Зачем на севере Алании хотят пересмотреть историю?
Недавняя информация о том, что карачаевцы вознамерились сделать из древних аланских храмов мечети – необходимо однозначно рассматривать как очередной шаг в навязываемой нам «битве за аланское наследие»… Помниться, когда в конце 90-х паломники из Южной Осетии во главе с епископом Георгием (Александр Пухаев) прибыли в Карачаево-Черкесию в аланские храмы IX-X вв. (к слову, они самые древние на территории России), то местное население без стеснения говорили между собой: «Хозяева приехали!»… А теперь, без зазрения совести, хотят переделать их в мечети… Впрочем, в таком отношении к нашей истории исключительно только наша вина. И никого более. Наша беспечность порой переходит все границы. Как пример, сегодня вновь хочется поговорить о намерении руководства севера Алании отметить 1100-летие Крещения Алании... Всего 1100-летие...
Скажу сразу, лично я не являюсь адептом христианской веры, я – приверженец национальных верований, но заставляет снова взяться за перо элементарная историческая объективность, правда истории, которая искажается уже нами самими, как будто ингушей, грузин, да карачаевцев нам мало. Как говорится, за державу обидно. Абсолютно непонятно, зачем, скажем прямо, вводить народ в заблуждение и искусственно занижать дату принятия правящей верхушкой Алании христианства? Для чего это делается? Куда в таком случае выпадают около 600 лет истории жизни аланского народа? Элементарный пример. Армения и Грузия датируют свое христианизирование IV веком – 301 годом и 326 годом соответственно. Что делала соседняя Алания целых шесть веков, как смогла «огородиться», и зачем в таком случае заключала династические браки и оказывала военную помощь иноверцам, представителям другой, чуждой веры? Думается, на эти элементарные, казалось бы, вопросы вряд ли найдутся вразумительные ответы. Поэтому, снова повторяем, торопиться с выводами и празднествами не стоит. История, при всей своей простоте, наука сложная. Хотя многие вопросы зачастую находятся на поверхности…
В прошлых своих публикациях мы уже обращались к данному вопросу, указывая на несуразицу и подобное хронологическое несоответствие, но решили снова вернуться к предметному разговору.
Начнем с того, что христианство на территориях, где проживали предки осетин, приходит намного раньше заявленного 916 года. Скифы, сарматы, аланы были одними из первых, услышавших, как принято говорить, благую весть. На землю Алании учение Христа принесли апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Другой апостол, Матфей, проповедовавший в Передней Азии, зная о приближающейся смерти, прибыл в Аланию и был похоронен на ее территории.
Первые ростки христианства в ареале расселения алан были привиты еще в I веке: в 40-м году н. э. Андрей Первозванный посетил аланский город Фуст и проповедовал в стране алан учение Христа. Известно также, что христианство принимали аланы, жившие при дворе византийских императоров. Христианами стали многие аланы, попавшие в Западную Европу в эпоху Великого переселения народов. Кроме того, в районе Причерноморья существовало два региона, где доминировал скифо-сарматский элемент. Это так называемые Малая Скифия и Тавроскифия. При этом отметим, что понятие «скифы» долгое время продолжало существовать и для описания сарматов (алан). Лишь позже, когда сарматы (аланы) обособились из родственной скифской среды, термин «алан» стал преобладающим.
Этот регион и стал предметом пристального внимания Византии. То, что на новые земли посылались именно религиозные проводники, не было в то время чем-то необычным. Проповедники были на острие политической и культурной экспансии на новых землях. Ведь в процессе религиозной деятельности можно было понять особенности местного менталитета, наладить связи с местной элитой. При этом проповедники в отличие, например, от торговцев и простых путешественников, обладали сакральной защитой. Их нельзя было ни грабить, ни убивать. Поэтому сеятели нового учения вольно или невольно выполняли наряду с религиозными делами и мирские поручения.
Андрей Первозванный посеял здоровые семена христианства, и взросли они на благодатной почве. В Малой Скифии сформировалась епархия – Скифская или Томитанская, а в Тавроскифии было известно уже о пяти епархиях: Херсонская, Готская, Сроская, Фульская и Боспорская. Резиденцией Скифской епархии был знаменитый торговый город Толен. До 451 года, то есть до Халкидонского собора, было известно уже о 12 скифских (аланских) епископах, при этом они были независимы в управлении своей епархией. Надо ли говорить при этом, что епархии в одночасье не создаются…
Халкидонский собор имел важное значение в упорядочении управления христианским миром на Востоке. Это был четвертый так называемый Вселенский Собор (собрание) христианских церквей. Прошел он в Византии в местности Халкидон. По результатам Собора было проведено упорядочение многих сторон религиозной жизни. Они выразились в 30 правилах, главными из которых были церковное управление и церковное благочиние. Своим решением Собор подчинил Константинопольскому патриарху и Скифскую кафедру, признав ее значение в христианском мире. После Халкидонского собора мы встречаем упоминание уже собственно Аланской (Асской) епархии. Здесь этническая составляющая отождествляется с административно-территориальными границами. Можно также отметить, что информация об Аланской епархии имеется и в месяцеслове византийского императора Василия, указывающего, что в Аланской епархии «…более половины века есть свой епископ и притом епископ не первый».
Если же вернуться в заявленный нами IV век, связанный с принятием христианства Арменией и Грузией, то следует обозначить следующее. В это время в соседней Грузии начинает проповедовать святая Нина Каппадокийская. Эта просветительница была прислана по просьбе грузинского правителя Мириана и его супруги Наны византийским императором Константином Великим. Верхушка грузинского царского двора новую религию приняла сразу, но простое крестьянство сопротивлялось. Так проповедовать в грузинскую область Пшав-Хевсурети Нина отправилась с большим воинским сопровождением.
Среди алан южной части страны прибытие Нины (по разным источникам это 322 год, то есть за четыре года до прибытия в Грузию) не вызвало ни особого благоволения, ни особых протестов. Аланы… уже были знакомы с верой(!), «которую принес грек Андрей». Поэтому св. Нине не пришлось особо стараться для того, чтобы освежить в памяти народа некоторые церковные каноны руководителей их страны.
К слову, то что «юбилейная» дата принятия христианства Аланией-Осетией неоправданно занижена, считает не только наша газета. Аланская Епархия Южной Осетии также однозначно высказалась про несоответствие исторических хронологий. Вот что еще три года назад по поводу намерения отпраздновать на севере Алании 1100-летней даты принятия Аланией христианства сказал «Республике» Благочинный церквей Аланской Епархии Южной Осетии отец Яков (Хетагуров):
– Намереваясь отпраздновать 1100-летие принятия Аланией христианства, мы серьезно занижаем реальную дату. Поэтому, я думаю, что не стоит спешить с подобными юбилеями, пусть они уже и были озвучены. Понятно, что за отчетную дату празднования принято считать, когда религия охватывает всю территорию страны. Но в те времена такое понятие как государственная граница было условно. В особенности, если говорить о наших предках, чей ареал распространения был огромен. К тому же, скажем, в той же соседней Грузии, которая была раздроблена и не представляла единое целое, принятие христианства отсчитывается от крещения св. Ниной царя Иберии. Но это не значит, что Грузия полностью в одночасье стала христианской. Только два региона.
Кстати, если брать текст о житие св. Нины не грузинских летописцев, который отредактирован, и в котором Алания-Осетия не упоминается, а древнеармянский, то там обозначено, что, помимо крещения грузинского царя Мириана, св. Нина то же действо осуществила и в Алании. И как сообщается в летописи, проповедь ее была успешна. Кроме того, по другим источникам, первые ростки христианства в ареале расселения алан были привиты и вовсе в I веке апостолом Андреем Первозванным. Поэтому, прибытие три века спустя св. Нины в южную часть Алании было воспринято спокойно, поскольку аланы уже были знакомы с верой. Есть немало и других исторических фактов. Поэтому я убежден, что не стоит спешить с заявлениями на весь мир о том, что Алания крещена всего 1100 лет назад. Недопустимо игнорировать около 600 лет христианства в нашей истории. И если, скажем, на север Алании христианство пришло позже, это не значит ровным счетом ничего. Неслучайно же у нас есть храмы, воздвижение которых датируется 10 веком, что свидетельствует о расцвете христианства, но никак не о зарождении. Они не могли появиться в одночасье. Тем более, что архитектурные решения этих храмов говорят о наличии своего особого стиля. И то, что существовал аланский национальный стиль и в иконописи и в церковной архитектуре, подтверждают храмовые комплексы, фрески... И игнорируя данные факты, мы, на мой взгляд, совершаем фактически преступление перед будущим поколением, ведь нельзя вычеркнуть столетия из истории своего народа. Да и зачем это нужно?». Таково вот мнение яркого представителя Аланской Епархии Южной Осетии. Епархии, с мнением которой, при праздновании принятия христианства Аланией, необходимо считаться и действовать в этом вопросе сообща.
От себя еще следует добавить, что когда армяне и грузины говорят о дате принятия христианства своей страной, это не означает, что весь народ принял данную веру. Приняло только правящая верхушка. Посмотрите историю. Также игнорируя данные факты, мы совершаем фактически преступление перед будущим поколением, ведь нельзя вычеркнуть столетия из истории своего народа. Да и зачем это нужно? Уверен, что с подобными «юбилейными» заявлениями стоит обождать, необходима основательная работа церквей как юга, так и севера Алании с обязательным задействованием ученых и историков. Также, собственно, как и в Алании. А шесть веков спустя и в России. Но если на севере пытаются апеллировать датой, когда христианство «признали» и в северных областях страны, а ранее оно, мол, не охватывало всю территорию нашего государства, то в таком случае оно фактически не охватывала его никогда, ни во времена царской России, ни сейчас. Именно поэтому в нашей Конституции прописаны на равноправной основе и национальные верования, и христианство. В России с охватом всей территории христианством, к слову, аналогичная ситуация.
Надо сказать, что утверждение христианства в Алании, как и во всех странах, шло поступательно. Тем более, что древнее государство было разрозненно и широко разбросано территориально. Однако статус Аланской Епархии быстро повышается. Правда, хронологию проводить крайне сложно. Да и по большому счету, этим фактически никто никогда и не занимался. Сохранились лишь обрывчатые сведения. И то, как правило, более позднего времени. К примеру, средневековый арабский ученый Масуди писал, что в VII в. среди аланских царей были христиане… К тому же, если на территории южной части Алании, находящейся на пересечении военных, торговых путей и посему многократно подвергавшейся военному нашествию, древних храмов как таковых не сохранилось, но на территории северной части Алании (ныне территория Карачаево-Черкесии) таковые имеются и считаются, как уже отмечалось, самыми древними на территории Российской Федерации.
Кстати, самый известный в Грузии христианский комплекс, именуемый «Светицховели», что находится в Мцхета, приобрел данное звучание позднее, а в древности именовался Осетицховели – «житие осетин». Возвышающийся над данным духовным комплексом на горе аланский монастырь, считающийся в Тбилиси символ средневековой Грузии, носит название Джвари от осетинского «дзуар» – «крест», перешедшее в грузинский язык из древнеаланского.
Если же говорить о заявленном 917 годе, то эта дата связана с явлением на север Алании и крещением аланского народа, населяющим данный ореол, епископа Петра. Массовое крещение северных алан проходило в Нижне-Архызском городище (недалеко от станицы Зеленчукской, Карачаево-Черкесия). Таинство совершалось в трех аланских храмах: Северный храм (Святого великомученика и Победоносца Георгия); Средний храм (Пресвятой Троицы); Южный храм (пророка Илии). В храме Святого Георгия Победоносца (Северном) сохранилась также самая древняя купель в России, где принимали святое крещение аланы. Впрочем, основная масса крестилась в проточной воде горных и равнинных рек.
Надо сказать, что уважение к христианской религии было в Алании велико. По словам венгерского монаха Юлиана, побывавшего у алан в период анархии и междоусобиц, «достаточно укрепить изображение креста на конце шеста с хоругвью и, подняв его, нести; это позволяет им во всякое время идти в полной безопасности». Христианские монастыри и храмы стали в те времена центрами грамотности. Отдельный разговор также об осетинских святых – в числе святых мучеников христианской церкви известно несколько десятков алан.
Ну и последнее напоминание. Столица южной части Осетии-Алании город Цхинвал, именуемый в древности также городом 37 церквей, датированный по разным источникам 255 годом, является одним и древних на Кавказе и в переводе означает «синх уал» – «верхнее, высшее (арийское) поселение» или «житие высшей касты жрецов»…
Безусловно, христианство в Осетии имеет глубокие древние корни. Оно настолько прочно укоренилось в сознании народа, что христианские образы составляют основу некоторых его традиций, имеющих тысячелетнюю историю. За всем этим стоит древняя история бытования христианства у осетин. И то, что многие национальные религиозные праздники древности Осетии тесно переплетаются с христианскими – только лишний раз подтверждает данную мысль. Поэтому, безусловно, не стоит торопиться с «юбилейными» заявлениями и, фактически, выбрасывать целые века из истории своего народа. Надо дать время историкам севера и юга Алании, чтобы Аланские Епархии юга и севера не разнились в своих восприятиях и отпраздновали единую дату тогда еще единой Алании. А то создается впечатление, что кому-то «ломает», что Алания приняла христианство многим раньше России, так же как и, собственно, Цхинвал датируется на 11 веков (!) раньше Москвы... Такова история. И незачем ее переигрывать…
Л.Джиоев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.