Осетины глазами русских и иностранных путешественников

8-06-2013, 05:50, История [просмотров 1520]
  • Нравится
  • 0

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты. 

Никифор Василаки, византийский писатель и богослов (1140 год):

«Аланская царевна Ирина. Что может заслуживать большего восхищения, величие народа или знатность ее происхождения? Ее народ – аланы, и как подобает аланам, древнего богатства. Там у подножия высокого Кавказа, пасутся стада многих племен этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом Кавказа. Они самый воинственный народ среди кавказцев; если ты посмотришь на их множество, то найдешь отвагу, которой нет нигде более; если ты заметишь их доблесть в бою, то ни во что не поставишь мириад врагов. Ибо иные народы выделяются множеством своих сил, а другие – храбростью и воинским умением, но этот победил всех и служит только Христу…».


Южная Осетия. Год за годом (1951 г.)

27-05-2013, 16:36, История [просмотров 1578]
  • Нравится
  • 0

18 января прошла XX конференция комсомола Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО). На ней отмечался рост членов коммунистической молодежной организации, всего же в рядах комсомольцев на тот момент насчитывалось 13 431 человек. Государственная торговля в этот период становится главным организатором товарообмена в автономной области. В 1951 году в ЮОАО было реализовано хлопчатобумажной ткани на 2 млн. 688 тыс. рублей, сахара – 112 тонн, кондитерских изделий – 109,3 тонн, крупяных изделий – 50 тонн, мяса – 136 тонн, масло растительное – 20,7 тонн, рыбных товаров – 75 тонн, вина, коньяка и шампанского жители автономии выпили аж на 1 млн. 630 тысяч рублей. Все это торговалось в 99 торговых предприятиях, в том числе продовольственных магазинов – 14, промтоварных – 10, продовольственных киосков и ларьков – 7, развозок   и   разносок   7.    Последнее представляло собой торговлю с автомашин и специальных тележек-ларьков.Но не  только пища материальная, но и духовная была доступна жителям Южной Осетии. В 1951 году в автономной области в системе клубных объединений функционировало 252 самодеятельных коллектива, в том числе театральных – 149, музыкальных – 7, хореографических – 37, кулинарии – 1, автолюбителей – 1, хоровых – 43, по изучению русского языка – 7, политических – 13. Всего здесь были задействованы 5 719 человек.

Осетины глазами русских и иностранных путешественников

20-05-2013, 14:50, История [просмотров 1581]
  • Нравится
  • 0

Клавдий Элиан, древнеримский географ греческого происхождения (260 год):

«Восточную границу Сарматии составляют: перешеек от реки Каркинита, озеро Вика, береговая линия Майотийского озера до реки Танаиса, сама река Танаис, наконец, меридиан, идущий от истоков Танаиса к неизвестной земле до вышесказанного предела. Сарматию пересекают и другие горы (кроме Сарматских), между которыми называются… горы Аланские… Рипейские горы…

Заселяют Сарматию очень многочисленные племена:… по всему берегу Майотиды язиги и роксаланы; далее за ними внутрь страны – гамаксобии и скифы-аланы. Сарматию занимают в местностях, прилегающих к неизвестной земле, сарматы-гипербореи, ниже их – сарматы царские, народ модоки и сарматы-конееды, а еще ниже их – закаты, свардены и асеи; затем вдоль северного поворота реки Танаиса – многочисленный народ периербиды, а вдоль южного – народ яксаматы. Города: Эксополь, Наварис, Танаис».

Южная Осетия. Год за годом (1950 год)

30-04-2013, 18:12, История [просмотров 1589]
  • Нравится
  • 0

На 1 января 1950 года в Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) функционировало 4 специальных средних учебных заведения, 30 общеобразовательных средних, 334 восьмилетних и начальных школ. В школах области работало в этот год 2040 учителей.

В1950 году в системе областного отдела культурно-просветительской работы насчитывалось сельских клубов – 23, сельских библиотек – 4, изб-читален – 38, городских и районных библиотек – 6, районных клуба – 3, районных и городских домов культуры – 2, областных библиотек – 2, а также Государственный музей, лекционное бюро, передвижная библиотека и парк культуры и отдыха в г.Сталинир. В том году особо отмечались успехи Ленингорского районного клуба, который стал любимым местом досуга всего района. Участники театральной самодеятельности клуба с успехом представили на сцене Государственного театра свою театральную постановку. В те годы это было необычайно почетной возможностью. Сталинирскому зрителю была представлена пьеса Мольера «Проделки Скапена».

В картотеке библиотек автономной области было зарегистрировано 3 590 читателей. Книжный фонд составил 30 тысяч томов.

Осетины и Космос

15-04-2013, 16:21, История [просмотров 1624]
  • Нравится
  • 0

Осетины и Космос12 апреля человечество отметит День космонавтики. Полет Юрия Гагарина стал не только символом технического прогресса, но и символом  реализации человеческих амбиций по покорению Вселенной.

Для жителей Южной Осетии имя первого космонавта Земли связано с именем их соотечественника Ахмата Гассиева. Именно он возглавлял одну из групп военных, высланных на поиски приземлившегося на парашюте Ю. Гагарина. И именно ему Космонавт № 1 первому отрапортовал об успешно завершенном полете. В свою очередь, сам Ахмат сообщил приятную новость о присвоении лейтенанту Гагарину звания майора. Вспоминая этот эпизод, А. Гассиев обычно шутил: "Это было самое быстрое повышение по службе – всего за 108 минут!" Именно столько Юрий Гагарин пробыл в космосе.

Вот что писал в журнале "Огонек" А. Гассиев: "Подбежав к Гагарину, мы стали с ним обниматься и целоваться, так велика была радость от встречи. Здесь были и солдаты из моей группы, и подбежавшие к месту приземления местные жители… Под конец я протянул ему свой партийный билет и попросил на нем расписаться".

Любопытный юбилей

15-04-2013, 16:17, История [просмотров 1224]
  • Нравится
  • 0

Любопытный юбилейС днем 16 апреля в Южной Осетии связана интересная дата. Девяносто лет назад в 1923 г. специальным постановлением ЦИК Южной Осетии был запрещен обычай взымания выкупа за невесту. Надо отметить, что подобное постановление не было первой ласточкой.  Неоднократно на общеущельных сходах, горцы юга Осетии решали, что пора кончать с этим позорным обычаем. Однако, находились люди, которые все же нарушали общественные положения. Надо отметить, что зачастую наказание за нарушение решения сельского общества было серьезное. Дело доходило до того, что выкуп конфисковывался в пользу села. Но проходило время, и все возвращалось на круги своя. По этой причине редко какой горец мог обзавестись семьей до тридцати лет. Ведь непросто было накопить выкуп за приглянувшуюся девушку. И по этой же причине столь часты были в горах случаи похищения невест. Однако, в этот раз было принято правительственное решение, а за исполнением следила милиция. Тем не менее, еще долгие годы продолжал оставаться неофициальный, тайный сговор между родителями жениха и невесты. Советская власть быстро навела в этом вопросе порядок. Становление комсомола на селе вскоре вообще свело на нет обычай торгово-денежных отношений в делах заключения брака. Но следует признать, что своеобразная форма выкупа за невесту и на сегодняшний день существует в Осетии. Многочисленные дары невесте и ее родственникам в денежном эквиваленте во много раз превышают старинный выкуп – ирæд… 

Зарисовка из прошлого

15-04-2013, 16:08, История [просмотров 1360]
  • Нравится
  • 0

Зарисовка из прошлогоНа фотографии одно мгновение жизни жителей столицы Южной Осетии г.Сталинир (Цхинвал). Снимок 1947 года. Фотография сделана на территории городского рынка или как его еще называют «Большого базара». Видно, что участники фотосессии, снятые на фоне духана, побывали на застолье, и сейчас их душа просит танцев и песен. Мужчина в военном френче уже пустился в пляс. Остальных пока сдерживает необходимость позирования перед фотокамерой. На фотографическом снимке мужчины и женщины. Последние еще молоды, что дает им право фотографироваться с молодыми мужчинами. Пройдет время, они обзаведутся семьями, и такая вольность будет считаться дурным тоном. На фотографии по всей видимости и государственный служащий, поскольку находится с символом чиновничьего сословия того времени – кожаным портфелем. Не отличается большим разнообразием и фасон одежды сталинирцев. Большинство в пиджаках, обязательная рубашка, есть гимнастерка и молодой человек в майке. Цхинвал всегда был многонациональным городом. Здесь жили осетины, армяне, грузины, евреи, русские, украинцы, азербайджанцы... Людей объединяло место жительства, работа, родственные связи. Но был и еще одни момент. Это совместное застолье, которое является обязательным спутником жизни каждой человеческой общности. В Цхинвале для этого помимо духанов, а после и столовых, в городе действовали так называемые «винные точки». Это были питейные заведения, где продавалось вино на розлив. «Винные точки» в Цхинвале держали как виноградарские колхозы, так и простые жители. Самое интересное, что это была одна из немногих разновидностей частного предпринимательства, разрешенная советским законодательством. 

Осетин с «Титаника»

15-04-2013, 16:03, История [просмотров 7361]
  • Нравится
  • 0

Осетин с «Титаника»«Титаник» был спущен на воду 31 мая 1911 года со стапелей судостроительной фирмы «Харланд энд Вульф» в городе Белфаст. 10 апреля 1912 года лайнер отправился из английского порта Саутгемптон в свой первый и последний рейс до Нью-Йорка. На борту находилось порядка 2228 человек, включая 900 членов экипажа. «Титаник» врезался в айсберг 14 апреля в 23.30. А спустя три часа – в 2.20 – полностью затонул. В шлюпки удалось сесть только 700 пассажирам и членам экипажа.  1500  человек  погибли.  Ближайшим  к  «Титанику»,  в  58 милях от места крушения, судном оказался английский лайнер «Карпатия». Добраться до места катастрофы ему удалось лишь к четырем часам утра.

Из всех мужчин, пассажиров «Титаника», выходцев из царской России, выжил только один – семнадцатилетний джигит, осетин по происхождению, Мурзакан Кучиев. Однако его дальнейшая жизнь прошла отнюдь не безоблачно. Его пощадил Океан, однако родина, на тот момент Советский Союз – убила…

Санакоев Ванка – осетинский Ушинский

9-04-2013, 08:32, История [просмотров 1881]
  • Нравится
  • 0

Санакоев Ванка – осетинский УшинскийСанакоев Иван Малхазович – в народе более известный как Ванка – относится к числу лучших представителей осетинской интеллигенции конца ХIX – начала ХХ вв. Он был народным учителем с разносторонними интересами. Обладал большими знаниями. Хорошо знал устное народное творчество Осетии. Владел, что было ценно в те времена, большой богатой библиотекой. В Дзау Санакоевых было немало. При этом они делились по патронимам, по предкам отцовской линии: Цуциевы, Дзидзоевы, Дзигаевы, Батоевы… Ванка относился к Батоевым. Поэтому в свое время Ольга Ханикаева свои воспоминания о Ванка Санакоеве озаглавила «Бататы Ванка» (журнал «Фидиуæг» №8 1981).

Иван (Ванка) Малхазович Санакоев родился в 1867 году в с. Дзау в многодетной семье бывшего военного Малхаза Санакоева. Малхаз был сильным, смелым и храбрым воином. Участвовал в русско-турецкой войне (1877-1878). За военные заслуги был награжден двумя серебряными и одной золотой медалями. К тому же был премирован золотыми часами, которые ему подарил лично царь Александр II. Но не наградами своими гордился Малхаз, а своим младшим сыном Ванка. И было за что.


Осетины глазами русских и иностранных путешественников

9-04-2013, 08:25, История [просмотров 1256]
  • Нравится
  • 0

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты. 

Давид Эристави, грузинский князь (1786 год):

«…В июле я, имеретинский князь Давид Эристави Рачинский был направлен царем Имерети Давидом к царю Грузии Ираклию… на границе со своею свитой и охраной достиг грузинского села Авневи. В ту ночь напали на нас осетины, было их пятьдесят человек. Там я попал в плен и увели меня, три дня и три ночи вели по горам в свою деревню Хцева (Хвце - сост.)… В деревне той живет шестьдесят дымов, свободные они. Там спускается исток реки Лиахвы; место скалистое и поросшее лесом, а плодовых деревьев нет, растут лишь бук, тис, ель и самшит. Урожай пшеницы снимают малый, а ячменя родится много; из ячменя варят пиво, квас и водку. Разводят овец, коз, коров, быков, лошадей, свиней, кур и ослов. Свиней они едят и считают себя христианами…

Из этой деревни повели меня в другую деревню Рока (Рук - сост.). Ходьба туда два дня, а дорога узкая каменистая, с подъемами и спусками, поросшая деревьями. В Рока проживают сто дымов. Они также селятся на скалистых склонах; у каждой семьи своя башня. Здесь протекает небольшая речка, на которой у них мельницы. Много у них родников. Кроме ячменя ничего не выращивают, разводят коров, овец, лошадей. Они тоже придерживаются одной веры и молельня у них одна, обычай тоже один…».

 

 

Новости

«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Популярно