Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Геродот, древнегреческий историк (430 год до н.э.):
«Когда царь Киаксар, одержав в сражении победу над ассирийцами, осаждал Нин, появилось большое скифское войско, которое вел скифский царь Мадий, сын Протофия. Скифы вторглись в Азию вслед за изгнанными ими из Европы киммерийцами и, преследуя бегущих, дошли, таким образом, до Мидийской земли.
От озера Меотиды до реки Фасиса и владений колхов тридцать дней пути для хорошего пешехода, а из Колхиды недалеко уже пройти в Мидию. Между этими странами живет только один народ састеры, миновав его, будешь в Мидии. Скифы, однако, вторглись не этим путем. Они уклонились в сторону, и пошли по верхней, гораздо более длинной дороге, имея по правую руку Кавказскую гору. Здесь мидяне сразились со скифами, но потерпели поражение и потеряли свое господство, а скифы завладели всей Азией.
Отсюда скифы пошли на Египет. Когда они появились в Палестинской Сирии, египетский царь Псаметих, выйдя к ним навстречу, дарами и просьбами отклонил их от дальнейшего движения. Когда они на обратном пути дошли до сирийского города Аскалона, то большинство скифов прошло дальше без вреда для города, но немногие отстали и ограбили святилище Небесной Афродиты.
Скифы господствовали в Азии 28 лет и все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими на каждого дань. Большинство их царь Киаксар и мидяне, пригласив на пир и напоив, пьяными перебили. Таким образом, мидяне спасли свое царство и овладели теми землями, которыми владели и прежде».
Аль-Масуди, арабский историк и географ (945 год):
«Между царством аланов и Кавказом есть так называемый Замок Аланских ворот и мост на большой реке (Терек – ред.). Эта твердыня была построена персидским царем Исбандийаром Биштасфом, который оставил там гарнизон, чтобы препятствовать аланам проходить Кавказ. Нет никакой другой дороги для них, кроме как через мост под замком; стоящий на твердой скале замок невозможно захватить и нет способа войти в него иначе как с согласия ее гарнизона; кроме того, источник пресной воды, сбегая с вершины скалы, выходит в середине замка.
С тех пор как правитель Маслама Абд ал-Малик пришел в эту страну и покорил ее народ, это место охраняется арабским гарнизоном, которому доставляется провиант из тифлисского пограничья, до которого пять дней пути среди неверных. Однако, даже если бы всего один человек был поставлен в этом замке, он мог бы преградить путь всем царям неверных, ибо замок как бы висит в воздухе, и господствует над дорогой, мостом и рекой.
Правитель аланов – могущественный, очень сильный и влиятельный среди царей, может выставить 30 000 всадников. Его владения состоят из беспрерывного ряда поселений, расположенных настолько близко друг к другу, что если кричат петухи, то они откликаются друг другу от одной стороны царства до другой».
Ш.Беланже, французский натуралист (1825 год):
«От Казбека до Коби шестнадцать верст. Вся местность от Дарьяла до Коби населена осетинами… У осетин можно обнаружить большинство обычаев, свойственных кавказским народам. Однако умиротворение семей может быть достигнуто у них выкупом. В этом случае цена крови за убийство женщины наполовину меньше, чем за убийство мужчины. Муж, убивший жену в связи с ее изменой, обязан доставить родителям этой последней доказательство правоты своего преступления… Если имеет место нарушение осетином законов гостеприимства, его судят все жители селения; виновный обычно присуждается к сбрасыванию со связанными руками и ногами с высокой скалы в реку.
Часто куски оторвавшихся скал разрушают дома и убивают жителей; но осетины не пытаются отыскать более надежное место; они считают, что человек, погибший таким образом по воле великого духа, все равно погиб бы в любом другом месте, где бы он ни находился…
Л.Лавров, российский кавказовед (1874 год):
«Охота на волков и зайцев самая прибыльная: она производится обыкновенно компанией в несколько человек и невдалеке от аулов. Если у какого-нибудь осетина пало домашнее животное, то его вытаскивают на площадку, удобную для наблюдения, и немного прикрывают камнями. Операцию эту обыкновенно делают к первой лунной или вообще ясной ночи. Несколько охотников размещаются за скалами и камнями, образуя полукруг относительно места, где скрыта приманка. Лишь только наступает ночь, как в аульных саклях потухают огни, целые стаи волков с воем появляются на отдельных возвышенностях. Охотники сидят неподвижно и наблюдают за волками. Хотя последние нередко и принадлежат к числу наученных горьким опытом, но страшный голод заставляет их, хоть и медленно, приближаться к соблазнительной приманке. Часа через два волки подходят на такое близкое расстояние, что охотники видят их сверкающие глаза и слышат отрывистый сухой стук голодных зубов. Наконец, волки быстрыми скачками подбегают к падали и с глухим рычанием начинают теребить ее. В это время раздается залп, и несколько волков падают на месте. Охотники стараются не допускать, чтобы волки пробыли около приманки более 5-7 минут, так как в противном случае, последняя будет разорвана на куски и может быть унесена убегающими волками. Если охотники не прозевают этого случая, то приманка, особенно в холодное время, служит иногда в течение 3-4 недель».
Подготовил Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.