Уаиги из Нартиады – реальность древнего мира?

28-01-2020, 13:37, История [просмотров 360] [версия для печати]
  • Нравится
  • 3

Уаиги из Нартиады – реальность древнего мира?«Сказания о нартах» давно уже стали источником по реконструкции общественного быта осетин, их военной организации и религиозных воззрений.Однако, признавая часть сказаний как свидетельство реальных фактов, исследователи эпоса другую часть относят к фантазиям повествователей. Конечно же, во многом с этим можно согласиться. Но некоторые сказочные моменты могут все же и иметь реальную основу.

В каждом из циклов осетинского эпоса есть упоминание о великанах-уаигах. С великанами имеют дело нарты Сослан, Сырдон, Батрадз. Одни нарты сражаются с великанами, другие применяют против них хитрость. Иными словами, для нартов великаны существа из вражеского окружения. Как впрочем, и большинство соседних народов. Но за народами, проживающими у границ страны, закрепляется право на реальное существование, тогда как великаны-уаиги рассматриваются исключительно как существа вымышленные. Между тем, возможность существования в древности людей большого роста давно уже рассматривается как вполне обоснованная научная гипотеза. И этому есть основание. Не кажется ли вам странным, что сведения о великанах присутствуют в фольклоре практически каждого народа. Можно, конечно, опять-таки все это отнести к общим законам бытования устного народного творчества. Но есть и реальные факты существования в прошлом людей большого роста. Самый большой рост человека, зафиксированный документально – 285 см. Такой высоты достигал крестьянин Федор Махнов, живший более ста лет назад в Витебской губернии России. Ученые-антропологи считают, что это максимально возможный рост для человека. Но имеются и хроникальные свидетельства древности о существовании людей большого роста. Арабский путешественник и богослов Абу Хамида ал Гарнати посетил столицу Волжской Булгарии в 1135–1136 годах и не только видел живого исполина, но и разговаривал с ним: «Я видел в Булгаре в 530 году (по мусульманскому календарю) высокого человека из потомков адитов, рост которого больше семи локтей, по имени Данки. Он брал лошадь под мышку, как человек берет маленького ягненка. А сила у него была такая, что он ломал рукой голень лошади и разрывал мясо и жилы, как другие рвут зелень. Правитель Булгара изготовил ему кольчугу, которую возили в повозке, а шлем для его головы был как будто котел. Когда случалось сражение, он сражался дубиной от дуба, которую держал в руке, как палку, но если бы он ударил ею слона, то убил бы его. Был он добрым, скромным; когда встречался со мной, то приветствовал меня и здоровался со мной почтительно, хотя моя голова не достигала ему до пояса, да помилует его Аллах». Да и на Кавказе не раз находили костные останки людей, рост которых превышал три метра в высоту. В 80-х годах вблизи села Жемтала в Кабардино-Балкарии при строительстве дороги извлекли столь длинную берцовую кость, что рост человека, которому она могла принадлежать, должен был достигать 4 м.Когда распахивали в начале 60‑х гг. землю возле того же села, плугом зацепили крышку гроба – в могильнике оказались остатки двух скелетов, лишенные ног. Длина каждого от головы до таза составляла 2 м – значит, полный рост человека был около 4 м. Подобные находки были обнаружены и в пойме реки Терек в Северной Осетии, Ингушетии, в горных районах Грузии. Таким образом, существование в древности людей большого роста не является выдумкой.

Однако, вернемся к «Сказаниям о нартах». Если проанализировать тексты, то можно разделить упоминания о великанах-уаигах на две группы. К первой относятся великаны сказочного характера, без детализации образов («Как Сырдон обманул уаигов», «Сослан ищет того, кто сильнее его», «Уырызмаг и кривой уаиг» и т.д.). Ко второй – персонажи, отличающиеся прорисовкой образов, имеющие собственные имена, и, что самое главное, семейно-родственную линию. Они являются либо владетелями отдельных местностей, либо живут по соседству с нартами. Такой пример мы видим в сказании «Сослан и сыновья Тара». Здесь идет рассказ о противостоянии нарта Сослана с сыновьями правителя страны у берега моря Тара Мукара и Бибыцом. В сказании «Батрадз и заносчивый сын уаига» мы знакомимся также с семьей великана Афсарона и его сыном Алафом… На всем протяжении эпоса мы встречаем упоминания и об отдельных великанах, но они статусом пониже и в геройских поступках не отмечены. Как, впрочем, и вниманием со стороны нартов, что позволяет предположить, что и великаны делились в понимании сказителей на знатных и подневольных.

Если не брать во внимание идентификацию великанов как чего-то необычного, то по содержанию сказаний они ничем не отличаются от остальных героев эпоса. Так же живут повседневной жизнью, страдают, борются за свой авторитет, имеют отцов, братьев и сестер, рождаются и умирают. Складывается устойчивое впечатление, что сказители эпоса говорят о существах не вымышленных, а о представителей мира, в котором жили нарты. И если мы признаем за нартами право быть частью существовавшей в древности реальности, то очевидно частью этой же реальности могли быть и существа, которых сказители называли великанами. Тем более, что наука допускает возможность существования в древности расы высоких людей.

Впрочем, дистанция от великана до человека с исполинским ростом и телосложением не так уж и велика. В Осетии человеком с выдающимися физическими данными был Бола Кануков. Легендарный силач-великан, цирковой борец начала XX века. Родился в селении Кобан, севера Осетии. Имел большой рост и необычайную природную физическую силу, о которой в народе до сих пор ходят легенды. И неудивительно, ведь его рост составлял 228 см, вес – 220 кг. На юге Осетии имя Гозыр является нарицательным. Так обычно называют человека большого и неповоротливого. Гозыр Гаглоев был уроженцем селения Ванел Дзауского района. Отличался большим ростом и крепким телосложением. Существовало даже шутливое предание. Однажды Гозыр переходил вброд через реку Лиахву. Стремительным потоком у него с ноги сорвало галошу. Спустя мгновение она уже плыла вниз по реке. У селения Кехви ее перехватили местные жители и подумали, что это небольшая лодка, уж очень больших размеров был этот предмет обуви Гозыра. Сели жители Кехви в эту галошу, погрузили вино, сыр и поплыли по Лиахве в город Гори на базар… Возможно, что люди необычайно высокого роста, обладающие большой физической силой в действительности являются потомками великанов древности. Просто ген великана начинает работать в определенный момент. Ведь появляются же среди осетин светловолосые дети с голубыми глазами, хотя в ближайшем круге родственников такими чертами никто не обладал...

Х.Коцты

На фото: репродукции картины А.Джанаева «Нарты в доме уаигов»

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Популярно