КГБ Республики. Очередная смена караула
В Осетии Анатолий Бибилов представил Комитету государственной череде кадровых перемен оказалось одно, которое мало кто ожидал, но в то же время, которое назрело. В конце июля стало известно, что на посту председателя Комитета государственной безопасности В.Шаргаева сменит новый руководитель ведомства. Впрочем, то, что перемены в этой структуре происходят без излишней гласности, воспринимается как само собой разумеющееся. В итоге 30 июля Президент Южной безопасности Республики нового руководителя – Шабанова Михаила Витальевича. Глава государства при этом не забыл упомянуть и о заслугах бывшего главы КГБ Виктора Шаргаева, напомнил, что под его руководством было раскрыто большое количество преступлений, после чего наградил В.Шаргаева Орденом Почета «за большой личный вклад в дело обеспечения государственной безопасности».
Кадры решают все?
В 1992 году была провозглашена государственная независимость Республики Южная Осетия. К этому времени у власти де-факто уже находилась новая генерация политиков и общественных деятелей, пришедшая на смену партийно-советской элиты. Однако, в правоохранительной сфере оставались прежние кадры эпохи СССР. Не было глубинного кадрового обновления и в рядах КГБ.
Первым руководителем независимых органов безопасности стал Леонид Тибилов (1992-1994 гг.), после его сменил Анзор Тибилов (1994-1995 гг.), следующим председателем становится снова Л.Тибилов (1995-1998 гг.). В 1998 г. ведомство возглавляет Гурам Собаев, которого в 2001 году сменяет Артик Валиев (2001-2002 гг). Следующими руководителями КГБ в начале нулевых становятся Роберт Табуев (2002-2003 гг.) и Олег Алборов (2003-2004 гг.). На короткий срок, в несколько месяцев, республиканские органы госбезопасности возглавляет Маирбег Бичегкуев.
В 2004 году в структуры управления страной (в том числе и в органы госбезопасности) начинают инкорпорироваться российские профессиональные кадры, Это были люди, обладающие опытом работы в той или иной сфере. А поскольку в те годы любое назначение на должность в РЮО российского гражданина, воспринималось в Тбилиси как вмешательство России во внутренние дела Грузии, тем более, что Москва официально декларировала признание территориальной целостности Грузии, то на должности, в первое время, часто принимались люди, которые к моменту своего назначения находились на пенсии. Ведь формально это были граждане РФ, не связанные с государственными структурами и вольные сами распоряжаться своей судьбой. Впрочем, иногда российские граждане просто меняли фамилии на осетинские, чтобы не давать повод для возмущения официального Тбилиси. Так, в одночасье осетинами стали Владимир Котаев – руководитель Службы по охране Правительства Южной Осетии, Дмитрий Бирагов, директор государственной телерадиокомпании «ИР». Вообще же, в годы, предшествовавшие грузинской агрессии 2008 года, в стране было немало руководителей, российских граждан: Юрий Морозов – глава Правительства, Михаил Миндзаев – глава МВД, Олег Чеботарев – начальник Погранслужбы, несколько раз назначались советники главы юго-осетинского государства... Но больше всего из россиян было министров обороны: Анатолий Баранкевич, Андрей Лаптев, Василий Лунев, Юрий Танаев.
Выбор в пользу не местных, а российских специалистов определялся несколькими критериями. В отличие от граждан РЮО такой человек не связан в Южной Осетии родственными узами, не зависим от местных групп влияния. Без сомнения, учитывался опыт работы по специальности, который должен был быть богаче, чем у местных кадров. Кроме того, все назначенцы становились своеобразным мостиком между юго-осетинскими структурами и российскими однопрофильными ведомствами. В то же время командировки в Республику российских специалистов связывали и с возможностью иметь здесь еще один независимый источник информации о реалиях общественно-политической жизни страны. Возможно, этот аспект тоже присутствовал. Помнится, в Южную Осетию в 90-х годах Москва для зондирования ситуации присылала сотрудников спецслужб, которые, несколько раз обжегшись, нарочито стали работать уже без уведомления местного КГБ, который первые годы все еще был завязан на КГБ Грузии, поэтому командированных оформляли при советских воинских частях, дислоцированных в Цхинвале на должностях… военных корреспондентов.
Российский призыв в КГБ
В Комитет государственной безопасности на пост руководителя российские специалисты стали приходить с начала 2005 года. 17 января 2005 года Анатолий Яровой назначается председателем КГБ. До назначения в Южную Осетию он начальник управления ФСБ по Республике Мордовии. 3 марта 2006 года его сменяет Николай Долгополов, возглавлявший управление ФСБ России по Республике Марий Эл. В кабинет юго-осетинского контрразведчика №1 Борис Аттоев приходит 9 ноября 2006 г. До назначения в Южную Осетию он начальник управления ФСБ России по Кабардино-Балкарии, сотрудник центрального аппарата ФСБ в Москве. Участник войны в Афганистане. Виктор Шаргаев был назначен председателем Комитета государственной безопасности Южной Осетии 21 апреля 2014 года. Каждый из этих руководителей отметился своим вкладом в развитие специальной службы. Одни оставались в тени, другие становились медийными персонами.
Считается, что А.Яровой основательно перестроил работу КГБ РЮО, выведя это ведомство на новый уровень. Он негласно пока еще определяется как лучший руководитель этой правоохранительной структуры за все годы. При этом сам А.Яровой был самым закрытым руководителем для СМИ. «Человек без лица», – так его называли между собой юго-осетинские журналисты. В архивах газет и телевидения вы не найдете ни одного кадра, ни одной его фотографии. Он лично за этим следил. Но как оказалось, такая предосторожность была напрасной. Спецслужбы Грузии были прекрасно осведомлены о его предыдущей работе. Это стало известно, когда на сайте МВД Грузии в ноябре 2005 года был опубликован список руководителей РЮО, подлежащих ликвидации, где в числе прочих была и фотография А.Ярового.
Руководство КГБ РЮО Н. Долгополовым было сосредоточено, прежде всего, на борьбе с внешней опасностью. Внутриполитическая повестка перестала быть в сфере внимания ведомства. Одним из главных успехов в борьбе с террористической опасностью, исходящей из Грузии, стало уничтожение диверсионной группы в Кударском ущелье Дзауского района. Этот отряд диверсантов, состоящий из представителей чеченского подполья, организованный спецслужбами Грузии, намеревался совершить теракт против высшего руководства Республики. Впервые глава КГБ Республики активно выступает в телевизионном эфире и на страницах СМИ страны. Однако вся медийная активность Н.Долгополова ограничилась этим эпизодом.
Самый тяжелый период, связанный с обострением ситуации в Республике и вокруг нее пришелся на время главы КГБ РЮО Б.Аттоева. Это и резко увеличившееся количество терактов, и военная активность Грузии, вылившаяся в августе в полномасштабное вторжение в Южную Осетию. При Аттоеве были раскрыты практически все террористические акты, несколько диверсий были предотвращены. Не отвлекалось в то время КГБ и на экономические преступления, отдавая в этом деле приоритет службам, которые и призваны этим заниматься: Контрольно-счетная палата, ОБЭП… Сам Б.Аттоев запомнился руководителем, который не ограничивался в отношении жизни Республики одним служебным интересом. Он живо интересовался повседневностью, имел много личных знакомств. Возможно, это было обусловлено и тем, что по национальности он балкарец, представитель кавказской народности, имеющей с осетинами общие исторические судьбы. Даже сегодня, после своей отставки, он не забывает о Южной Осетии, приезжая в Республику и на похороны, и на праздники.
21 апреля 2014 года председателем Комитета государственной безопасности Южной Осетии был назначен Виктор Шаргаев. При нем были проведены внутриведомственные перемены, призванные повысить эффективность работы организации. Он также организовал расследование неблаговидной деятельности в Республике некоторых российских подрядчиков, несмотря на неоднозначную реакцию в высоких кабинетах некоторых российских регионов. Проводилась работа и в направлении контрразведки. Около десятка граждан Южной Осетии были изобличены в преступной связи со спецслужбами Грузии. Правда, степень их ответственности была определена как спорная, поскольку им были объявлены лишь официальные предостережения.
Сегодня у Комитета государственной безопасности страны новый руководитель. При этом М. Шабанов станет двенадцатым главой КГБ РЮО. «Михаил Витальевич Шабанов всю свою жизнь проработал в системе госбезопасности, занимался разведывательной деятельностью, экономическими преступлениями и многими другими направлениями. Его опыт будет необходим для Южной Осетии. Уверен, что под его руководством высокий уровень работы КГБ не только сохранится, но и будет еще повышаться», – сказал Президент А.Бибилов во время представления сотрудникам ведомства нового руководителя. Какой след и вклад оставит А.Шабанов на новом посту, покажет время. При этом со времени начала назначений на пост главы КГБ российских специалистов, в народе за глаза данную структуру называют не КГБ, а филиалом ФСБ. Мы уже не раз писали, что, возможно, целесообразнее было бы назначать на руководящие посты местные кадры, а на пост заместителей приглашенных специалистов. Это предложение связанно не только с данной структурой, а высказывается в общем, ко всем министерствам и ведомствам. Впрочем, это тема совсем другого разговора. А А.Шабанову, безусловно, желаем удачи! Во благо народа Южной Осетии.
С.Остаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.