерлан Дзудцов не отрицает, что придется очень непросто с кадровым вопросом. За годы безвременья нашего театра ушло целое поколение блистательных мастеров сцены. И это не только представители старшего поколения. В новом театре, к большому сожалению, уже не будет и успевших стать ярчайшими звездами нашей сцены Аслана Джиоева и Георгия Багаева… Это именно те случаи, когда сознание противится известному – незаменимых нет. Тамерлан Дзудцов с сожалением отмечает, что заменить такого уровня артистов, действительно, невозможно, но обнадеживает, что вопрос подготовки кадров будет решаться.
Более того, по его словам, уже есть договоренность с министерством культуры РФ и руководством театрального училища им. Щепкина о наборе осетинского курса в 2019-2020 учебном году. «Мы планируем отобрать здесь в ходе конкурсного отбора 16 человек и направить их на обучение в один из лучших театральных ВУЗов России. Сегодня основной творческий груз театра фактически на плечах курса, который окончил Щепкинское училище в далеком 1994 году, – говорит худрук. – Попытка пополнить кадровый состав театра новым поколением была предпринята еще после войны августа 2008-го года, однако она была успешно провалена. На сегодняшний день из осетинского курса, который окончил Щепкинское училище в 2013 году, в нашем театре служат только два артиста. Я не буду углубляться в причины, почему из 16 человек наш театр смог получить только двоих профессиональных артистов. Тем более, что ребята разошлись по разным театрам России и вернуть их теперь уже невозможно. А значит нужны новые кадры».
Другой вопрос, также находящийся в перечне главных на повестке – вопрос подготовки и привлечения режиссерских кадров. «У нас в поле зрения есть три местных молодых режиссера, получивших профессиональное высшее образование в России, однако на данный момент по разным причинам ни один из них не хочет работать в нашем театре, – говорит Тамерлан Дзудцов. – Безусловно, в ближайшее время театр по этому направлению будет направлять на учебу представителей молодежи. Но параллельно мы будем решать вопрос и привлечения режиссерских кадров из-за пределов Южной Осетии, что также является обычной практикой в театральном искусстве. Так, в новом театральном сезоне с нашей труппой будут работать Анатолий Азаревич, уже имеющий опыт работы здесь в далекие 80-ые годы, осуществив тогда постановку бессмертного произведения Владимира Гаглоева «Ныййарæджы кадæг», безусловный мастер и профессионал высокого уровня. Так же мы пригласим весьма известного в театральных кругах Осетии и России Марата Гацалова.
Согласие обоих режиссеров уже получено, остается решить некоторые финансовые вопросы. Я не сомневаюсь, что их работы станут ярким украшением нашего обновленного репертуара. А работа с профессионалами такого уровня принесет актерскому составу огромные преимущества в плане профессионального развития».
Всех нюансов запланированного на новый сезон творческого процесса худрук театра озвучивать не захотел, однако заверил, что долгожданная премьера «Фатимы» будет впечатляющей, громкой и соответствующей всем ожиданиям. Ну, а после работы над бессмертным произведением Коста режиссер намерен обратиться к исторической трилогии, чья первая часть – «Скифы» виртуально уже прорабатывается. Здесь тоже ожидается большая, если не сказать грандиозная работа, с этими постановками про скифов, сармат и алан у Тамерлана Дзудцова также связаны большие амбициозные планы, которые ждут своей реализации на обновленной большой сцене национального храма культуры. А значит театралам и просто жителям города скучать в ближайшие годы не придется…
Рада Дзагоева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.