Дан фактический старт подготовки к президентским выборам
В
Республике дан фактический старт подготовки к президентским выборам весны 2017
года. Центральная избирательная комиссия РЮО обратилась в Парламент страны с
предложением внести ряд поправок в избирательное законодательство. ЦИК
предлагает парламентариям рассмотреть дополнения в конституционные
законы «О выборах Президента Республики Южная Осетия» и «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Республики Южная Осетия».
ЦИК, в частности, предлагает выразить более четкое определение понятия «постоянное проживание» в контексте существующего в юго-осетинском законодательстве ценза оседлости; детальные и полные требования к кандидатам в части предоставления ими документов, деклараций о доходах; увеличение количества подписей в поддержку выдвижения кандидата. При этом ЦИК не забыла и себя родную, предложив расширить свои полномочия и ввести для ряда своих членов штатные должности. Напомним, что ранее на работу в ЦИК его сотрудники рекрутировались лишь на время предвыборной кампании.
Что же конкретно предполагают изменить в избирательном законодательстве, и как они будут реализованы в конституционном русле. Так, в частности, увеличивается число делегатов партии, необходимое для выдвижения кандидата, также предлагается увеличить от 1 тыс. до 5 тыс. количество собираемых в поддержку выдвиженца подписей. Будет (и именно это многих интересует) также уточняться, как именно следует высчитывать существующий 10-летний ценз оседлости для кандидатов. Ну и предполагается, что председатель, зампредседателя и секретарь ЦИК будут работать на постоянной основе.
Таким образом, предложения Центральной избирательной комиссии в первую очередь предполагают наличие развернутых данных о постоянном проживании кандидата в президенты, сведения о доходах, расходах и источниках прибыли кандидата в президенты и членов его семьи за последние три года. Достоверность предоставленной в ЦИК информации должна будет тщательно проверяться.
Действительно, в Конституции РЮО есть положение о цензе оседлости, но в законе «О выборах Президента» он не прописан. Поэтому возникали споры, какой иззаконодательных актов считать приоритетным. Этот пробел, дающий повод для противоречий, надо будет устранить.
Другая проблема, возникающая во время выборов – это определение срока проживания кандидата в стране. В Основном законе страны ценз оседлости прописан в общих чертах: «Президентом РЮО может быть избран гражданин РЮО не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, владеющий государственным языком и постоянно проживающий на территории РЮО последние 10 лет, предшествующие дню регистрации». Вместе с тем, понятно, что человек не может пребывать на территории РЮО безвыездно. Ему приходится выезжать на разные сроки времени за пределы страны по личным делам, на лечение или учебу, по служебной деятельности. И здесь возникает вопрос, как считать срок отсутствия либо пребывания на территории РЮО кандидата, какая инстанция должна давать информацию о наличии ценза у выдвиженца.
Базой для понимания этого может служить закон «О гражданстве РЮО», в соответствии с которым три месяца в году кандидат может отсутствовать в Республике. Получается, что постоянное проживание - это проживание на территории не менее 9 месяцев в совокупности. Иначе говоря – отсутствие на месте постоянного проживания в общей сложности не более 3 месяцев. Уже сегодня этой нормой пользуются некоторые потенциальные кандидаты в президенты, наезжающие в Республику раз в три месяца, чтобы отметиться на пограничном пункте Н.Зарамаг.
«Мы должны без двусмысленностей понимать, о каких трех месяцах идет речь, и подразумевается ли это в совокупности. Этот механизм для того и прописывается, чтобы не допускать вольного трактования этой нормы, когда одним кандидатам подсчитывается ценз по одному механизму, другим – по-другому. Не должно быть деления на угодных и неугодных кандидатов, перед законом все должны быть равны, и нам надо окончательно разъяснить этот важный вопрос, – отметила председатель парламентского Комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению О.Кочиева. – Например, когда речь идет о таких случаях, как лечение за пределами Республики, отпусках и командировках или других уважительных причинах, то при документальном подтверждении таких фактов они не должны засчитываться как несоответствие кандидата требованию цензу оседлости. Скорее всего, список таких причин будет зафиксирован и внесен в закон о выборах Президента».
Поправки были внесены ЦИК 6 июня в понедельник в установленном порядке в Парламент и переданы на рассмотрении в Комитет по законодательству, законности и местному самоуправлению. Комитет рассмотрит предложения и замечания депутатов и внесет законопроекты на рассмотрение Президиума. И уже по решению Президиума указанные законопроекты будут вынесены на очередное заседание сессии Парламента.
Так как речь идет о конституционных законах, для принятия данных изменений необходимо одобрение не менее 2/3 депутатов. После одобрения Парламентом законопроекты будут направлены Президенту Республики для подписания и обнародования.
Недавно в беседе Президента Л. Тибилова с корреспондентом информационного агентства EADaily прозвучал вопрос относительно того, сохранится ли десятилетний ценз оседлости для кандидатов в президенты РЮО. Ответ был краток и однозначен. «Это правило заложено в Конституции РЮО. Ситуация с цензом – непростой вопрос. Общее мнение пока сводится к тому, чтобы сохранить прежнюю позицию по данному вопросу», – пояснил Л.Тибилов.
Споры вокруг ценза оседлости для кандидатов на выборные должности в стране идут практически с появлением самого понятия «выборы». Одни считают эту меру фильтром против прихода к власти случайных людей, другие полагают, что это является ущемлением прав каждого осетина быть избранным на своей исторической родине. Многие же ценз называют «цензом патриотизма» по существу.
Были и попытки разного толкования этой конституционной нормы. В 2011 году в преддверии президентских выборов ЦИК РЮО сделала запрос в Парламент с просьбой разъяснить эту норму в деталях. Дело в том, что в Конституции на тот момент «период проживания» в РЮО для кандидатов в президенты определялся только 10-летним проживанием в стране. Это могло быть истолковано таким образом, что если человек даже ребенком прожил в Южной Осетии 10 лет, то он имел возможность выдвигать свою кандидатуру на пост Президента.
Поэтому тогда Парламентом были инициированы поправки, уточняющие этот срок десятью годами проживания непосредственно перед самими выборами. Собственно говоря, это была прерогатива Конституционного суда, но на тот момент такой важной инстанции в стране не существовало. Впрочем, и сегодня еще судьба этого органа не определена, несмотря на добрые пожелания.
За то, чтобы ценз оседлости был сохранен как норма, выступает и глава Парламента А.Бибилов. «Я убежден, что ценз для Президента необходим. Это не затрагивает никакие демократические нормы и права человека. Что касается «ценза оседлости» для депутатов, то его надо пересматривать», – высказал свое отношение к этому вопросу А. Бибилов в СМИ. Впрочем, здесь нам видится некоторое противоречие. Действительно, если мы не хотим допускать случайных людей на высший пост в стране, то почему они должны оказаться в Парламенте. Ведь не стоит сомневаться в том, что и через Парламент те же случайные люди смогут получить серьезные рычаги влияния на принятие важных государственных решений. Более того, на наш взгляд, ценз оседлости был бы уместен и для членов Правительства (о чем мы уже не раз настоятельно писали). Первым лицом в любом министерстве (не говоря уже о премьере и его заместителях) должен быть человек, живущий те же последние десять лет здесь, в Южной Осетии. Приехал приглашенный специалист – пусть пока работает тем же замом (чем не ответственная должность?), а за годы работы проникнется реалиями и особенностями местной жизни, поймет людей, поскольку будет уже «вариться» вместе с ними, обязательно должен привести сюда семью с детьми, а не отлучаться на выходные за перевал, а там смотри и десять лет прошло… Очень хорошее это понятие – ценз оседлости, однако, вернемся к парламентским выборам.
Понятно, что ценз оседлости существенно ограничивает количество действующих фигур на политическом поле Южной Осетии. Существует даже вероятность того, что со временем нам придется выбирать постоянно между двумя-тремя кандидатами на президентскую должность. Ведь предельного возрастного срока для претендентов на эту должность не существует (в отличие от той же Абхазии). Отметим, что ценз оседлости не является изобретением юго-осетинских законодателей, такая норма записана в правовых актах России, Германии, Бельгии, Голландии, Австрии, Швеции... Различаются возрастной ценз, ценз гражданства, ценз оседлости, образовательный ценз, языковой ценз и другие. А теперь самое интересное в связи с определением ценза оседлости. Во-первых, предстоит обратиться к лингвистам, чтобы они четко определили понятие «постоянное проживание». Во-вторых, даже если будет вынесено конкретное определение этого положения, то возникает вопрос с реализацией самих ограничений.
Надеяться на данные распечаток по пересечению тем или иным гражданином пограничного пункта Н.Зарамаг особенно то и не стоит. Эти квитки не заверены печатями и подписями и могут не быть приняты во внимание при судебной тяжбе. Так уже было. В 2014 году Верховный суд Южной Осетии не принял подобные справки от ЦИК, потому что на этих бумагах, истребованных у российских пограничников, не было ни печати, ни подписи, ни указание на выдавшую их организацию. По сути, это были некие распечатки с компьютера, которые не имеют никакой юридической силы.
С одной стороны, в законе нет нормы, по которой ЦИК может запрашивать документы у иностранного государства, а с другой – и российское законодательство запрещает тем же пограничникам предоставлять информацию о своих гражданах иностранным государствам. Поэтому в 2014 году суд признал ничтожными эти справки, и к выборам в Парламент были допущены кандидаты, ранее отклоненные ЦИК.
Другим методом был опрос соседей на предмет проживания кандидата в Республике. Но тут, как вы понимаете, действует субъективный фактор. Если соседи расположены к выдвиженцу, они заявят, что он ни на один день не отлучался из страны, если же кандидат был в неладах с соседями, то они могут сказать, что вообще видят его в первый раз.
Так что необходимо определить не только толкование ценза оседлости, но и то, как будет действовать юридически обоснованный механизм определения факта выезда-заезда человека на территорию страны. Ну а почему, так остро ставится вопрос именно о цензе оседлости и отчего такая суета вокруг этого вопроса? Кулуарно говорится, что это направлено частью политической элиты в первую очередь против возможного кандидата, экс-президента Э.Кокойты.
Среди других предложений ЦИК, как было сказано выше, есть намерение увеличить от 1 тыс. до 5 тыс. количества собираемых в поддержку выдвижения кандидатов подписей. Понятно, что собрать такое количество без наличия административного ресурса практически невозможно. Это создаст непреодолимые препятствия для тех, кто решит выдвигаться на президентских выборах.
Сегодня главными претендентами на пост президента на выборах 2017 года считаются действующие глава государства Л.Тибилов и спикер Парламента А.Бибилов. Без всякого сомнения, оба они без особых усилий соберут необходимое количество подписей, а с учетом рвения наших чиновников соберут их с излишком. Таким образом, это уже 10 тысяч подписей. Остается еще 20-30 тысяч потенциальных подписантов и поэтому в избирательной гонке смогут принять участие еще только три-четыре кандидата на высший пост в стране. Поэтому в 2017 году в стране подписи станут большой ценностью. Как тут не вспомнить один художественный фильм, где перед выборами в российской глубинке вместо ведомостей зарплаты гражданам подсовывали подписные листы.
Необходимо внести поправки и в положение об экзамене по языку. После того как русский язык, наравне с осетинским языком, стал государственным, возникает вопрос о необходимости сдавать экзамен на знание и языка Пушкина и Толстого. Осилят ли такую нагрузку все кандидаты, также является проблемой.
Как мы указывали, предложения ЦИК предполагают сведения о доходах, расходах и источниках прибыли кандидата в президенты и членов его семьи за последние три года. Помимо этого необходимо внести, наверное, ограничения на получение и финансовой помощи со стороны. Не секрет, что такие спонсоры бывают. В том числе и из-за пределов страны. Хотя в этом никто не признавался, а проверить поступление денег было невозможно, так как выплаты проходили «черным налом». И получалось так, что кандидат имел на официальном счету тысячу рублей, а тратил на миллион. Надо истребовать у выдвиженца информацию о том, из каких средств он оплачивает наем пиарщиков, питание в штабе, устройство праздничных столов в районах, посчитать расход бензина, появление при штабах новеньких автомобилей и т.д. Вот такого механизма контроля расходов у нас пока не существует.
Мы еще вернемся к данной теме.
Л.Джиоев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.