Выборы 2017 года. Станет ли Южная Осетия полигоном для выборных политтехнологий?
В Южной Осетии всегда с вниманием, а иногда и с ревностью, следят за событиями в братской Абхазии. Что-то нас там радует, а некоторые процессы заставляют волноваться. К последним относятся и произошедшие в последние годы пертурбации с президентской властью. Вернее, с нарушением цикличности ее смены, выразившейся в смещении со своего поста А.Анкваба.
Был ли Александр Анкваб таким злым гением абхазской действительности, нам из Цхинвала судить достаточно сложно. Но уход главы государства со своего поста должен происходить все же в определенный законодательством срок. Иначе общество может погрузиться в омут противоречий и реваншистских настроений. Что, впрочем, и произошло в Абхазии. Попытки оппозиции сместить Р. Хаджимба теперь происходят с неослабной периодичностью и настойчивостью. А плодотворно работать в такой ситуации очень сложно. И даже то, что референдум о доверии действующему президенту не состоялся, едва ли можно назвать победой нынешней власти: на референдум не пришли те, кто был против Хаджимба, но не пришли и те, кого он считает своими сторонниками. А это Пиррова победа!
В Абхазии джин противоречий, посредством нарушенной традиции смены власти, был выпушен на волю. И загнать его обратно в бутылку будет чрезвычайно сложно. Пример соседней Грузии более чем убедителен. Здесь каждый руководитель страны, захвативший власть в результате смещения своего предшественника, заканчивал также: Гамсахурдиа – Шеварднадзе – Саакашвили. Понадобилось двадцать лет, чтобы балансиры смены власти обрели равновесие.
Едва ли в Южной Осетии желательны подобные эксперименты. Хотя и в нашей новейшей истории уже были ситуации, когда смена власти могла произойти неконституционным путем. Пока подобного развития внутриполитической ситуации удавалось избежать. То ли по причине наличия тесных родственных уз в небольшом социуме, то ли по причине выработанного веками инстинкта самосохранения. Но настороженность остается. Неспроста ведь кризис в отношениях Правительства и Парламента многие в Южной Осетии расценили как тревожный сигнал. Да что там в Южной Осетии, даже из Москвы звонили знакомые коллеги из российских аналитических сфер с вопросом: «Не повторится ли в Республике абхазский сценарий?».
Действительно, у главы Парламента А.Бибилова есть президентские амбиции и он их никогда и не отрицал. Но на то, чтобы пойти на обострение ситуации в стране за несколько месяцев до выборов – сомнительно. Какие бы преференции это не сулило. Да, критика действующей власти, да, выражение несогласия с работой Правительства. Но выводить народ на улицы и штурмовать правительственные здания?.. Подобные умозаключения из стана партии большинства, конечно, бывают слышны, но, думается, руководство страны, а мы уже, к сожалению, имели опыт «площадной демократии», своевременно раскидает извне подсовываемые грабли. К тому же, по большому счету, все определит весна следующего года, поэтому для главных игроков нет необходимости создавать излишнюю напряженность в среде электората. Да и создается она не здесь.
В начале июля в информационной сфере был распространен доклад российского Центра политической конъюнктуры под названием «Президентская кампания-2017: тест на стабильность». По мнению авторов доклада, фаворитами Москвы являются действующий президент Леонид Тибилов и спикер парламента Анатолий Бибилов. Остальные возможные конкуренты названы аутсайдерами. По мнению ряда экспертов, доклад этот явно носит рекомендательный характер, хотя понятно, что это был своего рода пробный камень, и таких камней, по всей видимости, еще будет немало, учитывая тот факт, что сама Россия не однородна.
Интересно, что в докладе объясняется и смысл принятых недавно в избирательное законодательство РЮО поправок. «Принятые поправки ужесточают требования к потенциальным кандидатам. Их смысл заключается в том, чтобы, во-первых, сократить количество участников избирательной кампании (в 2011 году было зарегистрировано 17 кандидатов) и, таким образом, стимулировать избирателя к консолидации вокруг наиболее рейтинговых кандидатов, а во-вторых, поставить заслон для политических амбиций Эдуарда Кокойты и Дзамболата Тедеева, вынудив их отказаться от участия в кампании на раннем этапе», – сказано в аналитическом документе.
Вообще, в данном аналитическом докладе чувствуется некоторая двусмысленность, определенное лукавство и определенная отдаленность и незнание реалий. Нельзя быть специалистом по Кавказу сидя в московском кабинете. Один раз Москва так уже обожглась с приснопамятным рукопожатием Медведева. Да и будем честны – серьезные проблемы четкой, выверенной и обдуманной политики на Кавказе у России наблюдается аж с царских времен. И современная Абхазия тому лишь еще одно подтверждение.
Для начала скажем, что принятые поправки вряд ли станут препятствием для экс-президента Э.Кокойты, поскольку они вступают в силу с момента подписания, а никак не ранее. Во-вторых, не думается, что Д.Тедеев лично снова пойдет на выборы, зная о наличии в его случае проблемы ценза оседлости. Скорее здесь стоит ожидать поддержку или выдвижения «своего» кандидата. При этом «вес» этой поддержки, по мнению ряда экспертов, будет косвенно зависеть от успешного выступления сборной России по вольной борьбе, которую он снова возглавляет.
Однако вернемся к докладу. Как отмечалось выше, составители данной аналитики определили в фаворитах действующего Президента Л. Тибилова и спикера Парламента А. Бибилова, что понятно. Но при этом авторы доклада не видят разницы в том, кто из них будет управлять Республикой после 2017 года. Конечно же, больше преференций справедливо уделяется действующему главе Республики. «В случае своего выдвижения на второй срок действующий президент станет главным фаворитом избирательной кампании. Тибилов продолжает оставаться надежным гарантом внутриэлитного мира в Республике... В период его президентства России удалось поставить крест на многих практиках нецелевого расходования средств, которые поступали из РФ на развитие Южной Осетии, и Москва хотела бы сохранить достигнутый уровень взаимопонимания с властями Республики», – так вкратце озвучены основные предвыборные характеристики Л.Тибилова.
В отношении спикера Парламента комплиментов также немало, но предпочтение все же отдается действующему президенту. Правда здесь интересна следующая фраза. «Можно предположить, что Кремль приложит серьезные политические усилия, чтобы, в случае выдвижения Тибилова, обеспечить действующему президенту поддержку со стороны председателя Парламента Бибилова, а также убедить последнего отказаться от участия в гонке», – полагают авторы доклада. Фактически таким посылом Л.Тибилов становится главным объектом контрусилий всех участников будущей президентской гонки. Но знает ли об этом тот же Бибилов?
Не совсем понятен и другой аналитический пассаж в предлагаемом документе. «Нельзя отбрасывать и сценарий, когда сторонники Эдуарда Кокойты будут пытаться прибегнуть к уличным протестам, – отмечается с тревогой в документе. – В этой ситуации Россия будет вынуждена применить все свое влияние, чтобы обеспечить признание результатов проигравшим кандидатом». Что это за подогрев ситуации?
…Понятно, что ситуация на президентских выборах будет непростой. Очевидно и то, что она уже снова подогревается извне. И дело тут не конкретно в Кремле – повторим, сама Россия не однородна. Потому даже в самой Москве случилась Болотная площадь. Очень не хотелось бы, чтобы в Южной Осетии кто-то реализовывал свои «абхазские», «оранжевые» или какие-нибудь другие сценарии, какими бы благими намерениями они не объяснялись. Народ сам все видит, и проделанную работу и простой популизм. Мы не первый раз выбираем главу государства. И каждый раз исходя из текущей ситуации в стране народ делал свой осознанный и правильный выбор. Просто не мешайте.
С.Остаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.