Изменения в избирательное законодательство. Пока больше вопросов, чем ответов
Ни для кого не секрет, что между исполнительной и законодательной властью в стране существует определенная напряженность. И эта напряженность становится все явственнее в преддверии президентских выборов. Аналитики связывают это, прежде всего, с тем, что на выборах 2017 года главными конкурентами на высший пост в стране станут действующий Президент Л.Тибилов и спикер Парламента А.Бибилов. Казалось, не осталось точек соприкосновения между Большим Домом и Парламентом. И вдруг инициатива Центральной избирательной комиссии о внесении изменения в избирательное законодательство, по крайней мере, на сегодняшний день, находит полную поддержку и у Администрации Президента и у юго-осетинских парламентариев. Впрочем, это, скорее всего, исключение из правил, чем нормализация внутриполитических реалий.
Напомним, что ЦИК РЮО обратилась в Парламент страны с предложением внести ряд поправок в избирательное законодательство. ЦИК предлагает парламентариям рассмотреть дополнения в конституционные законы «О выборах Президента Республики Южная Осетия» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия». Высказано пожелание более четкого определения понятия «постоянное проживание» в контексте существующего в юго-осетинском законодательстве ценза оседлости; детальные и полные требования к кандидатам в части предоставления ими документов, деклараций о доходах; увеличение количества подписей в поддержку выдвижения кандидата.
Одной из главных целей предложенных изменений называется необходимость предотвращения повторения негативного сценария президентских выборов 2011 года. Инициаторы внесения поправок полагают, что надо устранить пробелы и разночтения в законодательстве во избежание их вольного толкования кандидатами в президенты и появления спорных ситуаций при регистрации кандидатов, а также, что внесенные поправки коррелируются с процессами интеграции и унификации законодательства с Российской Федерацией и приведут к совершенствованию института выборов.
Для упорядочения процесса отбора и регистрации кандидатов предлагается сделать некоторые регуляции в ценз оседлости в части учета постоянного проживания кандидата, времени пребывания его на учебе, командировке, лечении, в отпуске и т.п.
Постоянное проживание – само по себе неоднозначное понятие. «Президентом РЮО может быть избран гражданин РЮО не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, владеющий государственным языком и постоянно проживающий на территории РЮО последние 10 лет, предшествующие дню регистрации», – гласит конституционная норма. До сегодняшнего дня в положении о цензе оседлости разрешалось отсутствовать в стране не более трех месяцев. При желании можно было «обойти» это ограничение. Так, человек мог проживать за пределами РЮО все время, лишь наезжая в страну один раз до истечения этого трехмесячного срока. И вот вам обеспечен статус «постоянного проживания». При этом минимально всего в год получалось четыре таких визита вежливости.
И вот как вариант упорядочения этой несуразицы было предложено взять за определение постоянного проживания не календарные месяцы, а дни. При этом число дней также не выходит за рамки условных трех месяцев – 93 разрешенных дня отсутствия в стране в течение всего десятилетнего срока, предшествующего выборам Президента. Подспудно складывается ощущение конкретной «охоты на ведьм». Ведь могут возникнуть штатные ситуации, когда человеку все же придется выйти за эти временные рамки. Например, если его направят по службе в командировку, либо он выедет на учебу, на лечение или на отдых. В этом случае такое отсутствие в стране не должно становиться причиной того, что этот срок ему не будет засчитан в период постоянного проживания. К тому же не все бывают уверенны ровно за десять лет, что они будут выдвигаться и загодя контролировать свои перемещения. Да и механизм подсчета находится под большим вопросом. Мы, как в той истории, когда придумываем себе проблемы, чтобы их потом героически решать. Кстати, в обществе так и говорят – нам сейчас просто, видимо, заняться больше нечем.
Из всех обозначенных выше позиций наиболее уязвимой является «командировка». В прошлом один из кандидатов, не проживающий де-факто в РЮО, смог получить право участвовать в президентской компании, предъявив документ, что он был командирован в Москву на три года. И сегодня любой человек может представить справку, что его командировала в долгосрочную командировку фирма, частная школа, любая организация в Республике, имеющая командировочные бланки и печать.
Многие считают, что во всем этом перечне беспроблемной может быть причина отсутствия в стране гражданина по причине учебы. Мол, человек получает высшее образование до 35 лет, возраста, с которого согласно Конституции можно баллотироваться в президенты. Но есть понятие – второе образование, аспирантура, нередко чиновников, врачей и учителей посылают на стажировки, в академию государственной службы и т.п.
Далее. Человек также может быть вынужден выехать за пределы страны на лечение и этот период также может превысить три месяца. И не всегда при этом лечащий получает направление нашего Минздрава. Многие уезжают в клиники, что называется, своим ходом...
Иными словами учитывать, коль этот сизифов труд отменять никто не собирается, надо будет многое, поскольку нестыковки будут присутствовать. И не факт, что их станет меньше.
Другой вопрос, если подбирать к кандидату в президенты более конкретные критерии. К примеру, занят ли он трудовой деятельностью на территории Республики, платит ли налоги, является ли постоянным участником политической или общественной жизни... Эти критерии, по нашему мнению, более убедительны в части предоставления права человеку выдвигать себя на высший пост в стране, чем те же справки с пограничного поста Нижний Зарамаг. Кстати, о подобных справках. Согласно российскому законодательству, пограничные органы не впра-ве предоставлять иностранному государству сведения о пересечении своими гражданами государственной границы. Кроме случая, если на это будет дано согласие самого гражданина. О метаморфозах с данными справками во время предыдущих выборов, которые представляли из себя простую распечатку без наличия визирования, печати, мы уже писали в предыдущем номере.
В полемике вокруг критериев отбора кандидатов много говорится и об экзамене на владение государственными языками. В Конституции указана необходимость владения государственным языком выдвиженцем на пост президента, но на законодательном уровне не прописан механизм языкового испытания. Действительно, владение русским и осетинским языками необходимо. Будущему президенту придется встречаться с высшим российским руководством, с депутатами Госдумы, ведущими политиками, работниками культуры и искусства. И здесь фразой «Ми вместе» (не в обиду) не обойтись. С другой стороны, президенту также надо общаться со своим народом, и желательно на осетинском языке в том числе.
Вместе с тем, надо четко определить, что будет включать в себя экзамен по языку: собеседование, диктант, изложение. Здесь также необходимо определить тематику языкового испытания. Будет ли достаточно умения простого общения или необходимо знание и политической лексики? И еще вопрос: надо ли сдавать экзамен по языку кандидату в президенты, если он его успешно сдал на предшествующих выборах?
Среди предложений, по которым ЦИК надеется получить одобрение – увеличение количества подписей в поддержку выдвижения кандидата. Сегодня эта цифра составляет одну тысячу человек. Действительно, собрать такое количество подписей, с учетом родственной базы, в Осетии несложно. Для этого порой хватит подписей приглашенных на похороны или свадьбу. Поэтому предлагается увеличить необходимое количество подписантов до пяти тысяч. Но и здесь возникает вопрос: в поддержку скольких кандидатов один и тот же человек может поставить свою подпись. Если это будет без ограничений, то предлагаемая норма едва ли будет действенной. Ведь вряд ли кто-нибудь из нас откажется поставить свою подпись на подписном листе, если к вам обратятся с настойчивой просьбой знакомые, друзья или родственники. А если ставить подпись можно только за одного кандидата, то сколько времени займет процесс проверки подписей, если кандидатов будет, скажем, пять или шесть, (в последнем случае 30000 подписей), и сколько времени после будет у кандидатов, чтобы добрать недостающие подписи. К тому же снимать «параллельные подписи» будут у обоих кандидатов или только у предоставленного в последнюю очередь? Тут же вопрос – будут ли считаться действительными подписи граждан РЮО, проживающих за пределами страны?.. Вопрошания можно еще продолжить.
То, что пока не вызывает вопросов – это новые требования к декларации о доходах кандидатов и членов их семей. Более того, это новшество уже получили положительную оценку в обществе. Согласно поправкам, кандидаты в президенты будут обязаны подавать сведения о доходах, расходах и имущественных обязательствах на себя, супругу и несовершеннолетних детей, как на территории Южной Осетии, так и Российской Федерации, а также закрыть счета и вклады в иностранных банках за исключением российских. И это справедливо, что народ должен видеть финансовую порядочность будущего президента.
В процессе общественного обсуждения вместе с тем неоднократно указывалось на опасность того, что прилагаемые регуляции станут чрезмерными и могут привести к ограничению права наших граждан на свободу перемещения, учебу или получение высокотехнологического лечения. И утверждение о том, что будущий кандидат должен будет себя ограничивать, раз уж он намеревается стать президентом, причем думать это загодя, за десять лет вперед, едва ли состоятельны. К тому же многим уже не совсем понятно, данные новшества входят в силу уже сейчас или как это бывает, они касаются только следующих выборов. Как бы там ни было, по мнению ряда аналитиков, существует опасность и того, что круг кандидатов в президенты в обозримом будущем ограничится двумя-тремя гражданами, настолько ограничительными будут положения избирательного законодательства.
Вместе с тем мы должны понимать, что правила игры должны быть разумными, понятными, четкими и в то же время строго соответствующими принципу справедливости. Если, конечно, все же эти поправки принимаются не под конкретного человека или людей. Кстати, бытует мнение, что в таком случае, подобные поправки должны касаться и членов Правительства, и депутатов. Развеони не должны быть патриотами? В таком случае вообще любопытно получается – как известно многие наши чиновники зачастую начинают свои устремления через перевал уже в пятницу, а появляются обратно в Цхинвале утром в понедельник. При этом, если брать не четыре обозначенных дня, а только субботу и воскресенье, то за год набегает гораздо больше предложенного ЦИКом срока! А значит положил на стол депутатский мандат или министерское удостоверение. И это не считая обязательного месячного отпуска (который вряд ли кто-то будет проводить в Южной Осетии) и новогодних недельных выходных...
Эх, лучше бы нам всем делом заняться… Не там расходуем энергию…
Л.Джиоев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.