О, ценз, как много в этом слове… или из истории вопроса одной законодательной нормы

10-04-2018, 13:41, Аналитика [просмотров 1923] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

О, ценз, как много в этом слове… или из истории вопроса одной законодательной нормыПосле бурных дискуссий, предшествующих очередной сессии на прошлой неделе Парламент принялпоправки в Закон «О выборах депутатов», конкретизирующие положения о цензе оседлости для лиц, избираемых в законодательный орган страны. В новой редакции пункт 5 статьи 4 закона содержит новую детализацию требований к кандидатам в депутаты: «Срок проживания на территории РЮО считается постоянным, если лицо выезжало за пределы РЮО суммарно не более 93 рабочих дней в течение одного года без уважительных причин». Таким образом, норма «депутатского» ценза стала такой же, как и для кандидатов на пост Президента.

 

К истории вопроса

В нашем обществе отношение к цензу оседлости, как к ограничительной норме выборного законодательства, двоякое. Одни считают эту меру фильтром против прихода к власти случайных людей, другие полагают, что это является ущемлением прав каждого осетина быть избранным на своей исторической родине.

Понятие «ценз» в выборном законодательстве в отношении избрания главы государства появилось не сразу, и первоначально ценз имел другие временные сроки и иное толкование. Так, в первом Законе о выборах Президента РЮО от 13 сентября 1996 года, участие в выборах Президента не ограничивалось временем проживания на территории РЮО. Статья 1 закона гласила: «Президентом Республики Южная Осетия может быть избран только гражданин РЮО. Кандидат на пост Президента Республики ко дню выборов должен быть не моложе 35 лет». Хотя у депутатов ценз уже тогда был – 10 лет проживания в РЮО.

В 1999 году Президент Л.Чибиров инициировал изменение Конституции РЮО. Это было вызвано объективной необходимостью, так как прежний Основной закон конструировал парламентскую форму правления, а в РЮО с 1996 года главой государства был уже Президент. Но изменения учитывали и субъективный фактор.

Дело в том, что одним из реальных противников действующего главы государства Л.Чибирова в выборном процессе был Г.Хугаев. Этот политик не только занимал ответственные посты в структурах власти в РЮО, но и был одним из реальных претендентов на пост Президента на первых президентских выборах ноября 1996 года. И хотя ко времени выборов 2001 года он проживал постоянно за пределами Республики, своих амбиций взять реванш никогда не скрывал.

И, как всякий политик, думающий о перспективах, Л.Чибиров попытался на законодательном уровне ограничить возможность участия Г.Хугаева в президентских выборах 2001 года и заодно избавить себя от появления других перспективных кандидатов из-за пределов страны. Дело в том, что к тому времени в числе выходцев из Южной Осетии появились люди, которые имели не только желание стать во главе Республики, но и значительные финансовые возможности для реализации этого желания.

Как бы то ни было, ценз в отношении кандидатов в Президенты был внесен в Конституцию 2001 года. Теперь первая статья получила новую редакцию. «Президентом Республики Южная Осетия может быть избран гражданин РЮО не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, владеющий государственным языком и проживающий на территории Республики Южная Осетия не менее 10 лет», – гласил закон.

Новая Конституция принималась на референдуме, что должно было, по мнению организаторов, придать ей высшую форму легитимности. Тем не менее, сомнения, в том числе по поводу ценза, у людей все же сохранялись, и сомнения эти выражались в открытой форме. Поэтому Л.Чибиров вынужден был выступить с отдельным Обращением к народу.

«Давайте просто спросим самих себя: нужен ли Республике человек, который согласен жить и работать в Южной Осетии только в качестве Президента? Ведь есть и моральная сторона вопроса: сторонники призвания «варягов» на пост Президента, крича на каждом углу о неправомерности десятилетнего ценза, по сути, оскорбляют десятки тысяч своих сограждан, которые все эти годы, рискуя жизнями, защищали свободу Родины, тяжелым трудом поднимали ее из руин, а теперь, оказывается, не в состоянии найти, выдвинуть из своей среды достойных кандидатов в Президенты. Кроме того, напомню, что десятилетний ценз закреплен в законе о выборах депутатов РЮО, то есть получается, что депутатом быть нельзя, если не проживаешь здесь 10 лет перед выборами, а Президентом – можно?!», – говорилось в обращении действующего Президента.

8 апреля 2001 новая Конституция Республики Южная Осетия была принята и в избирательном законодательстве по выборам Президента РЮО утверждаются требования к претендентам по периоду проживания в стране.

Первой «жертвой» этой нормы, как и предполагалось, стал Г.Хугаев, выдвинувший свою кандидатуру. Ему было отказано в регистрации, при этом последнее слово сказал Верховный суд.

Эдуард Кокойты, которого считали резервным кандидатом от оппозиции, эту проблему решил легко. Хотя первоначально считалось, что и у него нет ценза, так как он долгие годы проживал за пределами страны. Но, как оказалось, Э.Кокойты еще в феврале 1997 года, Указом Президента РЮО был назначен торговым представителем-министром РЮО в Российской Федерации. Президент Л.Чибиров его назначил, а вот освободить от занимаемой должности к выборам забыл. Хотя уже за год до этого у него были серьезные претензии к нему.

Как бы то ни было, Э.Кокойты формально все еще оставался в должности командированного представителя, и его «прогулы» оказались вполне законными и не могли стать препятствием для участия в президентских выборах 2001 года.

Надо отметить нечеткое толкование ценза оседлости, имевшееся на тот момент в избирательном законодательстве: «проживание… не менее 10 лет». Это могло быть истолковано и таким образом, что если человек даже ребенком прожил в Южной Осетии 10 лет, то он имел возможность выдвигать свою кандидатуру на пост Президента. Поэтому эту норму решили подкорректировать в преддверии выборов 2011 года, когда реально обозначилась возможность участия в президентских выборах Дзамболата Тедеева, главного тренера России по вольной борьбе.

За три месяца до фактического начала президентской кампании власти Южной Осетии решили переписать под себя конституционные нормы, касающиеся выборов Президента РЮО. Парламент страны принял, а Президент Э.Кокойты подписал Конституционный закон о внесении изменений и дополнений в п.1 ст. 48 Основного Закона РЮО. Теперь, согласно ему, «Президентом РЮО может быть избран гражданин РЮО не моложе 35 лет, владеющий государственным языком и постоянно проживающий на территории РЮО на протяжении последних 10 лет». Более того, уже во время предвыборной кампании Парламент, по просьбе Центризбиркома, уточняет толкование ценза оседлости, теперь десятилетнее проживание кандидата определялось десятью годами, предшествующими дню регистрации. В такой форме эта норма существует и по сегодняшний день.

Ценз как фильтр

В итоге понятие ценза в любой предвыборный период становится одной из самых обсуждаемых тем в преддверии всенародного голосования. Не стало исключением и приятие поправок, связанных с детализацией понятия ценза для кандидатов в депутаты и в Парламенте. По крайней мере, после того как представители партии «Единая Осетия» сообщили о намерении инициировать поправки в законодательство, предусматривающие детализацию положений ценза оседлости, возникла масса домыслов. Высказывались предположения, что это намерение связано исключительно с желанием ограничить число конкурентов правящей партии на парламентских выборах 2019 года. Были высказывания и о том, что эти ограничения связаны с конкретными личностями, назывались фамилии главного тренера по вольной борьбе РФ Дзамболата Тедеева и экс-президента Э.Кокойты. Преподносилась даже такая экзотическая версия, что ограничения вводятся для того, чтобы кандидаты в депутаты грузинской национальности из Ленингорского района, якобы попытаются пройти в юго-осетинский Парламент и займутся там деструктивной деятельностью.

Оппонентами инициаторов внесения поправок в закон «О выборах депутатов» стали парламентские партии меньшинства. Особую публичную активность в этой связи проявляли представители Народной партии. Претензии к инициативе партии «Единая Осетия» депутаты-народники, представители партий «Ныхас» и «Единство народа» озвучили и во время сессии. Суть претензий в следующем. Во-первых, указывается на несоответствие поправок о цензе, прежде всего, Конституции Республики, а также закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия».

Было отмечено и то, что в стране отсутствует надзорный орган, который бы фиксировал выезд граждан из страны и их возвращение. Орган, определенный в данном законе (МВД и КГБ), не имеет реальной возможности осуществлять регистрацию граждан РЮО при пересечении границ нашего государства с РФ. Попытки получить такую информацию у российских коллег, не могут иметь успеха, потому что персональные данные гражданина РФ охраняются федеральным законом по защите прав граждан, за исключением определенных обстоятельств, связанных с оперативно-розыскными мероприятиями по уголовным делам и т.д. Только в таком случае они могут предоставить информацию о персональных данных гражданина РФ.

Оппоненты парламентского большинства указывают и на то, что закон не предусматривает объединения двух или более партий в единый избирательный блок. Для развития политической составляющей страны, считают оппоненты, необходима концентрация и объединение политических сил. А принятые поправки не предусматривают создание избирательных блоков и участие в выборах единым списком. Было обращено внимание и на часть 10 статьи 6, где говорится о том, что гражданин больной алкоголизмом, наркоманией, хроническими затяжными психическими расстройствами и т.д. не имеет права баллотироваться в Парламент. Критики поправок отмечают, что непонятно, какой орган будет определять пагубную зависимость и психические отклонения кандидата в депутаты. В законодательстве прописано, что вопросы относительно дееспособности кандидата определяются только судом.

Критике подвергалась и та часть поправок о цензе, где указывается на возможность отсутствия в стране сверх указанного срока только по решению государственных органов. Например, кандидат в депутаты в предшествующие выборам пять лет мог находиться на лечении исключительно по направлению Мин-

здрава, на учебе – по направлению Минобразования, в командировке – по направлению органа исполнительной власти. Задавался вопрос, а как быть тем, кто выехал самостоятельно и на учебу, и на лечение, а в служебную командировку, как представитель частной компании.

Обоснованность позиции партии парламентского большинства высказал сам Председатель Парламента Петр Гассиев. Он отметил, что вопреки домыслам, эти поправки не направлены против конкретных лиц. И, тем более, против экс-президента Э.Кокойты, который, по словам П.Гассиева, «и так не может баллотироваться в Парламент после решения Верховного суда РЮО в марте 2017 года, отказавшего ему в регистрации кандидатом в Президенты из-за отсутствия ценза оседлости».

Очевидно, что не соответствует действительности и мнение о Д.Тедееве, который в настоящее время является депутатом северо-осетинского Парламента. Едва ли Южная Осетия может стать тем государством, где в парламенте работает представитель депутатского корпуса зарубежной страны.

Далее. В поправках есть важный момент, который позволит изыскать возможность получения данных о пересечении кандидатом государственной границы с РФ. Сюда введена норма об обязательном письменном согласии кандидатов на обработку и передачу персональных данных. При наличии такого разрешения, согласно законодательству России, персональные данные могут передаваться третьей стороне, в нашем случае это МВД или КГБ РЮО.

Петр Гассиев также пояснил, что ограничения не направлены против граждан РЮО грузинской национальности, проживающих и в Грузии, и в Южной Осетии, а касаются всех граждан, которые последние пять лет не находились постоянно в Республике.

В части того, что командировка, лечение и учеба должны быть связаны с решением органов власти связывается с тем, что «любой человек, не находящийся на территории Республики последние пять лет, мог бы сделать справку, что находился на учебе или на лечении». Действительно, такой удостоверяющий документ можно получить в том числе и в России, куда обычно и выезжают наши граждане. Недавно, кстати, глава российского государства В.Путин, находясь в Кемерово, отметил такую порочную практику: «Справку без денег не получить, а за деньги подпишут что угодно».

Относительно предвыборных политических блоков. Спикер Парламента обратил внимание на то, что возможность объединиться в избирательные блоки является лазейкой, позволяющей избежать предусмотренных законодательством требований. «Если, допустим, непарламентские партии объединяться с какой-то парламентской, то с них автоматически снимаются нормы по собиранию подписей и так дальше, что недопустимо, потому что партия, не представленная в Парламенте, должна собрать энное количество подписей для участия в выборах, показать свою состоятельность и показать, что эта партия существует не только на бумаге», – пояснил П.Гасссиев в комментариях для СМИ.

Есть ответ и на вопрос о противоречиях поправок, принятых в закон «О выборах» и закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия». Предполагается уже на ближайшей сессии отразить принятые поправки и в этом законодательном акте.

Несмотря на жаркие дискуссии и демарши отдельных депутатов поправки были приняты. Об этом свидетельствует и количество депутатов, проголосовавших на сессии. Из 31 депутата, присутствующих на заседании Парламента, изменения в выборное законодательство поддержали 29 человек, среди которых, получается, были, в том числе, и те народные избранники, кто критиковал поправки. Теперь остается ждать проверку временем и выборами нововведений.

Ну и главное, что было принято на этой сессии – теперь в стране официально утверждена смешанная система выборов в юго-осетинский Парламент. Избрание депутатов снова будет осуществляться по мажоритарно-пропорциональной системе. 17 депутатов будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), а 17 депутатов, выдвинутых политическими партиями – по единому республиканскому избирательному округу. В одномандатных избирательных округах кандидаты могут выдвигаться политическими партиями, а также путем самовыдвижения.

Л.Джиоев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Популярно