КВН как образ мышления и важный объединяющий фактор
В конце 90-х годов
прошлого века наша газета, тогда еще носившая название «Молодежь Осетии», стала
инициатором и организатором проведения первого Республиканского фестиваля КВН
на юге Осетии. Победителем стала команда «Чъреба News» («Цхинвальские шутники»),
а главным итогом – создание одной общей команды из игроков, выступавших на
фестивале. Сборная КВН Республики Южная Осетия в 1998 году отправилась на
Международный фестиваль КВН в Сочи, где, спонтанно приобретя название
«Убежденные трезвенники», отлично себя показала и получила предложение играть
во второй лиге, игры которой проходили в Воронеже. Но тут в дело вмешалось
финансирование, точнее, его отсутствие. В Воронеж команда поехала уже в
неполном составе, даже прошла до четвертьфинала, но на этом ей пришлось
остановиться.
После было несколько попыток возродить КВН в Южной Осетии, было несколько команд, которые создавались энтузиастами, проводились игры между школами, однако вплоть до 2013 года все эти действа оставались на уровне самодеятельности, без участия в официальных лигах КВН. Затем была создана школьная команда «16+» (в нее вошли в основном ученики Лицея искусств), которая несколько лет в разных составах удачно играла во Всероссийской школьной лиге КВН. Но в 2017 году и эта команда прекратила существование. На днях мы поговорили с одним из ее руководителей Михаилом Хасиевым о том, как создавалась команда и почему КВН в нашей Республике до сих так и не закрепился.
– Изначально задумывалось вообще делать школьную лигу в Республике, тем более, что какие-то отдельные игры между школами уже были. Потом, в 2013 году, Александр Кулумбегов предложил поделиться идеей с учениками Лицея искусств, и так у нас набралась команда. Организаторами, кроме меня, были Сергей Цховребов, Айвенго Техов и Сослан Тадтаев. Мы отправили заявку на Всероссийскую школьную лигу КВН под эгидой самой Масляковской АМИК, и нас сразу с радостью приняли – очень обрадовались, что лига становится международной благодаря команде из Южной Осетии и сборной Белоруссии, которая тоже тогда играла. Мы поехали на игру в Анапе, хорошо себя показали, но проиграли и не прошли в одну восьмую финала.В какой-то мере это было логично. В лиге участвовало 80 команд, почти все они были победителями своих региональных лиг или региональными сборными, уже опытные ребята. А у наших детей была первая игра, первая работа на сцене. Расстроились, конечно, но нам тогда предложили поучаствовать в Школе КВН: специальный проект, где учат писать шутки, отыгрывать, работать на сцене, работать с микрофоном и еще множеству, казалось бы, мелочей, от которых сильно зависит, как в итоге пройдет выступление. И наша команда так хорошо себя показала, что нам предложили все-таки приехать на игры одной восьмой. Там мы уже дошли до четвертьфинала, после в своем полуфинале заняли первое место, а в финале завоевали «бронзу». Для первого участия это был весьма неплохой результат. Победителями тогда стала команда из Владикавказа, и всю обратную дорогу мы праздновали, что на пьедестале было сразу две осетинские команды.
– Звучит так просто, что для участия во Всероссийской школьной лиге КВН достаточно отправить заявку. Какие организационные вопросы были, помимо заполнения документов?
– Ну, это нам так повезло, как я сказал, нас просто сразу приняли. А вопросы обычные, как при любой поездке – приобретение билетов, проживание, трансфер… Большая часть этих вопросов оплачивалась из финансового взноса, который надо было отправить организаторам на каждого участника и сопровождающих. Первую игру нам полностью оплатило осетинское землячество города Сочи, мы потом его руководителя, Анатолия Маргиева, пригласили на наш полуфинал. Дальше уже финансовую поддержку оказывало тогдашнее руководство Республики через Комитет по делам молодежи. Не всегда, конечно, все проходило гладко, деньги выделяют у нас долго, и мы часто запаздывали с отправкой взносов, но нам всегда шли навстречу в самой лиге. В итоге наша команда так отыграла три сезона, состав, конечно, менялся, потому что школьники заканчивали учебу, но мы продолжали ездить. Но, в 2017 году команда уже закрылась окончательно. Разошлись пути, как говорится. А с ребятами мы до сих пор общаемся, причем наши школьники потом в своих университетских командах играли.
– Наверняка ведь находились люди, которые говорили, что лучше бы делом полезным занялись. Как думаете, в чем особенность КВН в этом плане, почему он важен для молодежи?
– КВН затягивает, как и любое другое выступление на сцене. Учит работать, бороться со страхом. Для юмориста самое страшное – что будет не смешно, и до первого смеха в зале страх просто ужасный. Но у нас хорошо получалось, и дети очень радовались, что их принимают, что их слушают. Это дает уверенность в себе. Есть такой известный в кругах юмора человек, Михаил Марфин, который сильно хвалил нашу команду, поддерживал, говорил, что ребята способны на хороший юмор. До сих пор иногда вспоминаю этот момент – наши дети могут сделать что-то настолько яркое, чтобы удивить профессионала, который всю жизнь этим занимается, это дорогого стоит.
Еще, конечно, КВН убирает детей с улицы. Человек раскрывается как творческая единица, когда видит успехи команды. Дети быстро понимали, что востребованы, что у них хорошо получается, что их уважают благодаря их творчеству. Это ведь только кажется, что юмор – что-то простое и глупое, шуточки со сцены шутить. Однако, жанр на самом деле очень сложный. Даже, допустим, если сравнить с работой музыкантов: одну песню любимую можно слушать годами снова и снова, но шутку одну и ту же одному и тому же человеку ты не повторишь. То есть юмористам постоянно надо быть на ногах, это фактически ежедневная работа, постоянно надо удивлять зрителя. Находить необычные ходы, что-то новое – про все ведь уже пошучено тысячи раз, поэтому надо придумывать что-то особенное.
А что касается тех, кто смеется над ко-мандой, а не над ее шутками – это, по моему опыту, еще когда я играл в северо-осетинской школьной и студенческой лигах, от непонимания или зависти. Обычно именно эти люди через какое-то время приходят сами в команду и начинают играть даже с большим энтузиазмом, чем основной состав. Не говоря уже о том, что, чем бы ты ни занимался, всегда найдется кто-то, кто будет насмехаться. Даже над Стивеном Хокингом и Стивом Джобсом в свое время смеялись...
– Если КВН так полезен для молодежи и так затягивает, почему он у нас не прижился? И что следует предпринять, чтобы создать собственную лигу и снова заиграть?
– Не соглашусь. Думаю, он у нас прижился, просто это амплитудно происходит, и я уверен, что КВН еще будет, снова возродится. Нет сейчас организаторов. Но сделать это несложно, вложений требуется минимум. Это же наша местная лига, никому никуда ехать не надо будет. И я считаю, что начинать надо именно со школьного уровня. В плане процесса это достаточно легко – нужно продумать порядок, схему проведения игр, расписать четкое положение и разослать по школам. Надо привлечь как можно больше интересных людей, в первую очередь тех, кто юмором занимается, кто играл когда-то в юго-осетинских командах. Технически нужна хорошая сцена, обязательно правильный звук и пару стульев с ширмой. Это по минимуму. Дальше дело уже за брендированием, за привлечением детей. Если все сделать правильно, люди потянутся.
КВН – отличный инструмент сделать молодежь увереннее в себе, спокойнее, образованнее. Юморист должен много читать, знать повестку новостную, культурную, понимать актуальные темы. Иначе, как говорится, если смотреть только «Дом-2», то и шутить сможешь только про «Дом-2». Не говоря уже о том, что работа в коллективе и даже вот такие небольшие поездки на игры дают возможность посмотреть на мир по-новому, встретить других людей с другими взглядами, узнать много нового.
Я считаю, что, если такое предложить, это будет популярно. Тем более что наш зритель не то чтобы избалован, особенно в вопросе соревнований неспортивного характера. А потом уже, допустим, победители юго-осетинской лиги стали бы ездить на игры российские, и это уже совсем другая роль и другой уровень. Помните северо-осетинскую команду «Пирамида»? Она была же не просто группой юмористов, которые где-то там выступали, а стала мощным объединяющим фактором на национальном уровне, мы все смотрели их игры и болели за них. И также футбольный клуб «Алания», за них всегда болеют как «за наших», потому что они и есть наши. И вот наш КВН тоже вполне мог бы напомнить об этом и объединить молодежь.
Александра Цховребова
На фото: На сцене юго-осетинская школьная команда «16+»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.