Остров Зарамаг или ввоз и нынче там
В течение всех последних лет только и разговоров, что о переносе таможни с российско-югоосетинской границы к границам Грузии. Теперь вот надежды на новый Договор о союзничестве и интеграции между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, который предполагает упрощенное пересечение линии разграничения двух стран. Но вдруг, как это обычно бывает с таможенным постом в Нижнем Зарамаге, северо-осетинские таможенники решили в одночасье вновь ревностно исполнить очередное предписание, снова, фактически на ровном месте, подняв градус напряжения до предела. В один прекрасный осенний день, кто-то из больших таможенных начальников отдал команду не выдавать временный ввоз, въезжающим в РФ со стороны РЮО автовладельцам. В результате десятки из них, после долгой словесной перепалки и нервотрепки в этот день были вынуждены вернуться обратно в Цхинвал. И до сегодняшнего дня граждане РЮО, имеющие прописку как на юге, так и на севере Осетии не могут въехать на территорию Российской Федерации.
К истории проблемы. Таможенники ссылаются на пункт 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также на Соглашение между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». Согласно данным правовым актам иностранные физические лица имеют право временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей автотранспортные средства, зарегистрированные на территории иностранных государств и находящиеся в их личном пользовании, на период своего временного пребывания на этой территории.
В данном случае иностранцами считаются те физические лица, которые не имеют постоянного места жительства в государствах – членах Таможенного союза. Понятно, что граждане, имеющие прописку в Северной Осетии (и по России), иностранцами считаться не могут и въезжать на машинах, зарегистрированных в РЮО на сопредельную территорию, не имеют право. Разве что если заплатят таможенный сбор как российские граждане.
«Данный закон действует с 2010 года. Российская сторона сама в одностороннем порядке не может решить эту проблему, так как есть границы Российской Федерации, и есть границы Таможенного Союза. Данные меры никак не связаны с Договором о союзничестве и интеграции, который был подписан между Россией и Южной Осетией. Это связанно с тем, что транспортные средства, оформленные в Республике, разными путями попадают в Российскую Федерацию», – сказал по этому поводу СМИ глава таможенного комитета РЮО М.Цховребов.
Формально получается, что северо-осетинские таможенники правы. Но что интересно, российско-абхазскую границу ежедневно пересекает большее количество автотранспорта, но там такой проблемы нет. При этом сложно поверить, что никто из жителей Абхазии не прописан в Сочи, Адлере или в других городах России. Другими словами данный посыл, понятное дело, исходит не из Москвы (а то бы осложнения параллельно возникли и на границе с Абхазией), а именно из Владикавказа. Так почему северо-осетинские таможенники вдруг решили продемонстрировать свою принципиальность в следовании букве закона. И именно сейчас, спустя пять лет после его принятия?! Чего вдруг? Или как сказал один из водителей, ингушская агрессия уже не страшна, а потому æфсымæртæ нал ыстæм?.. Благо наш народ даже в пылу понимает разницу между северными осетинами и рядом чиновников, оказавшихся у руля.
Принципиальность, конечно, вещь хорошая, но надо понимать и тот факт, что возникшие затруднения у жителей РЮО ассоциируются не только с северо-осетинскими таможенниками, но и с самой Россией. Получается, что руководство РФ и РЮО, ответственные чиновники обеих стран работают на интеграцию, а на посту Н.Зарамаг эту самую интеграцию пытаются затормозить, растоптать, искусственно повышая нервозность и отторжение. Такой вот «остров Зарамаг», который сам по себе.
По сути, население Южной Осетии, да и власти Республики оказались поставлены перед фактом этой досадной инициативой таможенников. Хотя последние могли, хотя бы из вежливости, сообщить своим коллегам о введении ограничений, чтобы те уже через местные СМИ проинформировали граждан РЮО, выезжающих в РФ. И не было бы перепалок и накала страстей на посту. Ведь не ведая о предстоящих сложностях кто-то, просчитав время на дорогу, спешил на самолет, имея билеты на руках, кто-то на поезд, кто-то был записан на прием к врачу, а некоторые и вовсе направлялись на похороны…
Тема запрета на выдачу права на ввоз была озвучена и на рабочих совещаниях в Правительстве РЮО. В курсе проблемы и Президент.По поручению Леонида Тибилова председатель Государственного таможенного комитета РЮО Мурат Цховребов провел рабочую встречу с руководством Федеральной Таможенной Службы России, в ходе которой была достигнута договоренность о том, что российское таможенное ведомство окажет всестороннюю помощь в решении проблемы с оформлением и выдачей временного ввоза на транспортные средства, зарегистрированным в Южной Осетии гражданам, а также имеющим постоянную регистрацию на территории Российской Федерации.
На момент подготовки статьи статус-кво сохранялся. Несомненно, что проблема будет решена, тем более что рецидив уже был. Вызывает сожаление другое – то, что именно северо-осетинская сторона стала инициатором драконовских мер.
Интересная деталь. Непосредственно перед введением данных ограничений, будто бы для затравки, владельцы автотранспортных средств получили неожиданный подарок – срок действия документа на ввоз автотранспорта увеличивался с трех месяцев до года. Раньше автовладельцам необходимо было следить за сроком окончания трехмесячного ввоза, подгадывать очередную поездку под указанную дату, ехать на таможню и оформлять ввоз на следующие три месяца. И так каждый период. Теперь же предлагалось гонять по России целый год. Но и тут радость оказалась преждевременной. Простой обыватель вряд ли будет знать, что увеличение срока продления ввоза на год имеет свое тайное дно. Дело в том, что по законодательству автотранспорт, находящийся на территории РФ более полугода автоматически лишается всех преференций для владельца иностранного автомобиля. То есть фактически любой автомобиль в этом случае тогда переходит в статус российского. А это, к примеру, значит, что уже на Буроне с вашего авто на законных основаниях со стекол могут содрать ту же «затемненку». Да и все другие преференции для владельца иностранного автомобиля при ввозе на год автоматически также нивелируются.
Однако вернемся к «таможенной инициативе». Одной из причин введения ограничений называется частое нарушение правил дорожного движения в Северной Осетии владельцами автомашин с юго-осетинскими номерами. Мол, возможность оформлять свой автотранспорт как иностранный, позволяет избегать штрафных санкций. А по сему полагается, что именно желание ограничить присутствие таких «неприкасаемых» и стало причиной ввода в действие ограничений на ввоз автотранспорта.
Конечно же, проблема эта существует, и не первый год. Но, во-первых, нарушителей с юго-осетинскими номерами не так много, как это преподносится, и уж тем более, не больше, чем местных водителей. Во-вторых, большая часть автомобилей с номерами РЮО принадлежит коренным жителям РСО-Алания. И вот с этим можно и нужно поработать сообща. Понятно, что в РЮО можно избежать значительного налогообложения при приобретении иномарки. И это, конечно же, заманчиво. Поэтому в итоге большая часть владельцев авто с сериями «РЮО» и «RSO» никакого отношения к нашей Республике не имеют. И эта проблема в принципе решаема и исправляема. И не такими методами. К примеру, как решение можно предложить провести в течение квартала замену автомобильных регистрационных номеров РЮО на новый образец. После чего последние считать недействительными. При этом проводить замену на новые номерные знаки более скрупулезно и, возможно, для большей прозрачности даже совместно с северо-осетинским ГИБДД и тогда проблему тамошних «неприкасемых» можно, по крайней мере, заметно разгрузить. Это как пример. Ну и в третьих, уже действует полезная практика и на таможне давно висит список завзятых штрафников, нарушивших правила дорожного движения которым приходится их оплачивать на выезде из Северной Осетии. Пока же создавшаяся ситуация отражается на законопослушных гражданах. При этом присутствует понимание, что даже если в ближайшее время ограничения на получение ввоза в РФ и будут сняты, проблема останется. И со временем будет проявляться снова.
Вообще, говоря о дорожных препонах на ТрансКАМе, нужно отметить без обиняков, что северо-осетинское ГИБДД изыскивает различные способы давления на «персон нон грата» с юго-осетинскими номерами. Все как бы правильно и законно. Да только выборочно. Сперва, это были требования пристегнутого ремня безопасности, после – запрет тонировки стекол, далее обязательное наличие северо-осетинской страховки и, наконец, среди требований – детское кресло в салоне автомобиля при перевозе детей. Мы не раз подымали подобные проблемы на страницах своей газеты, однако надолго нормализации не хватало.
В этой связи, в том числе и с нынешними возникшими таможенными реалиями всплывает в памяти добрая практика проведения совместных заседаний Правительств двух частей Осетий, на которых обсуждались текущие вопросы и проблемы, и которых сегодня так не хватает. Проводились они попеременно на севере и юге Осетии. Надо ли говорить, что подобные совместные заседания были эффективными, поскольку здесь обсуждались вопросы, представляющие взаимный интерес. Наверное, если бы и вопрос с транспортными средствами был рассмотрен в таком формате, решение бы нашлось. Почему юг и север отказались от такой практики – не понятно до сих пор. Ведь это был действенный механизм интеграции и единения. Или у нас есть текущие вопросы для обсуждения только с грузинами, встречи с которыми проводятся регулярно?
…И последнее. На пункте пересечения границы на таможенном посту Н.Зарамаг время от времени возникают проблемы. Это и рентген, и частые пробки, а теперь и проблемы с оформлением ввоза автотранспортных средств. Конечно же, все можно объяснить инструкциями, сбоем компьютеров, пересменкой персонала... И совсем не хочется объяснять происходящее возможным усилением грузинского лобби на севере Осетии («Республика» № 56-57, сентябрь 2015 год) и искусственным поощрением стычек осетин юга и севера с нагнетанием обстановки, пытаясь политически разделенный народ, разделить еще и морально. Кроме того, надо понимать, что это не только граница между двумя частями Осетии, но и граница с Российской Федерацией. И именно здесь порой и начинает формироваться общественное мнение. А потому надо постараться, чтобы оно, это мнение, было положительным.
М.Багаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.