Юго-Осетинская автономная область. Уроки истории

20-06-2022, 11:30, История [просмотров 1492] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

Юго-Осетинская автономная область. Уроки историиВ 2022 году исполнилось 100 лет со дня образования Юго-Осетинской автономной области. Это национально-территориальное образование южной ветви осетинского народа было учреждено отдельным декретом 20 апреля 1922 года. Наверное, это знак судьбы, но спустя семьдесят лет, в мае 1992 года, южные осетины провозглашают свое независимое государство. Истории юго-осетинской автономии мы посвящаем цикл статей (начало в №1-44)

 

Театральная деятельность на юге Осетии впервые зародилась в 1904 г., когда учащиеся Ардонской духовной семинарии, выходцы из Южной Осетии, организовали любительский драматический кружок. Приехав летом на Родину, они поставили спектакли в Цхинвале, селениях Дзау, Згубир, Сба и др. С этого кружка и берет свое начало национальный драматический театр в Южной Осетии.

Весной 1931 года руководство Юго-Осетинской автономии вынесло решение организовать на базе цхинвальского драматического кружка профессиональный театр «Государственной драмы» и выделило для этого денежные средства.

Для работы театральной труппы было предоставлено новое здание, которое построили в столице автономии. Именно в помещении Дома культуры колхозника 29 июля 1931 года открылся первый сезон Юго-Осетинского Госдрамтеатра. В постановке художественного руководителя и директора театра Владимира Хетагурова шла пьеса С.Церетели «Лихорадка» в трех действиях. Роли в спектакле исполняли Иван Дзахов, Нина Чочиева, Владимир и Лидия Джиоевы.

Серьезным испытанием творческой зрелос­ти коллектива театра была декада ис­кусства и литературы Юго-Осетии в Тбилиси в марте 1957 г. Газета «Заря Востока» писала: «На сцене осетинского театра с успехом ставятся не только произведения местных авторов, но и мировой клас­сики и пьесы драматургов братских народов. Показанные во время декады пьесы свидетельствуют о творческой зре­лости, подлинном мастерстве актеров этого способного коллектива».

В Юго-Осетинском Государственном драматическом театре сформировались как творческие личности актеры: С. Джатиева, 3. Гаглоева, Н. Чабиева, Д. Мамиев, И. Дзахов, 3. Туаев, Б. Цховребов, Г. Таугазов, В. Еналдиев, Д. Парастаев, С. Mapгиев, Н. Чочиева, 3. Медоева, В. Гаг­лоева, А. Гельдиев, Л. Галаванова, Д.Габараев, Е.Гугкаева, Р.Дзагоев, Р.Чабиев, режиссеры Г.Кабисов и В. Каиров и др.

Им на смену пришла молодая генерация актеров, которые продолжили славные традиции осетинского национального театрального искусства.

За годы Советской власти широкое развитие в юго-осетинской автономии по­лучило самодеятельное художественное творчест­во, что нашло свое выражение в создании огромного числа хоровых и музыкальных коллективов, кружков самодея­тельности.

В марте 1934 года композитором Бори-сомГалаевым был организован струнный оркестр из 37 человек и хор в составе 45 человек. В январе 1937 года при Цхинвальской еврейской школе был создан оркестр духовых инструментов. Такие же самодеятельные коллективы были учреждены и при других школах.

17 ноября 1938 года постановлением президиума ЦИК ЮОАО в единый Государственный ансамбль песни и пляски были объединены областной хор, ансамбль народных танцев при педагогическом техникуме (З.Бирагов) и струнный оркестр. Художественным руководителем ансамбля назначен композитор Б.Галаев, штат коллектива насчитывал 125 человек.

Развивалась и осетинская профессиональная музыка, в которой успешно утверждались жанр инструментального концерта, камерный, хоровой, во­кально-инструментальный и особенно жанр массовой песни, прочно вошедший в быт и ставший неотъемлемой его частью. Наиболее яркими представителями национальной композиторской школы в ЮОАО являлись композиторы: Т. Кокойты, Д. Хаханов, И. Габараев, X. Плиев, А. Кокойты, Ф. Алборов, Ж.Плиева и др.

20 августа 1966 года свой первый концерт дал цхинвальский эстрадный оркестр «Авангард». В 1968 году в ЮОАО работало 307 кружков художественной самодеятельности с охватом 3 298 человек: в том числе 40 драматических, 45 танцевальных кружков, 55 хоровых коллективов и др. Особой известностью пользовались мужская капелла «Ирыстон» и оркестр народных инструментов «Ирон фæндыр».

28 января 1974 года на страницах областной газеты «Советон Ирыстон» была опубликована статья под названием «Внимание эстрадному искусству». В ней говорилось о необходимости развивать новый музыкальный жанр – эстраду. Отмечалось, что в Южной Осетии работает несколько эстрадных коллективов. Это вокально-инструменталь­ные ансамбли «Бонварон», «Нарты», «Амонд», «Саби». В 1974 году впервые прошел музыкальный конкурс «Молодые голоса».

Музыкальное искусство Южной Осетии вызывало интерес и за пределами автономии. В августе 1975 года в Цхинвал приезжает латвийский композитор Салакс Вилнис – автор более 300 музыкальных произведений, среди которых произведения для хора и оркестра. Главной причиной своего приезда в Цхинвал С.Вилнис назвал желание лично познакомиться с осетинским композитором Борисом Галаевым.

В июле 1978 года в Тбилиси прошел Первый республиканский фестиваль патриотической песни. В нем принимали участие эстрадные коллективы из Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Первое место в творческом смотре занял вокально-инструментальный ансамбль «Бонварон». В составе творческого коллектива были Тимур Харебов (руководитель), Валерий Сагкаев, Ахсар Джигкаев, Шота Дарбуашвили, Тимур Тедеев, Ахмат Кокоев, Зариффа Хабалова, Петр Келехсаев и др.

29 апреля 1987 года в Южной Осетии случилось знаменательное событие в сфере культуры – состоялось открытие музыкального органа, установленного в зале заседаний Дома Советов. Впервые под своды зала вознеслась органная музыка в исполнении известного музыканта Гарри Гродберга. В концерте, длившемся два часа, звучали произведения Баха, Вивальди, Таривердиева.

Свой вклад в развитие музыкального искусства юга Осетии внес и камерный оркестр под управлением Л.Чехоева. В этом коллективе были собраны истинные виртуозы. Камерный оркестр давал концерты в Цхинвале, районных цент-рах, выезжал с гастролями за пределы автономной области.

Дворец пионеров и школьников Цхинвала представил 19 марта 1978 года оригинальное музыкальное представление для маленьких зрителей. В этот день здесь звучали мелодии первой осетинской детской оперы, поставленной по сказке поэта А.Царукаева «Мыстаче» (Мышонок). Автором партитуры стала молодой композитор Залина Джатиева(на фото).

 

Р.Кулумбегов

(продолжение следует)

На снимке Торез Кулумбегов и Залина Джатиева. Фото из архива автора

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031