Подростковая среда как отражение общества
О проблемах в подростковой среде за последний месяц не высказался только ленивый. Общественное порицание в этот раз вышло за обычные рамки разговоров на кухнях и в рабочих кабинетах, по ситуации высказались представители официальных структур, а обсуждение вопросов нравственного воспитания было вынесено на публичные слушания в законодательном органе страны. Казалось бы, вполне адекватная реакция общества на вызовы времени может вызывать только одобрение, однако подобные всплески интереса к имеющимся проблемам в подростковой среде уже давно стали явлением обыденным, наблюдаемым от случая к случаю. Каждая волна негодования, как правило, с течением времени сходит на нет, а «случаи» в то же время с каждым разом шокируют все больше. Между тем, начальник инспекции по делам несовершеннолетних УВД города Цхинвал, подполковник Лали Гатаева отмечает, что при столь негативной картине в подростковой среде, статистика не отражает реальных цифр. «Если лет десять назад у нас на учете одномоментно могло состоять до сорока человек, то сегодня на учете состоит всего 16 подростков, – говорит подполковник. – При этом, если мы будем ставить на учет за каждую хулиганскую выходку, за каждую провинность, то нам надо будет закрыть половину учебных заведений и взамен создавать надзирающие органы, поскольку процентов тридцать наших подростков по тем или иным причинам могут оказаться в базе данных органов внутренних дел. Поэтому мы ставим на учет только тех подростков, которые переступили все мыслимые и немыслимые границы».
В то же время начальник инспекции по делам несовершеннолетних с сожалением отмечает, что факты, которые становятся достоянием широкой огласки в следствии распространения через социальные сети, далеко не единичны. «В основном все проявления негативного характера тщательно скрываются и со стороны родителей и, что особенно тревожно, со стороны школьных учителей, – негодует начальник инспекции. – Поэтому случай, который недавно шокировал всю Республику, когда по соцсетям и мессенджерам была распространена видеозапись с кадрами аморального содержания с участием учащихся старших классов, не мог быть неожиданным для руководства и педагогов школ, в которых эти дети обучались. По сути, именно безнаказанность и сподвигла детей еще и на съемку. Ведь нельзя поверить, чтобы не было никаких подозрительных сигналов. Но, будем откровенны, у нас не принято говорить о проблеме, пока гром не грянет. А ведь гораздо легче предотвратить подобные явления, если обратить на них внимание вовремя. Если семья, школа не справляются с воспитательными функциями, которые на них возложены, надо незамедлительно привлекать органы, которые непосредственно этими вопросами занимаются. Ведь эти дети не только сами становятся объектом огромного отрицательного проявления, но и несут в себе угрозу для негативного воздействия на сверстников. С ними необходимо работать. Серьезно, кропотливо, настойчиво. Ведь каждый ребенок, каждый подросток – он общий, его проблемы – проблемы не только семьи, но и всего общества. А у нас складывается крайне неприглядная картина, когда каждый, в случае огласки фактов, подобного тому, о котором мы говорим, пытается только осудить, заклеймить позоромили триумфально объявить о том, что ребенок или же дети исключены из школы, а еще лучше – уехали из Республики.
Проблемы в сегодняшней подростковой среде, по мнению Лали Гатаевой, во многих случаях являются следствием проблем среди родителей сегодняшних детей. По признанию полковника, бессменно возглавляющей городскую инспекцию по делам несовершеннолетних уже 25 лет, многие из родителей сами «прошли» через детскую комнату милиции. «Некоторые родители мне часто говорят, что дети их не слушают, – поясняет Л.Гатаева. – Если для ребенка родитель не является авторитетом, и при этом, если еще родитель признает свою слабость, ребенок, склонный к хулиганству, к асоциальному поведению, чувствует свою безнаказанность. В таком случае и школа, и правоохранительные органы бессильны».
За последние годы, когда вопросы проблем в подростковой среде становились первополосными, периодически звучало мнение создания в Республике специализированного учебного заведения для трудновоспитуемых подростков. Но, по мнению Л.Гатаевой, этот шаг не сможет повлиять на негативную тенденцию, более того, может еще более усугубить барьеры между проблемными подростками и взрослой частью нашего общества. Сегодня, считает подполковник, очень сложно рассчитывать на положительный опыт советских трудколоний. Время другое, восприятие со стороны семьи, со стороны самих детей совершенно другое. Да и среда, в которой будут сосредоточены подростки со схожим характером, может стать разрушающей для любой подверженной влиянию подростковой психики. А потому воспитательные меры должны быть сегодня несколько другими. Детей надо слышать, чувствовать и воспитывать. Воспитывать на собственном примере. В обществе, в котором пошатнулись традиционные нравственные устои, в котором пьянство, проституция среди взрослых, зрелых людей зачастую становится явлением обыденным, мы требуем от подростков агъдауа, который многие из громко клеймящих моралистов сами давно потеряли.
Мы каждый раз оправдываем свое бездействие наличием всяких пресловутых программ по духовно-нравственному воспитанию, при наличии которых никак не можем организовать досуг подростков за пределами школы. Мы обвиняем друг друга безжалостно и беспощадно, пытаясь отвести от себя ответственность, которой каждый из нас, взрослых, наделен в полной мере. Да, безусловно, система образования дает сбои и при этом весьма серьезные. Когда педагогов нагружают ничего не значащими «заданиями», напичканными всякой ерундой из области трудновыговариваемых даже для самих реформаторов «модернизаций» и прочих «новаторских методик», они, становясь заложниками этих самых реформ, не просто теряют связь с учениками, но порой и с реальностью как таковой. Вдобавок ко всему, новое время сделало из наших педагогов не имеющих никаких прав в вопросах воспитания детей. А это серьезный вопрос. Поколения, прошедшие советскую систему образования, были другие. И отношение к педагогу было другое. Все, что в советской школе воспринималось в качестве методов воспитания, извращенное современное восприятие трактует как насилие над личностью.
Несколько лет назад в Цхинвале был случай, когда в одну из городских школ в разгар учебного процесса ввалился озверевший родитель и напал на учителя только лишь из-за того, что тот посмел шлепнуть его отпрыска тетрадкой... Мы сами способствуем тому, чтобы учителя на наших глазах превращались в безвольных роботов, правильно заполняющих всякие тесты и анкеты, подтверждающие их учительскую категорию или квалификацию... Учитель перестал быть авторитетом в том понимании, к которому мы долгие десятилетия привыкали. Общество, родительская среда, взявшая на себя всю полноту ответственности за детей при таком раскладе, со своими задачами не справляется, и предоставило детей самим себе. Уже давно пришло время, когда проблемы воспитания должны выйти за рамки образовательной системы и возведены в ранг государственной политики, без всяких возрастных ограничений. Ведь воспитывать надо всех, и в ряде случаев, к сожалению, начиная со взрослых...
Рада Дзагоева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.