Грузинские священники на территории РЮО. Доколе?
Спор вокруг вопроса нахождения грузинских священников на территории Южной Осетии продолжается уже долго, но конкретного решения до сих пор не существует. Несмотря на то, что официально позиция руководства страны по этому вопросу практически не озвучена, в Правительстве Южной Осетии единогласно считают, что нахождение ГПЦ на территории Южной Осетии (в Ленингорском районе) незаконно. Напомним, что речь идет о 3 церквях – Ленингорской, которая находится в самом центре района, Ларгвисской и Цирколской. Все они действующие.
Наверное, не было бы такой жесткой позиции по их нахождению на территории РЮО, если не было бы следующих причин: антиосетинские высказывания со стороны грузинских священников, которые не считают Южную Осетию независимой страной; они являются иностранными гражданами, не имеющими документов на право нахождения на территории Республики; ГПЦ на территории РЮО не является зарегистрированной организацией и на этом основании ее деятельность незаконна; антиосетинский и антигосударственный настрой грузинской церкви виден и в том, что ее высшие иерархи отказывают Южной Осетии даже в праве на собственное название, используя выдуманное, искусственное обозначение «Самачабло».
Более того, грузинские священники считают, что проводят службы в условиях «оккупации». Наиболее непримиримой позицией отличается т.н. «епископ цхинвальский и никозский» митрополит Исайя. Остальные священники не высказывают открытой неприязни к официальным властям. Однако учитывая радикальный настрой руководства ГПЦ в отношении осетин и Южной Осетии, не вызывает сомнения, что задачи своим подчиненным они ставят далекие от целей народа Осетии.
Кроме этого, как рассказывают свидетели, эти люди в общении с приезжими осетинами ведут себя не совсем вежливо и даже не скрывают негативную позицию. К примеру, можно рассказать о монахине женского монастыря в с. Икот, которая местную журналистку не то что не приняла, но фактически даже выгнала. Они категорически отказываются общаться также с представителями общественности и местных властей.
Благочинный церквей Южной Осетии отец Яков (Хетагуров) попытался встретиться с представителями ГПЦ и понять точку зрения грузинских священников. Однако они не стали с ним разговаривать, сообщив, что представители Аланской Епархии являются раскольниками. После этого отец Яков оставил эти попытки, заявив, что не в состоянии решить проблему и это прерогатива властей страны.
Люди, проживающие в Ленингорском районе, в этом плане очень инертные. Можно сказать, что их это вообще не волнует. Конечно, бывают исключения. Например, местный житель, не захотевший назваться, говорит, что «проблема в целом несколько шире, чем просто незаконное нахождение нескольких грузинских священников на территории РЮО. Так, они имеют возможность распространять свои взгляды на прихожан, обещая им «скорое избавление от оккупации», тем самым, вводя их в заблуждение».
Некоторые считают, что данная ситуация в свою очередь мешает интеграции населения Ленингорского района в общественную жизнь РЮО. Местные жители не часто ходят в церковь, однако у священников есть небольшое число прихожан, которых можно назвать костяком. Среди них и осетины и грузины. Они поддерживают священнослужителей и нередко выступают к качестве посредников между ними и местными властями. А общая позиция жителей Ленингорского района такая, что «церковные вопросы не их дело и пусть сами разбираются».
Понятно, что существование и деятельность представителей ГПЦ категорически не нравятся в Цхинвале даже простым членам общества. «Эти священнослужители бесконтрольно передвигаются по территории района. При этом сами представители ГПЦ никак не встроены в систему отношений республики. Они являются инородным элементом, чего сами и не скрывают», – говорит житель города Цхинвала, Зина Тедеева и добавляет: «С другой стороны, своим бездействием уполномоченные структуры и религиозные организации Южной Осетии дают фактический повод Грузии считать подконтрольной территорию Республики, хотя бы в церковном плане. При этом даже отсутствие возможности выезжать придает им некий ореол «мучеников» и, таким образом, повышает их авторитет в районе и в самой Грузии».
Уполномоченный Президента страны по делам религии Соня Хубаева не раз заявляла, что этот вопрос обсуждался и на уровне главы государства. Она всегда говорит о том, что представители грузинской церкви проводят культовые мероприятия на территории независимой Республики незаконно, к тому же они не зарегистрированы в министерстве юстиции Южной Осетии и даже не собираются подавать документы. Как отметила С.Хубаева, на последней встрече решался единственный вариант выхода – надо предлагать им зарегистрироваться в юрисдикции Аланскай Епархии или покинуть территорию Южной Осетии.
Грузинская церковь восприняла это решение, естественно, как провокацию. По мнению зампредседателя иностранного отдела Грузинской патриархии деканоза Кахабера Гоготишвили, «такое заявление, конечно, провокация, потому что эта территория принадлежит Грузию, что и признает весь мир. Поэтому у них нет права ставить грузинских священников перед дилеммой. Не исключено, что так и будет объявлено Исайе (Исайя Чантурия). Хотя он активно продолжает и снова будет продолжать служить. Не существует никакой Аланской Епархии. Это название самозваное и в реальном случае это Никози-Цхинвальская Епархия». Тут следует добавить, что два месяца назад патриарх Илья II наградил Исайю Чантурия за упорство в служении, несмотря на давление.
Грузинский теолог Владимер Нарсия в беседе с грузинскими СМИ отмечает, что Исайю уже давно хотят выдворить из Ленингорского района, но, по его мнению, если это случится, у Правительства Южной Осетии будут проблемы. «Несмотря на то, что они создали т.н. Аланскую Епархию, они не могут изменить канонические границы церквей и не смогут достигнуть признания другими церквями. Поэтому им надо привыкать к тому, что Исайя продолжит свое священничество в рамках грузинской церкви. Кроме этого, у него уже есть специальный пропуск, который выдан т.н. официальными структурами. А это значит, что де-факто власти допустили его существование и признали службу легитимной»… Такая вот ситуация. И, по крайней мере, у Грузии своя позиция в этом вопросе обозначена. У нас же все еще разговоры и намерения. Несмотря на то, что грузинская церковь всегда являлась идейным вдохновителем и последователем геноцида осетинского народа. Что в начале прошлого века, что в современное время.
Свое пояснение, правда, сделал упомянутый уже отец Яков, который связывает нахождение и вольное незаконное существование грузинских священников на территории Южной Осетии с тем фактом, что российский патриарх Кирилл признает Южную Осетию в качестве канонической территории Грузинской православной церкви. Известно и о очень хороших отношениях между Кириллом и Ильей II. При этом отец Яков полагает, что политическое руководство РЮО должна иметь четкую позицию о том, что Южная Осетия – это каноническая территория Аланской Епархии. И исходя из этой данности, ставить конкретные вопросы, в том числе и в отношении данной, нерешаемой годами, проблеме. Тем более, что она связанна и с вопросами национальной безопасности.
Хуыбиаты Вероника
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.