Шотландские хроники потомков алан или кого сыграл Мел Гибсон в фильме «Храброе сердце»?

26-01-2013, 12:24, История [просмотров 1794]
  • Нравится
  • 0

Шотландские хроники потомков алан  или кого сыграл Мел Гибсон в фильме «Храброе сердце»?  Народ Южной Осетии на протяжении всей истории страны борется за свою свободу и независимость. И только спустя 700 лет после разгрома полчищами Тимура средневековой Алании, на юге Осетии вновь было воссоздано национальное государство. Путь к независимости был нелегок и связан с многочисленными страданиями и подвигом народа. Поэтому борьба каждого народа, вставшего на путь обретения национального достоинства, вызывает у осетин уважение. Жители Шотландии долго и настойчиво, сквозь века, также боролись за обретение своего государства. И эта воля не иссякла и по сегодняшний день. В нашем традиционном восприятии шотландцы воспринимались как своеобразный суровый народ, ходящий поголовно в юбках-килтах и распивающий шотландский же виски. И только после фильма «Храброе сердце» (в главной роли с Мелом Гибсоном) мы вдруг осознали, что шотландцев и осетин связывает много общего. Интересно, что в 2004 году во время летних боев и обстрела г.Цхинвал в эфире местного телевидения  транслировался именно  этот героический фильм. Однако, южных осетин и шотландцев объединяет не только общее стремление к свободе, но и общие корни.

Юго-Осетинский Госпединститут середины прошлого века в лицах

26-01-2013, 12:08, История [просмотров 1764]
  • Нравится
  • 0

Юго-Осетинский Госпединститут середины прошлого века в лицахПеред нами уникальная фотография XX века, на которой преподаватели Юго-Осетинского Государственного педагогического института (ныне Государственный Университет). Причем, как местные преподаватели, так и из числа приехавших и преподававших в ЮОГПИ. К сожалению, личность всех установить не удалось. Нижний ряд слева направо: преподаватели Махарбег Туганов, профессор Веллер, Фаина Тедеева, академик Георгий Ахвледиани, (неизвестный), профессор Иосиф Мегрелидзе, (неизвестная), Лади Абаев, (неизвестный). Верхний ряд: преподаватели Василий Хетагуров, Баграт Плиев, Дмитрий Бекоев, Николай Остаев, Софья Бекоева, Андрей Бекоев, Захарий Ванееев, Уасо Бегизов, (неизвестный), Павел Догузов. Особо хочется отметить нескольких преподавателей, запечатленных на данном фото. Это, прежде всего Захарий Ванеев.Видный ученый и общественный деятель, патриарх осетинской исторической науки, доктор исторических наук, профессор, один из организаторов Юго-Осетинского НИИ (в настоящее время институт носит его имя) и Юго-Осетинского пединститута, автор более 50 научных работ по разным вопросам истории осетинского народа. Он обладал широкими познаниями в области истории, этнографии, экономики, литературы, фольклора, что позволило ему внести значительный и оригинальный вклад в решение многих важных научных проблем, связанных с культурой родного народа.3.Н. Ванеев был одним из инициаторов организации в 1922 году в г. Цхинвале научно-литературного общества, которое позже реорганизуется в Институт краеведения. В нем Захарий Николаевич проработал многие годы. Был его директором в 1941-1943 гг., а затем до последних дней своей жизни (1963 г.) возглавлял отдел истории и этнографии этого же института.

«Кровавое Рождество». День, когда умерли иллюзии

17-01-2013, 13:51, История [просмотров 1204]
  • Нравится
  • 0

«Кровавое Рождество». День, когда умерли иллюзииСветлый праздник Рождества Христова в Южной Осетии уже 22 года неотрывно связан с трагической датой. 6 января 1991 года является началом вооруженной фазы агрессии Грузии против народа Южной Осетии 1989-1992 гг. 22 года назад руководство Грузии ввело в Цхинвал подразделения милиции, национальной гвардии, переодетых в милицейскую форму грузинских боевиков, а также амнистированных специально для захвата Южной Осетии уголовников и наркоманов – всего около шести тысяч человек с военной техникой, которые начали производить обыски, аресты, грабежи, убийства осетин, поджог жилых домов. Внутренние войска МВД СССР, находящиеся в Цхинвале для поддержания стабильности, под покровом ночи по приказу генерала Малюшкина сняли посты на подступах к городу, чтобы в столицу РЮО беспрепятственно могли войти грузинские неофашисты. На утро центр города уже был занят грузинами. Вскоре появились первые жертвы. Началось вооруженное противостояние прямо на улицах столицы. Грузинские бандформирования были выбиты из Цхинвала, однако, покинув город, грузинские боевики заняли господствующие высоты и в упор расстреливали жилые кварталы из орудий и ракетных установок. Начались экономическая, энергетическая, водная и информационная блокады. В конце января под предлогом мирных переговоров с руководством Грузии был похищен и препровожден в тюрьму Председатель Верховного Совета Республики Торез Кулумбегов. В результате грузинского террора только с 6 января по 1 сентября 1991 г. было убито 209 человек, ранено 460 мирных жителей, пропало без вести 150 человек...

Илар-сказитель

17-01-2013, 13:42, История [просмотров 1574]
  • Нравится
  • 0

Илар-сказительВ Кударгоме было особое расположение к юмористам – «худæг лæг». Каждое село имело своих шутников. Они всегда присутствовали на ныхасах, словно божье благословенье: снимали всяческие напряжения от усталости, бытовых невзгод, мелких распрей. Они вносили в трудные будни горцев минуты непринужденного веселья, и каждый род особенно дорожил ими. Сказителей было куда меньше, и дорожили ими еще больше. Они принадлежали всем жителям Кударгома, были всеобщей гордостью. Такими в Кударской котловине были Кудза из рода Джусойты, Андо из рода Наниты, Илар из рода Хуыгаты. Кудза я не знал, – он умер в год моего рождения, но слава его жива по сию пору. Великолепным рассказчиком был и его младший брат Сачино, но он так и не вышел из под густой тени своего знаменитого старшего брата. Однако я в детские годы слышал, как он вдохновенно читал целые главы наизусть из «Витязя в барсовой шкуре» моему отцу. Андо Наниты я слышал много раз, доводилось мне и записывать от него сказки, притчи, предания, легенды. Однако о нем и о Кудза следует говорить отдельно. Они были редкостно талантливыми сказителями и мудрецами. Илар Хуыгаты был моложе их на целое поколение, т.е. по кударскому счету – на 25 лет. Я хорошо его знал с колыбельных дней. Я и родился-то в его доме: он – старший брат моей матери, а по стародавнему нравственному императиву первый ребенок у осетин приходил в мир людей в доме матери.

Южная Осетия. Год за годом (1946 год)

30-12-2012, 22:16, История [просмотров 1340]
  • Нравится
  • 0

5 января 1946 года вышло постановление Облисполкома Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) об увековечивании памяти писателя М. Шавлохова. В нем предписывалось присвоить имя М.Шавлохова Сталинирскому педагогическому училищу, строящейся улице в г. Сталинир, воздвигнуть памятник в столице ЮОАО. В текущем году издать полный сборник трудов писателя, а также установить мемориальную доску на доме, в котором жил М. Шавлохов по ул. Сталина №17.

14 февраля было принято постановление Совета народных депутатов ЮОАО о проведении конкурса среди колхозов, производящих вино. Первая премия – 10.000 рублей, вторая – 5 000 и третья – 3000 рублей. Организовать конкурс было поручено заведующему областным земельным отделом С. Тибилову. В то время колхозы, выращивающие виноград на вино, были в большом количестве. Каждый из них имел в Сталинире и в райцентрах точки по реализации хмельного напитка. В народе такие магазинчики так и назывались «точки».

28 февраля был создан областной шахматный клуб, который разместился в Парке культуры и отдыха. Его руководству рекомендовалось в «целях повышения квалификации шахматистов практиковать организацию показательных шахматных турниров, а также индивидуальные встречи с приглашением опытных шахматистов».

Иван (Нака) Санакоев: подзабытый представитель «золотой» осетинской интеллигенции

18-12-2012, 20:04, История [просмотров 1480]
  • Нравится
  • 0

Иван (Нака) Санакоев: подзабытый представитель «золотой» осетинской интеллигенцииПериод конца XIX– начала XX веков в Южной Осетии, кроме всего прочего, ознаменовался тем, что давно осознанная нарождавшейся осетинской интеллигенцией необходимость просвещения народа, распространение грамотности среди темных слоев населения элементарных знаний об окружающем мире, превратившись в остро насущную проблему заставила передовых представителей осетинской интеллигенции вплотную заняться ее практическим решением. Из среды образованных осетин выдвинулся ряд подвижников, положивших жизнь на благородное дело просвещения. Не последнее место в этой когорте энтузиастов занимает известный общественно-культурный деятель, педагог, литератор Иван Леванович Санакоев, больше известный под именем Нака в Осетии. Личность Нака Санакоева весьма интересна, а его деятельность достойна внимания и отдельного исследования, хотя бы потому, что Нака является автором осетинского букваря (одного из вариантов) и других учебников. Однако материалов, касающихся жизни и многогранной жизнедеятельности этого человека чрезмерно мало, а те, что есть, очень скудны. Архивный материал о нем просто не сохранился. В Грузинском Государственном историческом архиве в фонде Министерства просвещения Грузии определенно есть сведения о Нака, но, к сожалению, туда сейчас доступа по понятным причинам нет. Поэтому при работе мы опирались на ограниченное количество источников. Использовались главным образом материалы прессы, издававшиеся в тот период, когда Нака вел активную педагогическую и литературную деятельность. Остались интересные воспоминания о нем известного осетинского писателя, бывшего его ученика Кудзага Дзесова и др. Отдельные биографические сведения почерпнуты из книги О.Д. Цховребовой «Развитие школы в Южной Осетии». Эти собранные по крупицам сведения дают общее представление о подвижничестве Нака Санакоева, о том вкладе, которое он внес в дело распространения грамотности среди родного народа и развитие системы образования осетинского народа.

Документ из прошлого

11-12-2012, 18:12, История [просмотров 977]
  • Нравится
  • 0

Документ из прошлогоОдним из новых государственных образований, появившихся на карте бывшей Российской империи, стала Грузинская республика, образованная 26 мая 1918 года. Отпав от России, Грузия попала в полную зависимость от Германии. В конце мая - начале июня, признав правительство Грузии и высадив десант в Поти, немцы навязали грузинскому меньшевистскому правительству кабальные договора, ввели войска в Тифлис, разместили по городам гарнизоны (всего – до 30 тыс. солдат) и «арендовали» Батум. Оккупанты торопились прибрать к рукам добычу угля и марганца, поступающие из Баку нефть и нефтепродукты. Они взялись помогать формированию молодой грузинской армии, с их дозволения она снабжалась со складов бывшего Кавказского фронта. Грузинское правительство, возглавляемое тогда Н. Рамишвили, тоже торопилось: опираясь на поддержку немцев Грузия хотела присоединить к своей территории часть Черноморской губернии и обзавестись общей границей с Кубанской областью, и оттуда наладить получение хлеба в обмен на нефтепродукты. Черноморская губерния входила в состав Кубано-Черноморской советской республики, и, воспользовавшись отвлечением ее сил на борьбу с Добровольческой армией, за июнь-июль грузинские войска, рассеяв слабые красногвардейские отряды, заняли Сухумский округ (Абхазию), Сочинский округ и побережье до Туапсе включительно, населенные в основном русскими. Тем временем, германские оккупационные власти сразу приступили к демонтажу железных дорог и промышленных предприятий, вывозу из Грузии и распродаже железнодорожного оборудования, двигателей, станков, сельхозмашин, племенного скота. И причина спешить была: на фронтах Первой мировой войны перевес был не в пользу немецкого оружия; в самой Германии усиливались революционные настроения. В 1919 году после ухода немецких войск из Грузии их место занимают воинские подразделения Антанты, союза стран – противников Германии и Австрии в Первой мировой войне.

Неразгаданная тайна Царциатæ

1-12-2012, 15:24, История [просмотров 1928]
  • Нравится
  • 0

Неразгаданная тайна ЦарциатæИз исторических источников известно, что в Южной Осетии в раннем средневековье существовал город, населенный неким таинственным народом. Об этом свидетельствуют легенды и сказания, дошедшие до наших времен с рассказов местных жителей высокогорного ущелья Урстуалгом. Но в эти легенды до сих пор мало кто верит, считая их плодом вымысла, этаким фольклорным материалом, подобным эпическим сказаниям о нартах. Между тем, в середине прошлого века близ селения Едыс Дзауского района в результате археологических раскопок были обнаружены следы поселения со множеством остатков жилищ, мастерских и т.д. В некоторых местах их фундамент сохранился и до наших дней. Холм, близ которого были обнаружены эти исторические находки, местные жители издревле называли «Царциаты калак». Археологические раскопки показали, что здесь в древности находился немалый по тем временам город, возможно, город ремесленников. Тогда же историками было озвучено мнение, что по всей видимости заселяли его аланы. Подобный вывод сделан не случайно, ученые проанализировали характер обнаруженных захоронений и пришли к выводу, что найденное там оружие, предметы утвари и характер погребений практически аналогичен материалу, который в разное время был обнаружен в аланских захоронениях в ряде других мест. Казалось бы, эти находки не могут представлять какого-либо интереса в плане проведения родственных параллелей, поскольку аланы являлись прямыми предками современных осетин. Но в подобных исследованиях  нет-нет, да всплывают упоминания о таинственных царциата. Пусть и основываются они лишь на мифах и легендах.

Аланские христианские мученики или загадка древнего преступления

1-12-2012, 15:13, История [просмотров 3622]
  • Нравится
  • 0

Аланские христианские мученики или загадка древнего преступленияВ истории христианства немало мучеников аланского происхождения. Причем часть из них стала таковыми задолго до того, как в самой Алании христианство стало официальной религией. Наиболее известные святые-мученики это Николай Двальский (Туальский) и Христодул, «званный осетином». Но наибольший интерес представляют все же святые мученики Сукиас и его 16 аланских сподвижников. Для большинства людей, знакомых с этим именем, известно немного. Был такой знатный алан Баракад, прибывший с аланской царевной Сатаной (Сатеник) в Армению. Согласно договору между армянским и аланским правителями заключался династический брак. Здесь Баракад и его 16 знатных спутников принимают христианство. По прошествии времени аланский царь посылает к ним гонца с требованием вернуться на Родину. Баракад, получивший при крещении имя  Сукиас  и  его  спутники  отказываются. За неповиновение они были убиты аланскими эмиссарами. Такова в общих чертах легенда о Сукиасе (Баракаде) и его  аланских  сподвижниках.  Но  эта история, конечно же, более содержательная. В I веке нашей эры в Армению вторгается большое аланское войско. В его составе также военные дружины Иберийского царства и северокавказские военные отряды. Это обычный для того времени поход за добычей для алан, а для иберийцев – попытка с помощью сторонней силы сломить все возрастающее влияние Армянского царства в Закавказье. В истории это вторжение сохранилось и в связи с именем аланской царевны Сатаны (Шатаны) ставшей впоследствии армянской царицей по имени Сатеник. По всей видимости, итогом военной кампании алан стало заключение перемирия между аланским царем Шапухом и армянским правителем Арташесом. И как одно из традиционных форм оформления таких соглашений – династический брак между царствующими домами Алании и Армении.

Кони в нартском эпосе

1-12-2012, 15:08, История [просмотров 2471]
  • Нравится
  • 0

Кони в нартском эпосеНартские сказания – героический эпос, наполненный шумом битв и красотой национальных образов. Сказания порой передаются с такими элементами достоверности, что читателю кажется, что он слышит скрежет и удары мечей друг о друга, голоса героев, мощное ржанье нартских коней и видит клубящиеся пары из их ноздрей и комья земли, летящие из-под их копыт. Нарты совершают бесконечные походы во имя «доблести и славы», и, заметьте, никак не для завоевания чужой земли и порабощения другого народа. Для них не это главное. В одном нартском стихе читаем: «Нарты всегда правду искали, злого раскаяться заставляли, с жестоким – жестокие были, с хорошим – хорошие, с великим – великие, с малым – малые». Действующими лицами эпоса являются не только люди, но и животные, птицы и звери (кони, собаки, волки, орлы и др.), которые принимают иногда и решающее участие в жизненной судьбе героев. Обращают на себя особое внимание легендарные кони Нартиады – потомки легендарного Авсурга, родоначальника всех коней, в момент ока проносящего по небесам всемогущего Уастырджи. Нартский конь предстает в эпосе этаким аристократом среди всех животных, он неразлучный друг нартского героя, своего хозяина, при этом для нарта он больше, чем конь. Выступает таким же сверхъестественным, как сам герой – наделен неимоверными силой и возможностями, разговаривает с человеком, дает советы. При этом конь первоначально пока испытает своего хозяина на верность в дружбе, его отвагу, он не подпускает к себе слабых и трусов.

Новости

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Популярно