Аланы-мамлюки. На страже средневекового Египта

30-12-2019, 10:47, История [просмотров 144] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Аланы-мамлюки. На страже средневекового ЕгиптаПрисутствие алан как части древнего мира заметно практически во всех местах, где происходили сколь-нибудь важные исторические процессы – будь то Римская империя, войны в Византии и Иране, Северный Кавказ и Закавказье – везде, где кипела жизнь и происходили политические и социальные свершения. И везде этот народ выступает как активная сила. Однако было место и время, где аланы представлены в двоякой ипостаси, а именно господ и рабов. Это невозможное с первого взгляда противоречие стало возможным в средние века в Египте. И явление это носило название – мамлюки.

Это была военная каста в средневековом Египте, рекрутировавшаяся из захваченных юношей тюркского (кипчаки) и кавказского (черкесы, аланы, абхазы) происхождения. Мамлюки набирались из семей немусульманского происхождения для защиты халифа от внутренних проблем, так как закон запрещал мусульманам убивать мусульман. Юноши обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Причерноморье и Крым были тем место, откуда забирались юноши для пополнения армии мамлюков. А так как аланы жили и в Крыму, то среди захваченных оказывались и аланские мальчики. Само название мамлюк означает «собственность».После того как юноши попадали в Египет, начиналось их приобщение к военному делу. Как и современные ученики, учащиеся мамлюкских школ имели дневники, где наставники отмечали успехи и неудачи своих воспитанников. По окончании школы от записей в дневнике зависела их дальнейшая судьба: если он учился хорошо, был прилежным и успешно прошел выпускные испытания, то получал право стать вольноотпущенным, отрастить бороду, завести семью, купить землю. Если же будущий мамлюк учился плохо, то он оставался рабом. В школе мамлюки изучали арабский и турецкий языки, воинское искусство, кавалерийское мастерство.

При этом, признаться, выглядит странным, что мамлюки, оторванные от родины еще в юности, смогли сохранить приверженность национальным традициям, что явно просматривается при изучении этих страниц истории. Несомненно, в специализированных школах военные педагоги старались выбить из них все национальные отличия. Но объяснение, скорее всего, кроется в том, что после того как мамлюки захватили верховную власть в Египте (а это имело место), они стали отходить от традиций нивелирования национальных особенностей касты.

Аланы составляли третью по численности национальную группу мамлюкской общины. Они являлись, прежде всего, всадниками, представляли собой расу господ, которая презирала мирный труд пахаря и уделом их была конная война. Для обозначения их национальной принадлежности египетские авторы употребляли следующие термины: Алан, ал-Лан, Ас, ал-Аз, ал-Лас…

Причины краха Алании точно не выяснены и по сей день, и вряд ли они сводятся только лишь к экспансии монголов. Как бы там ни было, к XIV Алания сходит с исторической арены, а ее всадники рассеиваются по свету: часть их мигрирует в Венгрию, другие оказываются в Китае, третьи уходят на Ближний Восток… Они поступают на службу к египетскому султану ас-Салиху (1240-1249). Отметим, что это была вторая волна аланских воинов в Египте. И это были уже кавказские аланы, которые приходят сюда после военных поражений от монголов и Тимура. Первыми же были, как уже указывалось, аланские юноши, плененные в Крыму. Именно из их среды и был первый аский эмир Египта Амра ибн ал-Аса, который и завоевал эту страну для халифа Омара ибн ал-Хаттаба в 639-640 гг. Его полководческая деятельность ознаменована завоеванием значительных территорий в Сирии и Палестине.

Вообще, ранние исламские завоевания были осуществлены при значительном участии мамлюков и наемников, поэтому фигура асского полководца на службе у халифов не вызывает удивления. Пост наместника Египта ал-Ас, с некоторыми перерывами, сохранял до самой своей смерти в 872 году.

В течение всего периода существования мамлюков в статусе простых воинов до захвата верховной власти в стране постепенно сформировалась и прослойка мамлюков-алан. Современниками мамлюкского султана Баркука были мамлюкские эмиры-военачальники из асов(алан) – Ала ад-Дин Акбука Ас, Наср ад-Дин Мухаммад, Инал ас-Сослани…

В последующем периоде господства мамлюков в Египте отличились аские мамлюки – эмир Йешбек, занимавший пост атабека (главнокомандующего) войсками мамлюков, эмиры братья Аразмак-Нашиф и Инал, а также Алан Вали ад-Дин, Алан-Караджа.

Необходимо отметить важную особенность прослойки мамлюков в Египте. Они не только входили в касту правителей, но и стремились не смешиваться с местным подвластным арабским населением. Некоторые представители знати даже не владели арабским языком, пользуясь услугами переводчиков. Внутри своих общин мамлюки разговаривали на языке своей родины, придерживались традиций своих предков. Неудивительно и то, что аланы-мамлюки сохраняли и имена Сослан, Алан, Аразмак (Уырызмаг) и др...

Интересен эпизод, когда один из аланских мамлюков приютил у себя послов турок-османов. В течение нескольких дней черкесские мамлюки, недовольныеходом переговоров с представителями своих политических противников, пытались захватить их и предать смерти. Однако мамлюкский эмир Аллан-бей, придерживаясь непререкаемых законов национального гостеприимства, с угрозой жизни своей семьи силой оружия воспрепятствовал захвату своих гостей.

Закат империи мамлюков наступил после вторжения в Египет турок-османов. В 1517 году произошло последнее сражение между сторонами, в котором мамлюки потерпели поражение. В этом сражении был тяжело ранен один из последних верных сподвижников последнего мамлюкского правителя Туманбая, аский мамлюк-эмир Алан-Караджа, попал в плен и личный телохранитель султана ас Куртбай, которому турецкий султан Селим за личный героизм объявил пощаду. Однако после того, как Куртбай отказался встать перед ним на колени, обозленный его гордостью, он приказал казнить его.

Несмотря на то, что каста мамлюков не была полностью уничтожена, их влияние в общественной и политической жизни уменьшилось. Страна находилась во власти турок, местное население не могло простить высокомерие мамлюкам. Постепенно в среде этого сословия стало меньше представителей кавказских народов. Их заменяли представители других стран, жители черного континента. Так закончилась эпоха алан-мам-люков. Неизведанная и в то же время любопытная.

С. Остаев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 

Популярно