КОНТРАСТ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ
В обывательском восприятии жизнь предыдущих поколений кажется чем-то отсталым, технически несовершенным, социально необустроенным. Отчасти это так, но оценка бывает, конечно же, поверхностна. Мы не будем говорить о том, что многие семейные и общественные ценности было бы неплохо восстановить. Но даже в отношении технического прогресса можно поспорить.
В горах Южной Осетии многие века люди пользовались деревянными орудиями труда. Транспортные средства, посуда и сельскохозяйственные орудия изготавливались преимущественно из дерева. Позже в жизнь горца вошли железные плуги, молотилки, тарелки из фаянса, металлические кастрюли и котлы из железа. Однако не все нововведения оказались к месту в традиционном быту народа. Как пример, использование плуга.
В Осетии, как и на всем Кавказе при пахоте использовалось легкое пахотное орудие типа рало, имевшее у осетин название дзыбыр//дзывыр. По своей конструкции оно было простым орудием вспашки, имело всего одну железную часть – лемех. Однако в течение веков это орудие труда совершенствовалось, что привело к возникновению нескольких типов легкого плуга. Каждое из них было идеально приспособлено к почвенным и географическим условиям горных пашен. В Рукском ущелье, где почвы были тяжелые, применялся один тип плуга, в Кударском ущелье другой, а в Урстуллата, где почвы были легкими – третий тип. Но всех их объединяла простота в использовании и эффективность эксплуатации. Так плуги дзыбыр были легки, что позволяло их затаскивать на значительную высоту, навесив на ярмо быков. Благодаря легкости материала, из которого они были изготовлены, ими было просто управлять на крутых склонах. Да и быкам было легче ставить борозду на наклонных пашнях.
Важное значение имела и производительность плуга дзыбыр. Именно количеством пашни, которое мог вспахать такой плуг в течение одного дня и определялась единица измерения площади пахотной земли. В Осетии это был «бонгæнд», букв, «вспаханное за день». Изготовление плуга, несмотря на простоту конструкции, требовало большого мастерства. Ведь даже незначительное отклонение от устоявшихся веками конструктивных пропорций могло сказаться на эффективности его применения. Несомненно, что с течением времени мастера вносили и свои конструктивные изменения, которые приводили к появлению нового типа пахотного орудия. Такого как в селении Ерман. Здесь применялся легкий деревянный дзыбыр, не имевший по совершенству аналогов не только в Осетии, но и на всем Кавказе. Последний образец в 1990 году был у жителя села Нижний Ерман Георгия Шавлохова. Особенность его устройства была в массивном полозе, который был абсолютно полым. Это позволяло лучше выдерживать вибрации при вспашке и сохранять устойчивость пахотного орудия. И все это без обязательного в этом случае утяжеления дзыбыра, которое у других орудий достигалось благодаря тяжелому, массивному полозу-подошве. Отметим, деревянными плугами-дзыбырами пахали еще в 90-ые годы прошлого века. И это в то время, когда даже железными плугами на живой тяге перестали пользоваться.
С появлением в 20-30 годах в Южной Осетии железных плугов, от деревянных плугов в первое время стали отказываться. Однако вскоре выяснилось, что железный плуг не столь эффективен в горах как, например, на равнинных землях. Так плуг с трудом можно было затащить на горную пашню, при развороте он порой стаскивал своей тяжестью быков вниз по склону. Но самое главное выяснилось, что железный плуг берет слишком глубокую борозду, что приводило к эрозии почвы. Кроме того, такие плуги были дороги и не все хозяйства могли их иметь в личном пользовании. Таким образом, жители высокогорных сел Южной Осетии снова стали пользоваться деревянными плугами. И вплоть до того времени, пока в горах еще пахали землю, они использовались для распашки горных склонов.
Роберт Кулумбегов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.