Средства массовой информации и выборы в Южной Осетии

25-03-2019, 12:58, История [просмотров 1033] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Средства массовой информации и выборы в Южной Осетии(Продолжение. Начало в № 14-15, 16-17, 18-19)

Выборы в Парламент четвертого созыва 23 мая 2004 года проходили по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. За места в законодательном органе власти боролись как партии, так и отдельные кандидаты. Участие в избирательной кампании самовыдвиженцев придавало ей яркость и шумность. Отдельные кандидаты на депутатское кресло проявляли верх изобретательности для того, чтобы завоевать голоса избирателей. При этом, соответственно, пользуясь площадкой СМИ Республики.

В эфире местного телевидения можно было увидеть, как тот или иной кандидат проявляет горячую заботу о ветеранах, о жителях многоквартирных домов, о малоимущих и сиротах. За счет кандидатов ремонтировались дороги, строились навесы в микрорайонах, завозилась мука. Были и анекдотичные примеры. Так, один из мажоритарных кандидатов построил на северной окарине поселка Дзау спортивный зал из щитовых панелей. Во время предвыборной кампании он, в числе прочих своих реальных дел, постоянно говорил об этом спортивном объекте. И показывал его в агитационных роликах. Но после выборов, которые он с треском проиграл, через неделю от спортивного зала остался только фундамент. Обиженный на то, что дзауцы не поддержали его амбиции, он разобрал помещение и вывез на свой двор детали конструкции.

Другой пример. В телевизионном ролике одного из кандидатов, в котором была показана забота об одной из малоимущих семей, прошел момент, запрещенный законодательно – в сюжете кандидат приходит в дом, разговаривает о проблемах с женщиной, имеющей двух детей и воспитывающей их без мужа, а под конец разговора достает из кармана деньги и раздает их членам семьи. А это уже факт прямого подкупа избирателя. По оплошности режиссера монтажа этот момент пошел в эфир без «купюр». На телевидении поняли свою ошибку, и за те полчаса, пока представитель Центризбиркома добирался до Гостелевидения, ролик был перемонтирован и отрывок с дарением денежных купюр убран. Представитель ЦИК два раза пересмотрел сюжет и никак не мог понять, куда делись деньги. Тем не менее, после этого случая все агитационные материалы стали проходить обязательный просмотр в самом ЦИК, и уже с разрешительной визой возвращаться на телевидение.

Не отставали и политические партии. Особенно широко пользовалась административным ресурсом проправительственная партия «Единство». Проведет государство воду в селение, а в СМИ это подается как инициатива партии, протянут пару газовых труб – это тоже из средств партии «Единство». Неудивительно, что партия, созданная всего год назад, получила большинство депутатских мест в Парламенте.

Очередные выборы Президента РЮО состоялись 12 ноября 2006 года и стали примером предсказуемости и спокойствия. Среди соперников действующего Президента Э.Кокойты были Олег Габодзе, Инал Пухаев, Леонид Тибилов. На этот раз спикер Парламента Станислав Кочиев, ввиду очевидности результатов голосования вообще отказался от участия в президентской гонке.

Действительно, авторитет Э.Кокойты был на тот момент столь велик, что участие его конкурентов в выборах носило чисто технический характер. Тогда редко какое застолье в Республике обходилось без отдельного тоста в честь Э.Кокойты, а фотографии молодого президента, висевшие на стенах в квартирах, не были в диковинку. Доходило до курьезов: один из кандидатов, выступавший во время предвыборной кампании по телевидению стал агитировать не за себя, а за… Э.Кокойты. Не был поэтому неожиданным и результат – Э.Кокойты получил 98% голосов.

Особенностью президентских выборов 2006 года было то, что они проходили одновременно с референдумом о независимости. Считается, что именно совмещение выборов с референдумом позволило обеспечить необходимую явку на избирательных участках. Что касается СМИ, то здесь в эти выборы тоже все проходило спокойно. На страницах местных газет традиционно размещались агитационные материалы, и, как и выборы, все проходило в спокойном русле.

Парламент пятого созыва избирался уже в признанной Республике Южная Осетия – 31 мая 2009 года. На этот раз депутаты избирались исключительно в составе политических объединений. Считается, что инициатором перехода к исключительно пропорциональной системе представительства был глава президентской администрации А. Большаков. Переход же на новую систему выборов объяснялся просто – за независимыми депутатами «присматривать» было практически невозможно, куда проще было это сделать с партиями. В итоге, скажем, лидер партии «Фыдыбæстæ» В.Гобозов не смог принять участие в выборах ввиду очередного отказа в регистрации, что заметно ослабило его объединение, а в Народной партии, в результате внутренних пертурбаций, перед выборами сменилось руководство, и Р.Келехсаева во главе партии сменил К.Плиев.

По итогам голосования места в Парламенте распределились между тремя партиями: большинство мандатов было у партии «Единство», далее Народная партия и третья позиция у Компартии РЮО. При избрании спикера Парламента случилось необычное – председателем был избран лидер партии, занявшей третье место – С.Кочиев. Но все прошло в рамках закона, так как его кандидатура получила большинство голосов депутатов.

Год 2011 стал годом очередных президентских выборов. В это время существовала интрига: как поступит Э.Кокой-ты, которому Конституция РЮО не давала право избираться на третий срок. Предполагалось два варианта. Первый – внесение соответствующих изменений в Конституцию; второй – переход к парламентской республике, с последующими выборами в Парламент и избранием Э.Кокойты спикером.

В преддверии выборов по традиции было заменено руководство государственной телерадиокомпании. Власти посчитали, что оно недостаточно активно работает по созданию положительного имиджа президента и его команды. Директором ГТРК «ИР» стал Дмитрий Бирагов, впрочем, его настоящей фамилии сотрудники телевидения так и не узнали. Этот человек был из числа российских специалистов, которые призывались в Республику в различные сферы жизнедеятельности. Существует версия, что фамилия Бирагов была прямым переводом фамилии Волков.

Придя на телевидение, Бирагов-Волков сменил весь менеджмент, поставив на ответственные должности своих людей. Через некоторое время перемены на телевидении стали очевидны: увеличилось количество вещания, появились новые передачи, информационный ресурс стал обретать современный облик. Аванс давался большой, президенту докладывали, что через месяц-два телевидение РЮО перейдет на круглосуточное вещание. Государство, в отличие от прежних периодов, пошло на беспрецедентные расходы. Было в два раза увеличено штатное расписание и гонорарный фонд. Телекомпания, имевшая ранее всего пару разбитых «Нив», приобрела японские внедорожники.

Перемены были заметные, но при этом проявилась и одна неприятная особенность. Телевизионный ресурс постепенно терял национальное содержание. И это было неудивительно, ведь во главе государственной телерадиокомпании стоял человек, не разговаривающий на осетинском языке. В попытке сделать телевидение современным, из него было выхолощено то, что принято называть «местная специфика». Все это вызывало озабоченность представителей юго-осетинской интеллигенции.

Беспокойство проявилось и в высоких кабинетах, но уже в период предвыборной кампании, когда обнаружилось, что руководство телерадиокомпании имеет свое понимание сложившейся политической ситуации. Уже в сентябре-октябренаправленность некоторых передач далоповод власти подозревать менеджмент телевидения в двойной игре. Складывалось ощущение, что кроме Большого дома дирекции ТВ поступают рекомендации и из другого центра. И этот центр не желал видеть Э.Кокойты у власти. Само руководство телевидения все претензии категорически отметало, настаивая на том, что проводимая им информационная политика просто стала открытой и критичной в отношении власти. Тем не менее, уже в сентябре встал вопрос о замене руководства телекомпании. Но за два месяца до выборов желающих сменить Д.Бирагова на таком ответственном посту не нашлось. «Пересменка» произошла намного позже, 10 декабря 2001 года, в день, когда сам Э.Кокойты объявил о своем досрочном уходе с должности, заодно зачитав указа о назначении нового руководителя ГТРК «ИР».

Но вернемся к событиям, предварившим выборы Президента РЮО 2011 года. Несмотря на обращение инициативной группы в ЦИК по проведению референдума о новом сроке полномочий действующего президента, сам Э.Кокойты заявил, что отказывается от участия в кампании вне зависимости от решения Верховного суда по вопросу референдума, поскольку не будет нарушать Конституцию страны.

В итоге, из 17 зарегистрированных ЦИК кандидатов в президенты на стартовую линию вышло одиннадцать претендентов: Анатолий Бибилов, Сергей Битиев, Джемал Джигкаев, Алла Джиоева, Георгий Кабисов, Владимир Келехсаев, Алан Котаев, Алан Плиев, Дмитрий Тасоев, Сослан Тедеты и Вадим Цховребов.

Данная президентская кампания, в которой впервые лично не участвовал действующий президент, обещала быть непростой. В том числе и потому, что как никогда прежде, в этот раз получило широкое применение наемных пиарщиков, политтехнологов и внешних информационных ресурсов. Впрочем, особых новшеств и необычных агитационных ходов эти команды не придумали. К тому же, как показал опыт, знать местную специфику необходимо и самоуверенность здесь совершенно не уместна, поскольку лекала, скажем, российского выборного периода в Южной Осетии не подходят. А поэтому не учитывать эти моменты было со стороны пиарщиков, по меньшей мере, опрометчиво.

Роберт Кулумбегов

(продолжение следует)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Апрель 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930