Нам нужен и берег Иранский...
Деятельность юго-осетинского внешнеполитического ведомства с приходом администрации Президента А.Бибилова находится в непривычно активной фазе. Глава МИД РЮО совершил столько зарубежных поездок, сколько не было у руководства этого ведомства, пожалуй, за всю историю существования Министерства иностранных дел Южной Осетии. Сам глава Республики в начале года совершил первый визит в европейскую страну – в Республику Сербская. Вообще же, география встреч с политиками, представителями мира культуры и бизнес-сообщества протиралась от «океана до океана». Но некоторые направления, например, Иран, все еще остаются без внимания, несмотря на имеющийся потенциал.
Между Востоком и Западом
Сегодня внешнеполитическое ведомство страны проводит активную работу над признанием РЮО на международной арене в целях дальнейшего утверждения независимого государства. В ушедшем 2017 году юго-осетинский представитель фактически прошел дорогой алан в Европе эпохи Великого переселения народов. Его своеобразная «ViaAlanica» пролегла через Италию, Испанию, Францию... А в декабре 2017 года глава МИД принял участие в XI Европейском русском форуме, проходившем в Брюсселе, на площадке Европейского парламента, выступая на котором отметил, что Южная Осетия, отчетливо «ощущая себя частью большого постсоветского пространства, неоднократно озвучивала свои намерения строить полноценное демократическое суверенное государство в тесном союзе с Россией, стремясь при этом к расширению международных связей и открытости, демонстрируя готовность к самому широкому диалогу со всеми заинтересованными сторонами». Тогда же в декабре руководитель юго-осетинского внешнеполитического ведомства посетил Францию по приглашению президента осетинского общества «Алания» Лоры Джанаевой-Айрис. В столице французской республики Дмитрий Медоев провел встречу с руководителем Российского центра науки и культуры в Париже Екатериной Солоцинской, в ходе которой участники обсудили перспективы развития гуманитарного и культурного сотрудничества, возможности реализации совместных проектов, а также ряд вопросов, представляющих взаимный интерес. Ранее глава МИД Государства Алания провел встречи с представителями политической и экономической сфер Италии, принял участие в открытии юго-осетинского представительства в Барселоне.
Необходимость международной поддержки юго-осетинского суверенитета отмечает и сам Президент А.Бибилов. Он неоднократно выражал мнение, что чем больше стран признают Южную Осетию, чем больше межгосударственных соглашений будет подписано со странами партнерами, тем легче будет реализовывать те цели и задачи, которые перед собой будет ставить народ РеспубликиЮжная Осетия. И, к слову, подобная активность совершенно не идет в противовес, как может некоторым показаться, по отношению к договору о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетий, по которому Российская Федерация в том числе способствует развитию международных связей Республики Южная Осетия, включая расширение круга официально признавших ее государств. Эти положения Договора реализуются на практике министерствами РЮО и РФ.
Первые месяцы нового 2018 года также отметились активной внешнеполитической деятельностью МИД Государства Алания. За короткий срок Д.Медоев совершил теперь уже тихоокеанско-дальневосточное турне. Глава внешнеполитического ведомства принял участие в торжествах по случаю 50-летия провозглашения независимости Науру, нашего союзника в Тихом океане. Здесь Д.Медоев также провел встречи с представителями и других стран Тихоокеанского бассейна, принимавших участие в юбилейных мероприятиях.
После Науру министр иностранных дел нашей страны посетил столицу Кореи Сеул, где встретился с представителями южнокорейских деловых кругов, в частности, с президентом южнокорейской компания «Juan» Муном. Напомним, что еще в 2012 году с этой корпорацией был подписан протокол, зафиксировавший намерения сторон о сотрудничестве в области развития связи и телекоммуникаций на территории Южной Осетии. Однако, с тех пор всё оставалось лишь на уровне добрых намерений и не конвертировалось в конкретные взаимовыгодные проекты. Хотя, по сути, дальнейшую инициативу следовало было ожидать именно с нашей стороны.
От Корейского полуострова маршрут поездки Д.Медоева продолжился в Россию, на Дальний Восток. В столице Приморского края последовала встреча главы внешнеполитического ведомства Республики с мэром Владивостока В. Веркеенко, в ходе которой стороны обсудили возможности реализации совместных гуманитарных проектов, в том числе для молодежи. Благодаря этому эпизоду рабочей поездки Д.Медоева мы узнали, что на Дальнем Востоке у нашей страны есть свой представитель – почетный консул Южной Осетии в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации Ясон Демеев.
От Цхинвала до Тегерана
Без сомнения, широкая география внешнеполитических контактов очень полезна. Но, как нам кажется, незаслуженно остается без должного внимания иранское направление. Самое интересное то, что с Ираном связи первыми наладили юго-осетинские бизнесмены. Они посетили одну из провинций этой страны, где встретили понимание у регионального руководства и местного бизнес-сообщества. Ранее делегация иранских предпринимателей побывала в РЮО, здесь была обговорена перспектива налаживания взаимовыгодных торгово-экономических отношений.
В итоге предприниматели в 2015 году сподвигли посетить Иран и официальную делегацию Республики. В страну выехали вице-премьер Алан Техов и министр сельского хозяйства Виталий Плиев, в составе делегации были и представители общественных организаций. Юго-осетинская делегация провела встречи в Тегеране и в столице иранской провинции Гулистан – Горгане.
По традиции, свой протест заявил официальный Тбилиси, но иранская сторона его проигнорировала. Впрочем, грузинские власти беспокоились зря, со стороны государственных структур Южной Осетии все ограничилось размышлениями о пользе этих начинаний, которые в очередной раз не удалось претворить в конкретику.
Куда продуктивнее оказались юго-осетинские предприниматели, которые завезли из Ирана партию фисташек для продажи. Но понятно, что инициатива одного-двух бизнесменов ничто по сравнению с организационными и финансовыми ресурсами государства.
Надо сказать, что тема Ирана в Южной Осетии присутствует незримо на протяжении веков. На территории страны есть сакральные места, которые увязываются с наследием зороастризма – религии, которая была государственной в Иране в период его завоеваний в Закавказье. Это и святилище Гомарт (букв. открытый огонь) в Знаурском районе, и святилище Спарсеты-дзуар (букв. иранское святилище) в пригороде Цхинвала. Кстати, о Цхинвале. Существует предание, что первый укрепленный населенный пункт на месте будущей столицы РЮО в 262 году н.э. основал представитель царской династии Персии (Ирана), царь Асфагур.
Не остается иранская тема без внимания и в новое время. В Юго-Осетинском Госуниверситете в 2009 году был открыт осетино-персидский факультет, готовивший специалистов по ирановедению, истории и культуре Ирана, лексикологии персидского языка и другим направлениям. В 2013 году РЮО посетили старший научный сотрудник Института кавказских исследований при Тегеранском университете, историк Хамед Казем-заде и старший исследователь Института кавказских исследований, археолог Анахита Шахрохи.
Необходимо отметить, что заинтересованность в налаживании контактов с нашей страной проявляет и сам Иран. В этом большая заслуга нынешнего посла Исламской Республики в РФ Мехди Санаи, который неоднократно заявлял о заинтересованности своей страны в налаживании с Южной Осетией сотрудничества в области образования и науки. То, что Иран определяет для себя Южную Осетию, как субъект международного права, свидетельствует и приглашение главы юго-осетинской дипломатической миссии в РФ З.Гассиева для участия в ежегодном дипломатическом приеме по случаю Дня победы Исламской революции.
Исходя из всего вышесказанного, думается, необходимо возобновление работы на иранском направлении. Как в политической, так и в гуманитарной сферах. Начать с посещения этой страны министром иностранных дел. И уже на основе достигнутых там договоренностей, реализовать проекты в экономической и культурных сферах. Тем более, что для самого Д.Медоева Иран не является «Terra Incognita». В бытность послом ему уже приходилось бывать в этом государстве. И во время посещения Ирана он обратил особое внимание на схожесть ментальности осетин и иранцев. Действительно, у осетин и иранцев общие корни, оба народа являются частью общей идентичности и не использовать этот благоприятный фон для установления контактов, было бы не совсем правильно.
В. Габараев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.