Теледебаты по фен-шую
В последние годы в мире становится популярным такое понятие как фен-шуй. Эта китайская религиозно-мистическая практика символического освоения пространства. С помощью фен-шуй, якобы, можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку садового участка и т.д. Используя подсказки фен-шуй, определяют место для супружеской кровати, расположение мебели в квартире…
Ассоциация с этим самым фен-шуем у меня невольно возникла в связи с ситуацией с предвыборными теледебатами по выборам Президента РЮО. В среду 29 марта очередные теледебаты были сорваны по причине того, что кандидаты так и не смогли… рассесться. Возникла перепалка, обвинения в злом умысле – в результате теледебаты не состоялись. Не будем сейчас выступать в роли арбитра, это сейчас ни к чему, но отметим, что эфир, на наш взгляд, все же надо было начинать. А там бы все расселись… Прямой эфир, тысячи избирателей перед экранами телевизоров…
Но очередные теледебаты были сорваны. Это при том, что именно данная форма общения с избирателями в Южной Осетии является самой действенной и более «обхватываемой» население, в сравнении с предвыборными встречами на местах. Ведь в это время перед телевизорами собирается значительная аудитория потенциальных избирателей.
Телевизионные дебаты – четко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичной дискуссии направлена на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью формирование у аудитории определенного мнения по поставленной проблеме.
Суть дебатов по большей части сводится к тому, чтобы прощупать слабые стороны, возможности, навыки и знания кандидатов. Чтобы избиратель понял, как силен его кандидат и степень готовности политика, который претендует на роль руководителя страны, достойно вести государственную внешнюю политику, и внутри страны.
Впервые теледебаты в Южной Осетии прошли на первых президентских выборах в 1996 году и были они организованы, как и полагается, в прямом эфире. Но едва начавшись, они были сорваны, по причине отключения электричества в Республике. В то время, как и сейчас, электроэнергия поступала в страну по единственному источнику из Северной Осетии. А у телестудии не было резервного генератора. Как только глава Верховного Совета РЮО, кандидат в президенты Л.Чибиров высказался по существу вопросов ведущего, свет погас и трансляция прервалась. Все просьбы возобновить подачу электроэнергии оканчивались ответом северо-осетинских энергетиков: «Произошла авария на ЛЭП. Пытаемся найти повреждение. Будет не скоро». Прождав более часа, и не получив обнадеживающего подтверждения, участники теледебатов разошлись.
Последующие телевизионные дискуссии оказались подготовленными лучше. Телевидение приобрело электрические генераторы, чтобы обезопасить себя от форс-мажора. Но проблем с перебоем в поступлении электроэнергии из РСО-Алания во время теледебатов уже никогда не возникло.
Что касается месторасположения кандидатов в телестудии. Все теледебаты президентской кампании проходили в условиях, когда претенденты сидели за столами. Только дебаты по выборам в Парламент 2014 года были организованы в большой студии телевидения. Здесь участники сидели на скамьях, расположенных как на стадионе, в несколько рядов. Телеведущий в этом случае стоял с выносным микрофоном. Выступающим вместе с правом слова передавался и микрофон.
В России и США, да и в большинстве стран, теледебаты проходят, когда участники стоят за небольшими кафедрами. При этом считается, что так кандидаты ведут себя более раскованно, и меньше злоупотребляют выделенным временем.
Нынешние теледебаты в Южной Осетии проходят с участием действующего президента Л.Тибилова. Это, к слову, впервые с 1996 года. Стоит отметить, что участие действующего главы государства в подобных мероприятиях, по мнению экспертов, несет в себе определенные имиджевые риски. К примеру, в постсоветской России политические дебаты с участием действующего президента также не практикуются. Впервые отказался от дебатов Борис Ельцин во время избирательной кампании 1996 г. Владимир Путин и Дмитрий Медведев впоследствии поступали так же. Место действующего главы государства на дебатах при этом просто занимал его представитель, который мог спокойно «вгрызаться» в соперника. Скажем, вы можете себе представить в одной студии Путина и Жириновского, и их возможную перепалку? Имиджевые риски реальны.
В США, к слову, где менталитет совершенно иной, участие действующего президента в телевизионных дискуссиях, наоборот, обязательная традиция. Здесь, как и в некоторых странах Европы дебаты претендентов являются составной частью выборов глав государств. Хотя обязательной нормы закона нет. Первыми телевизионными дебатами были предвыборные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном в ходе предвыборной президентской кампании США в 1960 году. После этого дебаты вошли в политическую жизнь, как в Северной Америке, так и в Европе.
В Южной Осетии теледебаты еще не воспринимаются как главный критерий будущей победы. Да и в других странах кандидат, получивший, по мнению телезрителей, преимущество в дискуссии, не обязательно становился президентом. Между тем, в сегодняшнем, насыщенным информацией мире, именно телевидение является основным и, что скрывать, наиболее популярным масс-медиа в выборный период. Поэтому телевизионные дебаты являются лучшим средством привлечения внимания к избирательной кампании и самым верным средством для мотивации граждан к участию в голосовании. Надеемся, что срывов последующих теледебатов уже не будет, а то некоторые наши шутники последнюю ситуацию с рассадкой мест в студии ГТРК «Ир» сопроводили известным эпилогом из знаменитой басни Крылова «Квартет»… Цитировать, думается, не имеет смысла…
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.