Сталин и его присутствие на юге Алании

21-12-2019, 16:07, История [просмотров 459]
  • Нравится
  • 0
Сталин и его присутствие на юге АланииВ начале декабря исполнилось 140 лет со дня рождения «отца всех народов» Иосифа Виссарионовича Сталина. Несмотря на то, что в столице нашей Республики одна из центральных улиц носит имя Сталина, отношение к нему в народе неоднозначное. Некоторые по сей день чтят Сталина как наиболее успешного советского лидера, тут свою роль, конечно же, играют и его осетинские корни – неслучайно около 30 лет столица Южной Осетии официально носила название Сталинир. У других же наших сограждан его имя ассоциируется, прежде всего, с разделенным осетинским народом, террором и массовыми политическими репрессиями, когда был уничтожен весь цвет национальной интеллигенции.

Улица Исака Харебова

21-12-2019, 16:05, История [просмотров 525]
  • Нравится
  • 1

Улица Исака ХаребоваОдна из центральных улиц нашей столицы носит имя прославленного революционера, Героя гражданской войны Исака Харебова. Что любопытно, это единственная улица в Цхинвале, которую в народе называют не по фамилии, а по имени ее носителя.

Исак Семенович Харебов родился в селении Хвце Дзауского ущелья в 1887 году. В семье было девять детей, из которых Исак был самым старшим. Время спустя Харебовы перебралась в Знаурский район в селение, которое теперь носит название Исакы-кау. Несмотря на тяжелое время, а в те годы рабочие руки были необходимы в хозяйстве, Исак смог окончить школу. В 16-летнем возрасте юноша становится свидетелем притеснения грузинским помещиком с охраной простого труженика-осетина Уано Кокоева. Исак вступился за соотечественника, однако, после этого, опасаясь преследования, юноша покидает отчий дом, работает в разных местах, в том числе и на медных рудниках...

«Карталинский царь» Вахтанг Горгасал и его «волчья» аланской дружины

10-12-2019, 13:08, История [просмотров 612]
  • Нравится
  • 2
«Карталинский царь» Вахтанг Горгасал и его «волчья» аланской дружиныВ сочинении грузинского историка XI века Джуаншера Джуаншериани «Жизнь Вахтанга Горгасала» есть интересные сюжеты, связанные с Осетией. «В пору, когда Вахтангу исполнилось десять лет, явились бесчисленные войска овсов и полонили Картли от начала Куры до Хунани, разорили просторы, но укреп­ленные города миновали, за исключени­ем Каспи. Город же Каспи захватили и сокрушили, увели сестру Вахтанга Мирандухт – девочку трех лет. Не овладев долинами картлийскими, вторглись в Ран и Мовакан, полонили их, прошли ворота Дербента и вернулись в Овсети». Возмужав, как гласит дальше повествование, 16-летний Вахтанг возвращает пленников-грузин и сестру свою в грузин­ские пределы. В описании последовавших затем событий имеется любопытный эпи­зод. «Царь Вахтанг... раздал дары народу своему, сделал знатными всадников мно­гоопытных, отважно сражавшихся против овсов (буквально: «среди овсов» или «в овсах» – омас шина овстаса»)... 

Мысли относительно происхождения загадочного хатиагского языка

2-12-2019, 23:07, История [просмотров 615]
  • Нравится
  • 1
Мысли относительно происхождения загадочного хатиагского языка Традиционной культуре многих кавказских народов и, в частности, осетин, присущи архаичность и своеобразие. Одной из форм проявлений этого может считаться и использование специальных языков-диалектов для секретных переговоров. С этими тайными языками горцев исследователи Кавказа знакомятся уже в конце XVIII – начале XIX вв.

Нартиада и кобанская культура

2-12-2019, 23:05, История [просмотров 582]
  • Нравится
  • 0

Нартиада и кобанская культураФактически любое издание «Сказаний о нартах» начинается с Уархага, который отождествляется с прародителем нартов. Однако по М. Туганову до Уархага был целый свод славных нартских богатырей с сопутствующими им походами и битвами. К древнейшим нартским героям Махарбек Туганов относит Басты-Сары-Тыха, первого нарта, Сауассу, Бора-Болат-Курда, Болат-Барзай, Дзлау, Уархага и Уархтанага. Одним из древнейших циклов эпоса считается цикл о Сауасса. В картине Туганова «Нарт Сауасса убивает маликов» главный герой сказания изображен в момент своей последней битвы. Не вдаваясь в целом в описание картины, хотелось бы обратить внимание на три главных атрибута вооружения нарта: палицу, кинжал и топор. Палица эта в эпосе названа металлической, в некоторых случаях – медной, в некоторых – железной.

Об аланском наследии в Европе и не только

12-11-2019, 15:33, История [просмотров 617]
  • Нравится
  • 2
Об аланском наследии в Европе и не толькоБитва за аланское наследие, которое развернулось в последние годы с некоторой даже агрессией со стороны сопредельных народов, в научной среде особенно осетинских ученых вызывает непонятное спокойствие. При этом информационный повод подают периодически то ингуши, то карачаевцы. Последние, к примеру, распространили в Интернете ролик с призывом на предстоящей в конце 2020 года переписи населения указать свою национальность – алан или аланка. Ну а ингуши давно уже планомерно выстраивают свою новую идеологию – отсюда территориальные притязания, столица Магас, Аланские ворота, памятники аланским всадникам… Юг и в особенности север пока молчат. Конечно, на бытовом уровне можно сколько угодно с придыханием говорить, что наши предки – великие аланы, и радоваться как дети, если кто-то за пределами Осетии озвучит связь осетин с аланскими племенами. Однако пора перешагнуть через подобное наивное восприятие мира. Сегодня необходимо уже заявлять о себе как о живом народе и перестать быть лишь тенью предков. Воистину был прав великий Коста, когда предостерегал: «Дæ фыдæлтæ рухсаг, дæхæдæг мын бæзз!».

Склеповый обряд погребения

12-11-2019, 15:27, История [просмотров 452]
  • Нравится
  • 0
Склеповый обряд погребенияИзучение склеповой культуры Кавказа интересно не только для археологов, но и для этнографов, так как склепы, представляя собой синтез архитектурно-строительных достижений эпохи средневековья, дают нам достаточно яркую картину и религиозных воззрений. Сведения о склеповых сооружениях Кавказа имеются в трудах известных учёных ХIХ – первой половины ХХ в. В.Ф. Миллера, П.С. Уваровой, А.М. Дирра, Б.А. Куфтина, Г.А. Кокиева, Л.П. Семёнова, В.В. Бунака Е.И. Крупнова и др. Известно, что в XIX в. под нажимом христианства и мусульманства, а также в силу определенных исторических причин, склеповый погребальный обряд прекратил свое существование. Между тем, данный обряд погребения был одним из наиболее распространённых вариантов во многих районах горной Осетии. Существовало три типа склепов: подземные, полуподземные и надземные; каждый из них отличался различными конструктивными особенностями.

Небольшой штрих к пресловутой «войне терминов»

5-11-2019, 14:04, История [просмотров 537]
  • Нравится
  • 0
Небольшой штрих к пресловутой «войне терминов»После признания независимости РЮО Российской Федерацией в российском информационном пространстве наименование столицы Республики окончательно утвердилось как «Цхинвал». Ранее в плену химер политкорректности в официальных документах и СМИ России часто предпочитали пользоваться грузинской версией наименования «Цхинвал-и». Да и сейчас некоторые российские либеральные издания продолжают придерживаться такого наименования. Мол, это бывший населенный пункт Грузии и название должно оставаться прежним, а то, если с изменением политических реалий мы каждый раз будем менять названия…

Агрессивность западного империализма. Вне времени и пространства

5-11-2019, 14:03, История [просмотров 731]
  • Нравится
  • 0
Агрессивность западного империализма. Вне времени и пространстваСто лет назад, осенью 1919 года, на Дальнем Востоке развернулось народное сопротивление против засилья американских оккупантов, участников иностранной интервенции в Советскую Россию. Тогда окраины терзаемой гражданской войной страны чем-то походили на Ирак 2004 года, оккупированный войсками международной коалиции. Не избежала последствий иностранной интервенции на пространстве бывшей российской империи и Южная Осетия.

Осетинское пиво. Напиток, не приемлющий заводских стен

5-11-2019, 14:02, История [просмотров 527]
  • Нравится
  • 0

Осетинское пиво. Напиток, не приемлющий заводских стенПиво издревле считается национальным напитком осетинского народа. На Кавказ оно было принесено нашими предками аланами, а вскоре его заимствовали и другие народы. Даже сейчас на Кавказе домашнее пиво никто, кроме осетин и родственных им карачаевцев и балкарцев, не варит.

В 1957 году в Юго-Осетинском Обкоме партии созрела мысль варить заводское пиво на основе домашнего приготовления. Вопрос рассматривался на заседании бюро, сюда пригласили известных осетинских деятелей науки и культуры: Захария Ванеева, Лади Абаева, Бориса Галаева и других. Как вспоминает ветеран партии Г.Санакоев, им было предложено найти старинные технологии изготовления пенного напитка. После того как ученые представили несколько рецептов, был вызван главный технолог Цхинвальского пивзавода, которому и была представлена вся информация с подробным описанием традиционной технологии варки осетинского пива.

Назад 1 ... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 41 Далее

Новости

«    Февраль 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Популярно