Чтобы помнили… (В Республике был проведен конкурс среди учащихся школ на тему геноцида осетинского народа 1920 года)

Чтобы помнили… (В Республике был проведен конкурс среди учащихся школ на тему геноцида осетинского народа 1920 года)Кровавые события 1920 года никогда не забудутся осетинским народом. Разграбленные и сожжённые осетинские села, тысячи жестоко убитых, трудности перехода через горы, погибающие от голода, болезней и невыносимых условий беженцы... Эти события коснулись практически каждой осетинской семьи. В глазах тех, кто сумел выжить, навсегда запечатлелись страшные образы прошлого. Рассказы и истории о тех событиях, которые многие семьи хранят в памяти, но не могли предавать огласке в советское время, передаются из поколения в поколение вот уже на протяжении 100 лет.

2020 год в Южной Осетии объявлен Годом памяти, а 20 июня в нашей стране был определён как День памяти жертв геноцида осетинского народа, преступлений по этническому признаку, совершенных грузинским правительством в 1920 году.

В конце июля был подведен итог конкурса на лучшее школьное сочинение на тему «Геноцид осетинского народа в 1920 году... Что я о нем знаю?». Организатор конкурса Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РЮО Гульнара Козаева рассказала, что конкурс проводился среди детей в возрасте от 14 до 17 лет и в нем приняли участие практически все школы Республики. Комиссия рассмотрела 46 сочинений, написанных на осетинском и русском языках. Козаева отметила, что по итогам работы компетентного жюри были выявлены три основных победителя и шесть призеров по различным номинациям. Победителем стала Карина Сиукаева, учащаяся Дзауской средней школы, второе место заняла Элина Дзеранова, учащаяся общеобразовательной школы «Эрудит», и третье место досталось Сослану Хугаеву, ученику Цхинвальской средней школы №9. В номинации «Раскрытие темы, знание материала» победила работа Кристины Джиоевой; в номинации «Наличие реальных фактов и событий, содержательность» лучшей оказалась работа Дианы Беппиевой; Анатолий Хетагуров победил в номинации «Новизна, лучшая авторская позиция»; в номинации «Смысловая и композиционная целостность» лучшей стала работа Аниты Гобозовой, а победу в номинации «Мастерство изложения и художественные приемы эмоциональности» поделили два участника – Анастасия Козаева и Константин Джиоев.

«Конкурс на лучшее сочинение на тему «Геноцид осетинского народа в 1920 году... Что я о нем знаю?» проводился с целью сохранения в памяти подрастающего поколения трагедии геноцида осетинского народа. Конкурс состоялся при поддержке Президента Республики А.Бибилова. Несомненно, все сочинения достойны высоких похвал. Тем не менее, члены жюри определили трех победителей. Была еще одна работа, которую прислал ученик 5 класса Гуфтинской школы Давид Цховребов, но в силу возраста Давида его сочинение не оценивалось наравне с другими работами, однако также было достойно внимания. «Признаться, мы не ожидали, что будет столько желающих принять участие в конкурсе и были приятно удивлены. Ведь это говорит о том, что наши дети хотят больше знать историю своего народа. А значит, если пройдет еще одно столетие, история сохранит память о тех кровавых днях. История – это голоса наших предков, их исковерканные судьбы, истерзанные души, и мы не имеем права все это забывать», – рассказала Г.Козаева.

Член жюри, государственный советник Президента РЮО Сослан Джуссоев также отметил, что был удивлен знанием истории, исторических фактов конкурсантами. Заметил, что все сочинения были написаны хорошо. «Когда 100 лет назад грузинские меньшевики учинили эту кровавую расправу над осетинским народом, у них была одна цель, чтобы не было больше Южной Осетии, чтобы мы перестали существовать как нация, чтобы не было больше осетинской культуры и чтобы перестала звучать осетинская речь. Они делали все для этого, уничтожили огромное количество людей – женщин, стариков, детей. В Южной Осетии был убит каждый десятый человек. И в нашей национальной памяти эти страшные страницы нашей истории не должно стереться. Поэтому самой большой ценностью, большой победой дня сегодняшнего я считаю то, что наши дети знают историю, пишут об истории. Для меня все участники этого конкурса победители» – сказал С. Джуссоев.

Ниже предлагаются выдержки из сочинений победителей прошедшего конкурса.

Рена Козаты

 

Из сочинения Карины Сиукаевой, ученицы Дзауской средней школы:

«…1920 азы гуырдзиаг тугдзых сырдтӕ æрмӕст Джеры коммӕ не рбабырстой, фӕлӕ бахӕццӕ сты Дзаумӕ ӕмӕ иннӕ ирон хъӕутӕм дӕр. Мӕ мады мад куыд радзырдта, уымӕ гӕсгӕ ӕрбынат кодтой Хслебы хъӕуы, уырдыгӕй ӕхстой Бузаламӕ. Цӕрджытӕ бамбӕхстысты Лыккоты скъӕты. Райсом уӕрдӕттыл, фистӕгӕй цыдысты Дзӕуджыхъӕумӕ. Лигъдӕттимӕ уыд мӕ нанайы фыды фыд Джиоты Никъала ӕд бинонтӕ, иу аз ӕмӕ æрдӕгаздзыд сывӕллон се-мӕ, афтӕмӕй сӕ сӕр ӕфснайдтой.

Ресы хохы сӕрты хизгӕйӕ лигъдӕтты ӕрбацӕй æййӕфтой гуырдзиаг лӕгмартӕ. Лигъдӕттӕн сӕ сӕр сӕ кой уыд. Никъалайӕн уыд фондз сывӕллоны, цыппар лӕппу ӕмӕ иу чызг. Мад цы ацарӕзтаид йæ фондз хъӕбулӕн, кӕм сӕ бааууон кодтаид. Уый хорз зыдта иуылдӕр сӕ хъысмӕт адзалмӕ кӕй цӕуы, уый, йӕ иунӕг чызджы хъарм батыхта, рывӕрдта йӕ фӕсвӕд къутӕрты бын. Уӕд ын йӕ мад бауайдзӕф кодта, зӕгъгӕ, уаих фӕуай, кӕд хъӕддаг сырд нӕ дӕ, бирӕгъ дӕр ма йӕ лӕппыны куы не ‘ппары, уӕд ды дӕ сывӕллоны куыд аппӕрстай. Уый уыд Багаты Къекъе. Фӕстӕмӕ раздӕхт, систа сывӕллоны, йӕ риумӕ йӕ рбалхъывта ӕмӕ йӕ рахаста, фӕлӕ йын ӕрдӕгфӕндагыл йӕ къухы амард. Сы-вӕллон куырдта дон, фӕлӕ никуы уыд дон ӕмӕ йын цы радтаид. Лигъдӕттӕ лыгъдысты Ресы хохы сӕрты. Сывӕллон фӕндагыл фӕрынчын уӕззау низӕй ӕмӕ амард. Уым мардысты иннӕ лигъдӕтты сывӕллӕттӕ дӕр. Фӕндагыл чи куыд мард, афтӕ сӕ ныгӕдтой бӕрӕг рӕтты, уыцы нымӕцы Никъа-лайы хъӕбул дӕр. Холерӕй рынчынтӕ дзы тынг бирӕ уыд, задысты фӕндӕгтыл, зӕппадзты. Удгас ма чи баззад, уыдон цардысты Дзӕуджыхъӕуы интернаты. Уыцы нымӕцы ма нанайы фыд Джиоты Уазно дӕр. Никъалайы хистӕр ӕфсымӕр дӕр йӕ бинонты арвыста Дзӕуджыхъӕумӕ. Йӕхӕдӕг не сразы йӕ сӕр ӕфснайыныл, ӕз, зӕгъгӕ, зӕ-ронд дӕн ӕмӕ мӕнмӕ нӕ февналдзысты. Фӕлӕ уӕддӕр ӕрцӕттӕ кодта йӕ хотыхтӕ. Цалынмӕ, дам, дзы искӕй амарон, уӕдмӕ мӕ маст не ҅ссӕудзӕн ӕмӕ мын стӕй мӕхи дӕр амарӕд. Гуырдзиаг лӕгмартӕ сӕ сырдон ми нӕ ныууагътой ам дӕр. Бакодтой ӕнӕбон зӕронд лӕджы хӕдзары ӕмӕ йыл арт бандзӕрстой. Фӕстӕдӕр куы рыздӕхтысты йӕ бинонтӕй ма удгас чи баззад уыдон, уӕд ын йӕ хӕдзары сыгъдтытимӕ ссардтой йӕ сыгъд стӕгдар дӕр.

Куы æрсабыр бӕстӕ, уӕд тынг бӕллыдысты Бузалайы цӕрджытӕ сӕ хъӕумӕ рыздӕхынмӕ.

Иу бонмӕ снысан кодтой ӕмӕ рараст сты къахӕй. Фӕндагыл ма бӕргӕ агуырдтой сӕ хъӕбулты ингӕнтӕ, фӕлӕ сын сӕ фӕд дӕр нал ссардтой ӕмӕ зӕрдӕрисгӕйӕ рхӕццӕ сты сӕ хъӕумӕ. Фӕлӕ та ам дӕр хуыздӕр ницӕуыл сӕмбӕлдысты. Иу хӕдзар, иу хъӕу дӕр ӕнӕсыгъдӕй нал рыййӕфтой...».

Из сочинения Элины Дзерановой, ученицы общеобразовательной школы «Эрудит»:

«…Нет такой семьи, которой в той или иной степени, не коснулась эта трагедия. Наша семья тоже не обошлась без тяжелых воспоминаний.

Моей прабабушке Тамаре Джиоевой было всего лишь 6 лет во время этих трагических событий. В семье было 6 девочек, 3 мальчика и 4 взрослых. Жили они в селе Бузала. Оставаться дома было нельзя, поэтому собрали все самое важное и бежали за перевал. Тамара несла на своих плечах охапку одеял, а это был непосильный груз для маленькой девочки. Ночью на перевале было очень холодно и опасно из-за лесных хищников. Начался дождь, что затруднило переход через перевал. К счастью, они добрались до небольшого села, что находилось уже за перевалом, и обосновались там. Спустя время семья смогла вернуться домой и начать новую жизнь.

Моя прабабушка всю жизнь вспоминала одну историю о вдове с тремя детьми, которая не успела бежать от грузин. Женщина была одна с девочками 10 и 12 лет и с грудным ребенком. Зная о зверствах нападавших, она решила избавить детей от страшной участи. Подойдя к оврагу, мать первым делом столкнула девочек, а затем, прижав к себе младенца, бросилась сама. Говорят, когда ее нашли, она так и лежала с ребенком на руках.

В открытых источниках можно найти истории и других семей. Вот лишь некоторые из них. Из воспоминаний Лидии Цховребовой: «Мой дед Тедеев Виктор жил со своей семьей в селе Хъорсеу Дзауского района. Когда молва донесла тревожную весть о грузинских карательных отрядах, стирающих с лица земли осетинские села, убивающих и грабящих людей, жители, плача и причитая, собирали свои нехитрые пожитки и покидали свои дома. Семья моего деда покинула село одной из последних. Моя бабушка Вероника Тибилова ждала пятого ребенка. В спешке Виктор забрал жену и детей, в том числе мою шестилетнюю мать Гано, и отправился вслед за своими односельчанами. Дорога была тяжелая. От голода и страха дети еле передвигали ноги. Шли молча, так как боялись, что их будут преследовать. Так, терпя тяготы и невзгоды, беженцы переправились через перевал. У святилища Уастырджыйы къохы дзуар (Хетæджы Уастырджы) у Веры родился сын, назвали его Хетаг.

Вскоре в Южной Осетии укрепилась Советская власть. Виктор с семьей решил вернуться домой... Везде были только разрушенные и сожженные села. Не уцелело и их родное село. Грузинские меньшевики сожгли их дом дотла. Уцелела только часть хлева. Вера вычистила его, и семья первое время жила там. Потом они построили свой дом и стали налаживать свою жизнь заново».

Из воспоминаний Ларисы Маргиевой: «Моя бабушка стала непосредственной жертвой геноцида со стороны грузин. Ей было 18 лет. Пелагея (Пела) Гаглоева, так звали мою бабушку, была видная девушка из зажиточной семьи. Когда грузинская гвардия ворвалась в село Додот, прадеду удалось спрятать двух младших дочерей и маленького сына. А Пелагея на тот момент была на полевых работах, при возвращении домой ее подкараулили грузины… Обезумевшая она вернулась домой, одежда на ней была разорвана в клочья, по лицу сочилась кровь, местами запекшаяся. Синяки и кровоподтеки под глазами, а также опухшее тело в синяках свидетельствовали о жестоком насилии, совершенном над девушкой.

Она перестала разговаривать, да никто и не спрашивал о том, что случилось – все было ясно. Долго не приходила в себя... Клеймо изнасилованной преследовало ее всю жизнь. Замуж ее выдали, не спросивши ее мнения, за заезжего бедняка… Бабушка не могла забыть про свое прошлое. Оно преследовало ее всю жизнь, ведь для осетинской девушки жить с таким позором означало невыразимое мученье.

Бабушка по матери также часто рассказывала мне, что грузины преследовали самых красивых женщин и девушек осетинок, насиловали их, издевались над ними. Не многие находили в себе силы жить дальше с таким позором. После таких случаев многие кончали с собой: бросались с обрывов, их не могли удержать даже малолетние дети и мысли о будущем своей семьи – настолько беспощаднобыло чувство позора и унижения. Таких сломанных судеб было не десятки и сотни, а тысячи…».

Из сочинения Сослана Хугаева, ученика Цхинвальской средней школы №9:

«…1920 азы та Гуырдзыстоны меньшевиктæ ирон адæмæн расидтысты ног геноцид: туджы зæйты бын фæкодтой Цхинвал æмæ йæ алфæмблай хъæуты, æгъатырæй цагътой сабыр цæрæг ирон адæмы, сыгътой хъæуты, нæ ауæрстой сывæллæттæ, сылгоймæгтæ æмæ зæ-рæдтыл. Уæлдай тынгдæр агуырдтой ахæм бинонты, кæцытæн хæрз чысыл бастдзинад дæр уыд уырыссаг адæмимæ. Ахæм бинонты-иу уайтагъд скуынæг кодтой хæдзарыдзагæй. Гуырд-зиаг лæгмартæ бабырстой Къуыдаргоммæ æмæ райдыдтой хъæуты судзын. Кæй-иу нæ фехстой, уыцы адæмы-иу сæ разæй скодтой æмæ-иу сæ сырдтой Часавалы ‘рдæм. Уым-иу сæ бакодтой, гуырдзиæгтæ бæхдон кæмæй сарæзтой, уыцы раздæры аргъуаны агъуысты, стæй-иу сæфехстой.

Теблойты Сосланы ныхæстæм гæсгæ, уæд йæ мады фыд Джусойты Сашино цард Цъоны хъæуы. Гуырдзыстоны нымад уыд зындгонд хъæбысæйхæцæгæй. «Дыууынæм азты геноциды рæстæджы Сашино гуырдзиаг тыхгæнджыты æгъатыр митæм кæсгæйæ, сфæнд кодта Гуырдзыстоны уæды хицау Ной Жорданиямæ фыстæг ныффыссын, цыран кар-зæй æрдомдта æнæаххос ирон æдæмы цæгъдынæн, Ирыстоны хъæутæ судзынæн кæрон скæнын. Жордания фыстæг бакаст. Сашиноимæ ныхас дæр акодта иудзæвгар, цыма дзы исты ракъахынмæ хъавыд, уыйау æм лæвæрдта, тынг æй чи нæ цымыдис кодта, ахæм уæлæнгай фарстатæ. Æмæ стæй бафарста Сашинойы, афтæ хорз кæм сахуыр дæ гуырдзиагау сыгъдæг фыссын æмæ дзурын, зæгъгæ. Куырыхон кардзыд лæг æмбæрста, йæ адæмы цард ын æппæты сæйрагдæр кæй у, æмæ йын дзуапп радта, зæгъгæ, ирæттæ æмæ гуырдзиæгтæ цæрæнбонты хæларæй цардысты, се ‘хсæн ис хæстæгдзинад, зонынц кæрæдзийы æвзаг, кæрæдзийы æгъдæуттæ æмæ традицитæ. Уыцы дзуапп бандæвта Жорданияйыл æмæ йын баныфс æвæрдта: «Хорз. Дæ хъæу æмæ йæ алыварс 10 хъæумæ нæ февналдзыс-тæм, иннæтæ сыгъд æрцæудзысты планмæ гæсгæ». Жордания сæххæст кодта йæ дзырд. Цъон æмæ йæ алыварс цы хъæутæ уыд, уыдоны нæ басыгътой, кæд дзы Сашино æнæхъæн Хуссар Ирыстоны куынæг кæнын æруромын домдта, уæддæр», – радзырдта Теблойты Сослан.

Гуырдзыстоны меньшевиктæ уæддæр не ‘рлæууыдысты ирон адæмы куынæг кæнынæй, цалынмæ Сырх Æфсады 292 полк æмæ Цæгат Ирыстонæй бархионтæ не‘рцыдысты æххуысмæ, уæдмæ. Уыдоны æххуысы руаджы сырд баййæфтой Хуссар Ирыстонæй. Фæлæ ууыл нæ фесты сæ фыдракæндтæ гуырдзыйы ме-ньшевикон хицауадæн.Ныккодтой Ирыстоны дыууæ дихы æмæ йын йæ иу хай, туджы лæсæнты бын æй чи фæкодта, уыцы Гуырдзыстоны хъуыры нытъыстой. Уый та нысан кодта ирон адæмы иудзинадæн кæрон скæнын. Афтæ нырыонг дæр Ирыстон баззадис дыууæ дихæй, кæд сты иу адæм, иу туг æмæ стæг, уæддæр дих кæнынц цæгат æмæ хуссарыл, се ‘хсæн та ис æнусон хох æмæ сæ уый дæр дих кæны дыууæ кæрæдзимæ тырнæг бæстæйыл. Ацы цаутæ та баззадысты æнустæм ирон адæмы хъуыды-кæнынад æмæ историйы фыстæй».


Опубликованно: 17-08-2020, 13:42
Документ: Геноцид - 100 лет > http://respublikarso.org/genocide-100-years/3258-chtoby-pomnili-v-respublike-byl-proveden-konkurs-sredi-uchaschihsya-shkol-na-temu-genocida-osetinskogo-naroda-1920-goda.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад