Транзит как предчувствие или что важнее – экономика страны или спокойствие народа?

19-02-2017, 12:17, Аналитика [просмотров 2053] [версия для печати]
  • Нравится
  • 2

Транзит как предчувствие или что важнее – экономика страны или спокойствие народа?Различные заявления, звучащие в последнее время вокруг вопроса транспортного коридора через Главный кавказский хребет, и, в частности, через территорию Южной Осетии, свидетельствуют о том, что возможно, уже в текущем году наша страна перестанет быть тупиком транспортного сообщения, и станет транзитной страной. Вопрос – готовы ли мы к этому?

В январе мы узнали две новости, связанные с новшествами в сфере таможенной службы на наших границах. На 2017 год запланирован совместный контроль пункта пропуска «Нижний Зарамаг» российскими и юго-осетинскими таможенниками. Таможенные операции будут осуществляться в рамках подписанного в апреле 2016 года соглашения между РЮО и РФ об интеграции юго-осетинских таможенных органов с таможенными органами РФ. Сотрудники юго-осетинской таможни будут нести службу совместно с российскими коллегами, что, как было заявлено, упростит деятельность предпринимателей, сократится время их обслуживания. Все оформления будут происходить в одном окне. К примеру, если, скажем, российский таможенник будет оформлять товар на экспорт, то тут же наш сотрудник оформит тот же товар уже на импорт.

Второе. Планируется открыть таможенный пост на пункте пропуска «Раздахан» в Ленингорском районе Южной Осетии. До сегодняшнего дня здесь действовал пункт упрощенного пересечения государственной границы с Грузией. Теперь же здесь будет функционировать полноценный таможенный пост с фитосанитарными службами, для контроля качества и количества ввозимого товара.

И еще. Глава таможенного комитета РЮО М.Цховребов в январе в беседе с журналистами рассказал о том, что в будущем на территории Республики, возможно, будет открыт пост таможенного контроля для транзитного транспорта, который будет направляться в страны Закавказья, Ближнего Востока и Азии. Сегодня выясняется, что это «будущее» не такая уж и отдаленная перспектива, как показалось тогда...

В первой декаде февраля состоялась традиционная российско-грузинская встреча в формате «Карасин-Абашидзе». Это одна из немногих площадок, на которых обсуждаются проблемы взаимоотношений между Россией и Грузией. В этот раз на переговорах, которые прошли на нейтральной территории в Праге (Чехия), заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин и спецпредставитель премьера Грузии по связям с РФ Зураб Абашидзе сообщили о реанимации договора о торговых коридорах. О каком документе идет речь? Это «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами» от 9 ноября 2011 года. Договор был оформлен в результате сложных переговоров по вступлению России в ВТО: после встречи с президентом США Б. Обамой тогдашний лидер Грузии М.Саакашвили снял вето на вступление РФ в организацию – но с условием, что через территории Абхазии и Южной Осетии пройдут торговые коридоры из России в Грузию, а стороны пригласят международных посредников, которые будут контролировать поток грузов и маркировать их.

Тогда это вызвало откровенное непонимание в Южной Осетии. И хотя в качестве контролирующей структуры назначалась фирма из нейтральной Швейцарии, у нас уже имелся печальный опыт передачи информации грузинской стороне от «нейтральной» ОБСЕ.

Долгое время договор пылился в сейфах сторон, поскольку для его воплощения в жизнь не было ни объективных, ни субъективных предпосылок. Да и международный опыт призывал соблюдать осторожность. Так, попытка организовать транзит грузов через Косово в Сербию несколько лет назад, помнится, закончился сожжением сербских грузовых автомашин.

Сегодня Россия и Грузия посчитали возможным приступить к реализации соглашения шестилетней давности. «Мы с Григорием Карасиным решили действовать методом малых шагов», – пояснил в СМИ Зураб Абашидзе по итогам переговоров. По его словам, стороны ограничились обсуждением лишь тех вопросов, которые, в принципе, можно решить, «не переходя красные линии». Для Москвы и Тбилиси – это статус Абхазии и Южной Осетии, а также нахождение на их территории российских войск.

При этом сразу отметим, что данное соглашение между РФ и Грузией предусматривает, прежде всего, возобновление товаропотока между этими двумя странами. И ни слова о заявляемом ранее транзите транспорта в страны Закавказья, Ближнего Востока и Азии. «Мы решили задействовать договор 2011 года, позволяющий нашим странам развивать торгово-экономические и транспортные отношения», – был конкретен спецпредставитель премьера Грузии.

В заявлении Г.Карасина и З.Абашидзе также ничего не сказано об отношении к имплементации этих соглашений самой Южной Осетии. Эту озабоченность передает и последовавшее специальное заявление МИД РЮО, в котором, в частности, указывается: «Республика Южная Осетия не является субъектом этого соглашения, так же, как и не имеет каких-либо иных двусторонних договорных обязательств, позволяющих функционирование на ее территории транзитного транспортного сообщения между Россией и Грузией, поэтому пока еще трудно сказать, как именно будет реализовываться это соглашение в практической плоскости, особенно учитывая состояние осетино-грузинских отношений… Такие вопросы, без сомнения, затрагивают интересы Южной Осетии, в частности, в сфере экономики, безопасности, экологии... Вопрос транзита грузов по территории Южной Осетии может быть решен только в результате переговоров с властями Республики Южная Осетия и на основе соответствующей юридической базы».

На это заявление оперативно прореагировали и в МИД РФ. «Россия считает правомерной позицию Южной Осетии по вопросу транзита грузов по ее территории, который может быть решен только путем переговоров с властями Республики», – цитирует РИА Новости представителя МИД РФ Марию Захарову. Она напомнила, что соглашение 2011 года между Россией и Грузией не создаёт обязательств для третьих сторон. «Условия же прохождения грузов по транзитным маршрутам, разумеется, подлежат дополнительному обсуждению с соответствующими транзитными странами», – сказала представитель российского внешнеполитического ведомства.

А теперь о «плюсах» и «минусах» возобновления транзита через нашу территорию. Конечно же, мы можем заявить, что не нуждаемся в существовании транспортного коридора в соседнюю страну, которая не только не признала наш суверенитет и свою вину за годы агрессии, но даже отказывается подписывать соглашение о неприменении силы в будущем. Однако в этом случае мы можем не получить понимания у нашего стратегического союзника – России в поддержке важного для нее сообщения с другим союзником – Арменией, которая, по причине своей оторванности от РФ, постепенно дрейфует в сторону Запада.

Среди опасений и вероятность испо-льзования открытости границ грузинскими спецслужбами. Что мы уже проходили. А это вербовка, теракты, захваты и другие сопутствующие. Наше беспокойство связано и с неизбежной криминализацией сферы контроля за транспортными потоками. Одним словом, на весах решения вопроса два понятия: «Спокойствие» и «Экономика». Последние годы мы живем в относительном мире и по большому счету подзабыли о своем южном соседе. Так готовы ли мы обменять это спокойствие на «опасную» экономику?

И еще. Уж если говорить о полноценном транзите, и о заинтересованности сторон, то почему не рассматривается наш интерес? К примеру, если уж вариант транзита будет «продавлен», а все пока идет к этому, поскольку данную тему стали прощупывать еще в прошлом году, в том числе и некоторые наши чиновники, то почему бы, временно не заморозить этот вопрос и не вернуться снова к проекту строительства железной дороги через территорию РЮО, как транзитной магистрали через центр Кавказа на Восток. При современных технологиях строительство железнодорожного полотна займет полтора-два года. Так почему данное строительство нельзя поставить как наше обязательное условие? Тем более, что когда Москвой изначально была озвучена идея строительства железной дороги, то ориентир ставился именно на Переднюю Азию, через Армению. Также как изначально была запланирована и идея газопровода, потому и диаметр трубы в этом случае явно рассчитан на большее, нежели на небольшую территорию Южной Осетии... Так что, если возобновление транзита через территорию нашей страны неизбежен, то пусть это будет железнодорожный транзит. В противном случае, в чем выгода для народа Республики?..

М. Багаев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Популярно