Осетины глазами русских и иностранных путешественников

17-08-2012, 20:02, --- [просмотров 4508] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.

 

Филарх, греческий историк риторического стиля (239 год до н.э.):

«…Скифы перед отходом ко сну берут колчан и, если провели данный день беспечально, опускают в колчан белый камешек, а если неудачно – черный. При кончине каждого лица выносили колчаны и считали камешки; если белых оказывалось больше, то покойника прославляли как счастливца. Отсюда и произошла пословица, что наш добрый день выходит из колчана...»

 

Никифор Вриенний, византийский историк и государственный деятель (1087 год):

«Вскоре враги стали настигать племянников императора (византийского – ред.) которые были со свитой и аланскими наемниками. Один из аланских наемников, бывших с благородным Исааком, по имени Арават, видя множество варваров, стремительно нападающих с неистовой яростью, рассудил, что братья, одни с немногими воинами, подвергаются всяческой опасности. Опасаясь, чтобы с одним из них не приключилось какой беды, он призвал товарища, по имени Хаскарис, бывшего под началом у Алексея Комнина, вместе с ним сойти с лошадей и стрелами встретить врагов. Ибо будет постыдно, – сказал он, – если благородные и отважнейшие мужи подвергнутся опасности в присутствии аланов, позор падет тогда на весь аланский народ! Так сказал он, но другой отверг  его  замысел,  как  скорее  неразумный, нежели смелый, ибо они, поступив, таким образом, подвергнутся опасности без всякой пользы для своих господ, так как местность была равнинная и открытая.

Но Арават, преисполненный высокомерия перед ним тотчас сошел с коня и, ударив его хлыстом, чтобы тот следовал за отходившими, занял оборонительную позицию на плоскости. Турки, пораженные неожиданностью этого зрелища, недоумевали, что все это значит. В руке у него было легкое копье, которым он пронзил грудь первого из нападавших, сбив его с лошади. Один из врагов пустил в него стрелу и ранил его в правую руку; но, вытащив ее из раны (Арават) отомстил варвару тем же оружием, подобно Брасиду в былые времена. Варвары, устрашенные его мужеством, отошли на расстояние, и он, воспользовавшись этим, поднялся на крышу и оттуда осыпал их своими стрелами. Между тем остальные  (его товарищи)  уже подходили к теснине. Тогда турки, оставив его, бросились на них с величайшей стремительностью. Но Алексей Комнин, обратившись назад с немногими из своих людей, первый поразил одного из них, а Хаскарис, о котором мы прежде упомянули, ранил в спину другого. Объятые великим страхом (турки) отступили, оставили  их,  и  они,  немного  отойдя, спешились и встали лагерем в безопасном месте. По наступлении ночи подошел  к  ним  и  тот  алан,  что  первым сошел со своего коня; и все они были спасены, никто из них не был взят в плен или убит».

 

Мовсес Хоренаци, средневековый армянский историк (470 год):

«…Около того времени аланы, соединившись с горцами и привлекши на свою сторону половину Иверии, огромными массами рассыпались по нашей стране. Арташес также собирает множество своего войска, и тогда происходит сражение в нашей стране меж двух храбрых народов-копьеносцев. Народ аланский отступает немного, переходит великую реку Куру и лагерем располагается на северном берегу реки; Арташес приходит и располагается на юге: река разделяет оба народа.

Но так как сын аланского царя был взят в плен армянскими войсками и приведен к Арташесу, то царь аланов просил мира, обещая дать Арташесу чего он пожелает. И когда Арташес отказался выдать юношу, приходит сестра юноши на берег реки, на высокую возвышенность, и через толмачей гласит в стан Арташеса: «К тебе речь моя, храбрый муж Арташес, к тебе, поди согласись со мною, прекрасноглазою дочерью аланов, и выдай юношу, ибо не след у потомков богов, мести ради, отнимать жизнь или держать их в рабском унижении и (тем) питать вечную вражду между двумя храбрыми народами».

Услышав такие мудрые речи, Арташес идет на берег реки, и, увидев прекрасную деву, говорившую слова мудрости, полюбил ее. И позвав кормильца своего Смбата, открывает ему задушевную мысль свою – взять себе в жены деву, заключить договор и условие с храбрым народом, и отпустить юношу с миром. Смбат одобрил это, и Арташес посылает к царю аланов (предложение) отдать царевну-деву аланов Сатиник замуж за Арташеса.

И говорит царь аланов: «И где возьмет храбрый Арташес тысячи из тысяч и тьму из тем, чтобы заплатить за божественного происхождения царевну-деву аланов?...»

…Так как у аланов в большом уважении красная кожа, то Арташес отпускает в приданое много красной кожи, много золота и берет царевну-деву Сатиник…

«Золотой дождь шел на свадьбе Арташеса, жемчужный дождь шел на свадьбе Сатиник»…

Сатиник стала первою между женами Арташеса и родила ему Артавазда, и много других сыновей…»

 

Александр Атаев, российский журналист (1899 год):

«Осетин в пылу гнева обнажает кинжал тотчас, как назовут его покойников голодными, последнее, обыкновенно, бывает тогда, когда по покойнику, смотря по состоянию родных, не были устроены щедрые поминки. Осетин по природе  самолюбив,   он  скорее  согласится умереть, чем унизиться перед знакомыми. Вот эта черта характера и заставляет его быть внимательным к своим покойникам, чтобы не дать своим врагам повода осуждать его и смеяться над ним.

Поминки по покойнику справляются шесть раз: три больших – в день похорон, на вознесение и на успение, и три малых – в Великом посту (два) и на вербное воскресение (одна). На больших поминках, смотря по состоянию, уничтожается от 1 до 5 штук крупного рогатого скота, не считая баранов, с соответствующим количеством вина (в день похорон), пива, водки и хлеба. Для совершаемых в Великом посту двух малых поминок покупается рыба и вино, на поминках вербного воскресения приготовляется от 1 до 10 штук баранов, куры и весь запас сыру и масла.

…Бедность, развиваемая поминками, вредно отражается и на учебной подготовке в школьных учреждениях в среде южных осетин. Последние определяют своих  детей  в  школу,  но  года  через два, когда мальчик уже сделался способным помогать родителям в их труде, его берут из школы, в силу своей удручающей бедности. Из 52 мальчиков, поступивших в 1884 году в Дзаускую двухклассную церковно-приходскую школу, в 1891 году было выпущено со свидетельствами об окончании курса лишь семь человек».

 

Подготовил Коцты Х.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Популярно