Осетины и Космос

15-04-2013, 16:21, История [просмотров 1462]
  • Нравится
  • 0

Осетины и Космос12 апреля человечество отметит День космонавтики. Полет Юрия Гагарина стал не только символом технического прогресса, но и символом  реализации человеческих амбиций по покорению Вселенной.

Для жителей Южной Осетии имя первого космонавта Земли связано с именем их соотечественника Ахмата Гассиева. Именно он возглавлял одну из групп военных, высланных на поиски приземлившегося на парашюте Ю. Гагарина. И именно ему Космонавт № 1 первому отрапортовал об успешно завершенном полете. В свою очередь, сам Ахмат сообщил приятную новость о присвоении лейтенанту Гагарину звания майора. Вспоминая этот эпизод, А. Гассиев обычно шутил: "Это было самое быстрое повышение по службе – всего за 108 минут!" Именно столько Юрий Гагарин пробыл в космосе.

Вот что писал в журнале "Огонек" А. Гассиев: "Подбежав к Гагарину, мы стали с ним обниматься и целоваться, так велика была радость от встречи. Здесь были и солдаты из моей группы, и подбежавшие к месту приземления местные жители… Под конец я протянул ему свой партийный билет и попросил на нем расписаться".

Любопытный юбилей

15-04-2013, 16:17, История [просмотров 1120]
  • Нравится
  • 0

Любопытный юбилейС днем 16 апреля в Южной Осетии связана интересная дата. Девяносто лет назад в 1923 г. специальным постановлением ЦИК Южной Осетии был запрещен обычай взымания выкупа за невесту. Надо отметить, что подобное постановление не было первой ласточкой.  Неоднократно на общеущельных сходах, горцы юга Осетии решали, что пора кончать с этим позорным обычаем. Однако, находились люди, которые все же нарушали общественные положения. Надо отметить, что зачастую наказание за нарушение решения сельского общества было серьезное. Дело доходило до того, что выкуп конфисковывался в пользу села. Но проходило время, и все возвращалось на круги своя. По этой причине редко какой горец мог обзавестись семьей до тридцати лет. Ведь непросто было накопить выкуп за приглянувшуюся девушку. И по этой же причине столь часты были в горах случаи похищения невест. Однако, в этот раз было принято правительственное решение, а за исполнением следила милиция. Тем не менее, еще долгие годы продолжал оставаться неофициальный, тайный сговор между родителями жениха и невесты. Советская власть быстро навела в этом вопросе порядок. Становление комсомола на селе вскоре вообще свело на нет обычай торгово-денежных отношений в делах заключения брака. Но следует признать, что своеобразная форма выкупа за невесту и на сегодняшний день существует в Осетии. Многочисленные дары невесте и ее родственникам в денежном эквиваленте во много раз превышают старинный выкуп – ирæд… 

Зарисовка из прошлого

15-04-2013, 16:08, История [просмотров 1222]
  • Нравится
  • 0

Зарисовка из прошлогоНа фотографии одно мгновение жизни жителей столицы Южной Осетии г.Сталинир (Цхинвал). Снимок 1947 года. Фотография сделана на территории городского рынка или как его еще называют «Большого базара». Видно, что участники фотосессии, снятые на фоне духана, побывали на застолье, и сейчас их душа просит танцев и песен. Мужчина в военном френче уже пустился в пляс. Остальных пока сдерживает необходимость позирования перед фотокамерой. На фотографическом снимке мужчины и женщины. Последние еще молоды, что дает им право фотографироваться с молодыми мужчинами. Пройдет время, они обзаведутся семьями, и такая вольность будет считаться дурным тоном. На фотографии по всей видимости и государственный служащий, поскольку находится с символом чиновничьего сословия того времени – кожаным портфелем. Не отличается большим разнообразием и фасон одежды сталинирцев. Большинство в пиджаках, обязательная рубашка, есть гимнастерка и молодой человек в майке. Цхинвал всегда был многонациональным городом. Здесь жили осетины, армяне, грузины, евреи, русские, украинцы, азербайджанцы... Людей объединяло место жительства, работа, родственные связи. Но был и еще одни момент. Это совместное застолье, которое является обязательным спутником жизни каждой человеческой общности. В Цхинвале для этого помимо духанов, а после и столовых, в городе действовали так называемые «винные точки». Это были питейные заведения, где продавалось вино на розлив. «Винные точки» в Цхинвале держали как виноградарские колхозы, так и простые жители. Самое интересное, что это была одна из немногих разновидностей частного предпринимательства, разрешенная советским законодательством. 

Осетин с «Титаника»

15-04-2013, 16:03, История [просмотров 6315]
  • Нравится
  • 0

Осетин с «Титаника»«Титаник» был спущен на воду 31 мая 1911 года со стапелей судостроительной фирмы «Харланд энд Вульф» в городе Белфаст. 10 апреля 1912 года лайнер отправился из английского порта Саутгемптон в свой первый и последний рейс до Нью-Йорка. На борту находилось порядка 2228 человек, включая 900 членов экипажа. «Титаник» врезался в айсберг 14 апреля в 23.30. А спустя три часа – в 2.20 – полностью затонул. В шлюпки удалось сесть только 700 пассажирам и членам экипажа.  1500  человек  погибли.  Ближайшим  к  «Титанику»,  в  58 милях от места крушения, судном оказался английский лайнер «Карпатия». Добраться до места катастрофы ему удалось лишь к четырем часам утра.

Из всех мужчин, пассажиров «Титаника», выходцев из царской России, выжил только один – семнадцатилетний джигит, осетин по происхождению, Мурзакан Кучиев. Однако его дальнейшая жизнь прошла отнюдь не безоблачно. Его пощадил Океан, однако родина, на тот момент Советский Союз – убила…

Санакоев Ванка – осетинский Ушинский

9-04-2013, 08:32, История [просмотров 1614]
  • Нравится
  • 0

Санакоев Ванка – осетинский УшинскийСанакоев Иван Малхазович – в народе более известный как Ванка – относится к числу лучших представителей осетинской интеллигенции конца ХIX – начала ХХ вв. Он был народным учителем с разносторонними интересами. Обладал большими знаниями. Хорошо знал устное народное творчество Осетии. Владел, что было ценно в те времена, большой богатой библиотекой. В Дзау Санакоевых было немало. При этом они делились по патронимам, по предкам отцовской линии: Цуциевы, Дзидзоевы, Дзигаевы, Батоевы… Ванка относился к Батоевым. Поэтому в свое время Ольга Ханикаева свои воспоминания о Ванка Санакоеве озаглавила «Бататы Ванка» (журнал «Фидиуæг» №8 1981).

Иван (Ванка) Малхазович Санакоев родился в 1867 году в с. Дзау в многодетной семье бывшего военного Малхаза Санакоева. Малхаз был сильным, смелым и храбрым воином. Участвовал в русско-турецкой войне (1877-1878). За военные заслуги был награжден двумя серебряными и одной золотой медалями. К тому же был премирован золотыми часами, которые ему подарил лично царь Александр II. Но не наградами своими гордился Малхаз, а своим младшим сыном Ванка. И было за что.


Осетины глазами русских и иностранных путешественников

9-04-2013, 08:25, История [просмотров 1136]
  • Нравится
  • 0

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты. 

Давид Эристави, грузинский князь (1786 год):

«…В июле я, имеретинский князь Давид Эристави Рачинский был направлен царем Имерети Давидом к царю Грузии Ираклию… на границе со своею свитой и охраной достиг грузинского села Авневи. В ту ночь напали на нас осетины, было их пятьдесят человек. Там я попал в плен и увели меня, три дня и три ночи вели по горам в свою деревню Хцева (Хвце - сост.)… В деревне той живет шестьдесят дымов, свободные они. Там спускается исток реки Лиахвы; место скалистое и поросшее лесом, а плодовых деревьев нет, растут лишь бук, тис, ель и самшит. Урожай пшеницы снимают малый, а ячменя родится много; из ячменя варят пиво, квас и водку. Разводят овец, коз, коров, быков, лошадей, свиней, кур и ослов. Свиней они едят и считают себя христианами…

Из этой деревни повели меня в другую деревню Рока (Рук - сост.). Ходьба туда два дня, а дорога узкая каменистая, с подъемами и спусками, поросшая деревьями. В Рока проживают сто дымов. Они также селятся на скалистых склонах; у каждой семьи своя башня. Здесь протекает небольшая речка, на которой у них мельницы. Много у них родников. Кроме ячменя ничего не выращивают, разводят коров, овец, лошадей. Они тоже придерживаются одной веры и молельня у них одна, обычай тоже один…».

 

 

Абреки. Герои или изгои общества?

1-04-2013, 19:28, История [просмотров 3357]
  • Нравится
  • 0

Абреки. Герои или изгои общества?Наверное, ни одно социальное явление на Кавказе не получило такого романтического ореола, как абречество. У кавказских народов абрек, фактически изгой общества, был, тем не менее, символом мужества и отваги, борцом за социальную справедливость. Именно им, абрекам, посвящались песни и в их честь слагались легенды. Абречество, конечно же, не было однородным ни по своим целям и характеру действий, ни по своему социальному составу. Причины, побудившие члена общества стать на путь абречества, бывали разные. Это мог быть произвол властей или знатных соплеменников, либо личная обида. В абречество уходили и крестьяне, и пастухи, представители знатных родов и даже люди, имевшие воинские чины. Тем не менее, жизненный путь абрека проходил по схожей для всех схеме: инцидент, ставший причиной абречества, последующий уход из общества, месть, переходящая порой в поборы и грабежи, любовь и поддержка народа, долгое преследование властей и скитание, смерть от пули, казнь на эшафоте или ссылка на каторгу. Редко кому удавалось избежать подобной участи. Имело место абречество и в Южной Осетии. Здесь конфликт в подавляющем большинстве был связан с антагонизмом по отношению к грузинским князьям. Южная Осетия, наверное, единственное место на всем Кавказе, где народ не позволил встать над собой. Алдар – князь по-осетински – был персонажем сказок и легенд, но никак не реальностью юга Осетии. И тем более, вызывала неприятие политика грузинских князей, направленная на утверждение своего господства в делах и умах южных осетин.

Цхинвальская переправа Иосифа Сталина через Лиахву

1-04-2013, 19:14, История [просмотров 2310]
  • Нравится
  • 0

Цхинвальская переправа Иосифа Сталина через ЛиахвуДо сегодняшнего дня не утихают споры о том, кем был по национальности руководитель СССР Иосиф Сталин. То ли осетином, то ли грузином. Несомненно, что по рождению он был осетином, так как его отец Виссарион (Бесо) Дзугаев был выходцем из Дзомагского ущелья Южной Осетии. Переехав жить в Гори, он женился на грузинке. В комнате, которую семья Дзугаевых снимала в доме Кулумбеговых в Гори (здесь сейчас мемориальный музей И.Сталина) и родился Сосо, младший из трех братьев. Сам Сталин в официальных анкетах указывал национальность «грузин», да и имя и фамилия его уже звучали на грузинский лад – Иосиф Джугашвили. Впрочем, осетины его всегда считали своим соплеменником. Даже столица Южной Осетии в одно время была названа в его честь – Сталиниром. Считалось что Сталин, будучи членом грузинского отделения большевистской партии, неоднократно бывал в Южной Осетии. Однако документальных подтверждений этому не было. На днях нам удалось обнаружить архивный документ – подтвержденное свидетельство пребывания Сталина в Цхинвале. И не просто так, а в качестве революционного агитатора. В 1957 году были записаны воспоминания жителя Цхинвала И.Абуладзе о пребывании Сталина в Южной Осетии. Самое интересное, что слова очевидца были закреплены подписями свидетелей разговора и… заверены нотариусом.

«Южная Осетия. Год за годом» (1949 год)

1-04-2013, 19:06, История [просмотров 1663]
  • Нравится
  • 0

Южная Осетия оставалась преимущественно аграрным регионом. По опубликованной статистике на 1 января 1949 года в колхозах Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО) было лошадей – 1 061 голов, крупного рогатого скота – 47 152 голов, мелкого рогатого скота – 190 680 голов, свиней – 3 875 голов. В 1938 году в Лениногорском районе началась метизация т.е. приспособление к местным условиям тушинской породы овец. Путем скрещивания с местной породой была выведена новая порода – «ксанская порода» овцы. В 1949 году таких овец-метисов было 7 500 голов, дававших настриг шерсти до 5 кг с головы, средний вес барана достигал 75-80 кг., овцематки – 60-70 кг. В колхозе Еред было организовано элитное хозяйство «с целью распространения хряков и свинок по другим колхозам области». В Южной Осетии помимо собственно кавказской породы скота проводилась племенная работа с другими породами. Так, в хозяйствах области была швицкая, лебединская и буро-карпатская породы крупного рогатого скота, свиньи, так называемой крупной белой породы. 4 февраля вышло постановление о награждении орденами и медалями колхозников за достижения высоких урожаев пшеницы, сахарной свеклы и винограда. Из общего числа удостоенных Ордена Ленина грузин – 12, осетин – 2, Трудовым Красным Знаменем грузин – 16,осетин – 1. В этот период Управлением сельского хозяйства области руководил Г.Миротадзе, у которого были свои предпочтения в определении кандидатов на получение государственных наград. Да и А.Имнадзе, ставший руководителем автономной области, не очень жаловал осетинские фамилии в наградных списках.

«Миссорий Аспара» – послание из прошлого

21-03-2013, 18:37, История [просмотров 1965]
  • Нравится
  • 0

«Миссорий Аспара» – послание из прошлогоВ мире существует не так много материальных свидетельств исторического бытования алан. Одним из таких артефактов является золотой диск, хранящийся в коллекции Национального музея во Флоренции (Италия). На этом предмете, известном как «Миссорий Аспара» изображен один из влиятельных вельмож Византии Аспар Алан. На украшении-символе мы видим знатного сановника со знаками власти и с изображениями своих предков: отца алана Ардабура и дедушки из племени готов Плинты. Это документальное свидетельство существования такой исторической фигуры, как алана Аспара делает все имеющиеся в исторической литературе сведения о нем заслуживающими доверия. Аспар был одним из ярких представителей аланской знати, которая играла значительную роль в жизни и политике Византии на протяжении нескольких десятилетий. Основателем же рода был аланский военачальник Ардабурий (Ардабур). После распада Римской империи образовалось два государственных образования: Западно-Римская империя со столицей в Риме и Восточно-Римская империя (Византия) со столицей в Константинополе. Каждое из этих государств в борьбе с внешней угрозой использовало наемников из разных стран. И в Риме и в Константинополе были тысячи готов, алан, вандалов, которые отдавали свои жизни за интересы своих нанимателей. Это было обычное правило для народов, которые были прекрасными воинами и желали продавать свое воинское умение за золото. Но находились среди них и умные люди, которые считали, что просто так умирать за своих расчетливых патронов не стоит. Многие из наемников, проявив свою воинскую доблесть, не только становились богатыми людьми, но и были вхожи в среду местной знати.

Новости

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Популярно