Особенности национальной охоты или из истории промысла в Южной Осетии

2-12-2019, 23:22, Общество [просмотров 100] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

Особенности национальной охоты или из истории промысла в Южной ОсетииВ середине ноября Комитет геологии, экологии и природопользования Южной Осетии объявил о начале осенне-зимнего сезона охоты. Теперь охотиться в лесах и горах Республики дозволено в период с 15 ноября до 25 февраля 2020 года.

Разрешена охота на волков, куниц, шакалов, все виды уток, большого лесного кулика, большого и малого лесного голубя, сизаря, вяхиря и других из семейства голубиных, а также сойку. Вместе с этим запрещена охота на медведя, рысь, барсука, зайца, кавказского благородного оленя, пятнистого оленя, косулю, серну и дикую свинью.

Но есть и исключения. К примеру, разрешен отстрел медведей-скотников и шатунов, но только в том случае, если есть заявление гражданина о нападении и умерщвлении медведем его домашнего животного. Недавно, кстати, такой медведь терроризировал людей в районе селения Лопан Знаурского района. Впрочем, данная процедура столь растянута во времени, что медведь-шатун успеет натворить много бед пока разрешение на отстрел будет получено. Ведь прежде необходимо подать заявление на имя главы сельской или поселковой администрации, к которому надо приложить заключение ветеринарного врача, подтверждающего причину смерти животного и участкового инспектора РОВД с подписями двух понятых. При этом последних еще необходимо собрать в одном месте и в одно время. После этого все собранные бумаги следует передать в Комитет геологии, экологии и природопользования, где отделом охраны животного и растительного мира они должны будут рассмотрены, и лишь после этого выдается «документ, подтверждающий правомочность коллективной охоты местными охотниками или охотничьей бригады по отстрелу хищников». Найдутся ли желающие заниматься этой долгой процедурой? Сомневаемся.

Было время, когда охота в Республике носила элитарный характер. Каждый важный гость приглашался поохотиться на тура, серну или оленя. В новейшей истории в Республике подобные попытки также были – в одно время гостей пытались даже завезти на охоту в Зонкарский заповедник, где есть и олени, и кабаны, и медведи. Но категоричность директора Т.Бестаева, едва не стоившая ему тогда должности, отвадила власть предержащих от этого намерения. При этом, оглядываясь назад, следует заметить, что охота в Осетии, как в регионе, где много лесов и ущелий, изобилующих дичью, не могла не сложиться в ритуал. Обратимся к свидетельствам русского исследователя Н.Иванова (1895 г): «Охота у осетин не имеет того спортивного характера, который наблюдается, например, у русских. Нельзя назвать осетинскую охоту и промыслом. Это, скорее какое-то священнодействие. Осетинская охота неизбежно соединяется с именем мифического божества, известного всем охотникам-осетинам под именем «Æфсати». Он считается покровителем диких животных, в особенности оленей, туров, коз, кабанов и др. Жизнь и смерть этих животных находится в его полном распоряжении. Никакое существо не может без ведома Æфсати похитить даже волос какого-ни-будь животного... Осетины предпочитают охотиться партиями. Вздумав отправиться на охоту, осетин обходит знакомых охотников, предлагая им составить общество. Прибыв в лес, где предполагается охота, осетины делают привал, избирают из своей среды караульного, на обязанности которого лежит охранение места привала и вещей, оставляемых там, а также прислуживание охотникам. С этого времени осетины-охотники, по их убеждению, вступают в область владычества Æфсати и в разговоре должны употреблять исключительно охотничий язык. Во время отсутствия охотников, караульный обязан держать строгий пост, ничего не есть, не пить, даже при сильной жажде. Когда вечером охотники возвращаются, караульный должен осведомиться об успешности их охоты. Если охота была удачною, то участвовавшие в ней располагаются по обеим сторонамкостра в ожидании, пока прислуживающий уберет убитое животное и приготовит так называемый «æхсæрфæмбал». «Æхсæрфæмбал» приготавливается из небольших кусков убитого животного, которые обворачиваются в нарезанные куски брюшного жира и затем на деревянном вертеле жарятся в виде шашлыка. «Æхсæрфæмбал», по понятию осетин, необходимы при всяком кровном жертвоприношении, при каждом застолье, если на нем режется баран или какое-либо другое животное. Приготавливаются они в количестве не менее трех. Когда æхсæрфæмбал готов, старший охотник берет в руки вертел, заранее обернутый травой, для того, чтобы рука не касалась вертела, так как Æфсати это считает предосудительным и, помолившись Богу, воздает хвалу и Æфсати. Далее охотник передает вертел прислуживающему, который должен непременно переломить вертел пополам, с пожеланием, чтобы и на следующий день ему также довелось ломать вертел. Затем «æхсæрфæмбал» делится между охотниками, которые, закусив, приступают к ужину... Когда охотники возвращаются домой, то непременно должны всех встречных угощать дичиной или отдавать им небольшие куски мяса, в противном случае охотники навсегда потеряют надежду на какую бы то ни было удачу на охоте. Перед возвращением охотники благодарят от души Æфсати, прося у него и на следующий раз такой же удачи».

В Южной Осетии широко была распространена охота на дикого зверя. Существовали даже целые династии охотников. Однако, тяжелый урон этой сфере занятия нанесли события геноцида 1920 года, когда Южная Осетия была выжжена грузинскими меньшевиками. За Кавказский хребет ушли не только беженцы осетины, но и дикие звери, гонимые пламенем горящих деревень, посевов и лесов. Лишь после изгнания оккупантов из Южной Осетии, стали возвращаться и люди, и звери. Но еще долгое время охотничий промысел был здесь средством не развлечения, а единственной возможностью найти пропитание для людей, возвратившихся на пепелища своих домов.

В советское время занятия охотой стали приобретать организованный и контролируемый государством характер. В 1935 году был создан Союз охотников Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО). Первое заседание прошло в апреле того же года, вел его председатель Союза М.Тедеев. На повестке дня стоял вопрос отстрела волков. В Грузинской ССР на это дело был установлен план, по которому охотники Южной Осетии должны были убить 156 хищников – таковы особенности плановых заданий. Впрочем, дело это было небезвозмездным. За убитого волка давали 80 рублей, за волчицу – 100 рублей, волчонка – 25 рублей. За тридцать убитых хищников выплачивалась премия в 200 рублей.

3 июля 1957 года создается Управление лесного хозяйства, заповедников и охотничьего хозяйства, в ведение которого передавались все лесхозы автономной области. Центральный аппарат новой структуры определялся в 8 штатных единиц с фондом заработной платы 7140 рублей.

30 ноября 1962 года в Цхинвале состоялось собрание членов Союза охотников автономной области, где с итоговым докладом выступил его председатель А. Гаглоев. Он рассказал, сколько было сдано государству шкур диких животных, отметил наиболее результативных охотников, среди них Маркоза Кабисова.

Охотой занимались не только мужчины. 28 апреля 1939 года колхозница колхоза Верхний Рук им. Берия Олинка Плиева убила в горах медведя. Или другой пример. Я сам был знаком с жительницей селения Едыс Дзауского района Венерой Кулумбеговой, которая имела на своем счету несколько медведей. Охотой она стала заниматься после того, как ее супруг Эльбрус Бегизов, в результате рукопашной схватки с косолапым, уже не мог заниматься охотничьим промыслом.

Были у охотников Южной Осетии и свои рекорды. 30 ноября 1954 года житель селения Циркола Ленингорского района Естате Берианидзе убил медведя. Вес животного составил 336 кг, рост – 2,5 метра. Надо отметить, что это был 134-й медведь, которого добыл этот охотник. По сравнению с этим, цифра в 50 убитых им волков уже не кажется удивительной.

В апреле 1961 года Южную Осетию облетела необычайная весть об удачливости двух охотников – братьев Багаевых из селения Цоис. Братья Лео и Доме в течение пяти дней охоты убили девять медведей. И это были не только охотничьи байки. Удачливым охотникам правление колхоза выдало даже справку, где указывались охотничьи трофеи.

Но с дикими зверями расправлялись люди и старшего поколения. Житель селения Маралет Цхинвальского района Нестор Кабулов отправился в лес за дровами. К обеду он закончил грузить сани бревнами и ветками, когда внезапно из оврага на него бросился волк. Нестор не растерялся и, изловчившись, рассек голову хищника топором на две части. Вечером Нестор Кабулов вернулся в селение с нагруженными дровами санями, а сверху на санях лежала его нежданная добыча. Самое интересное то, что горцу было… 80 лет.

В 1965 году житель селения Чареби Ника Лапачи убил медведя весом 289 кг, а Руслан Джидчоев добыл медведя весом в 200 кг. Причем, в последнем случае охотнику пришлось вступить со зверем в рукопашную схватку.

Впрочем, иногда охотники становились и причиной исчезновения популяции диких зверей. Так, 3 ноября 1948 года Облисполком ЮОАО вынес решение «О запрете охоты на безоаровых козлов, туров, серн и фазанов». При этом охота на безоаровых козлов (были у нас и такие – прим.ред.) запрещалась на всей территории области сроком на пять лет.

Говоря о фауне юга Осетии нельзя не сказать и о снежных барсах, которые в свое время также обитали на вершинах. Но в 1956 году при случайном совпадении обстоятельств был убит последний экземпляр снежного барса в Южной Осетии. Барс тогда напал на жителя селения Цънелис С.Табуева, который не растерялся и вступил в борьбу с диким зверем, не имея в руках никакого оружия. Будучи силен физически, он получил многочисленные рваные раны, но истерзанный, нашел в себе силы дотянуться до своей папахи, сбитой на землю, и, запихнув ее в глотку зверя, задушил его. Судьба оказалась благосклонной к Табуеву, и после многочасовой операции он был спасен. Убитого зверя на следующий день привезли на арбе в Цхинвал, где из него сделали чучело для Краеведческого музея. В настоящее время есть надежда, что символ Осетии существует не только на гербе страны. В горы выпущено несколько экземпляров снежных барсов, завезенных извне.

Отрадно отметить, что растет популяция и других диких животных. И зверей можно встретить не только в заповеднике. Недавно мне удалось увидеть перебегающую дорогу косулю. Все бы ничего, но это произошло у подлеска неподалеку от моего родового селения Гвиргвина Велитской зоны. Здесь никогда таких животных не встречали, только лисицы, волки и зайцы. Значит, популяция этих редких животных так разрослась, что они вышли из горных теснин на равнину. И это не может не радовать.

Может ли со временем охота стать доходной частью бюджета, как, например, в Северной Осетии? Пока ответить на это затруднительно. У нас подобных излишних ресурсов еще не имеется. А вот на севере страны – это уже бизнес. Здесь официально предлагают охоту на серну и дагестанского тура. «Животные, которые могут стать хорошим трофеем обитают в альпийском поясе гор на высоте более 3 000 метров. Охота с подхода, а потому требует от охотника хорошей физической подготовки и готовности к тяжелым переходам по горам и ночёвкам в палатках. Кроме того, горная охота предполагает и наличие навыков стрельбы на большие дистанции под разными углами», – указывается в одном из рекламных постов в Интернете. Охота проводится в сопровождении профессиональных охотников-егерей. В большинстве районов РСО-Алания охота проходит пешком в походных условиях, в меньшей степени используется езда верхом. Трофейные животные (так называют животных убитых официально) обитают на удаленных в труднодоступных местах на крутых склонах и отвесных скалах на высоте 3000-3300 м. При этом оговариваются даже мелочи, например, выстрел по трофейному животному производится с расстояния от 300 до 500 метров. Есть и рекомендации по оружию – использовать винтовки с боеприпасами 338LM, 300Win Mag, 300WSM, 300RUM, 7 Rem Mag.

В Южной Осетии пока что проблемы даже с приобретением простых патронов, не говоря уже об охотничьем оружии. В советское время в Цхинвале был специализированный магазин, сегодня пока что все приходится приобретать во Владикавказе. Но о необходимости открыть в Цхинвале свой охотничий магазин в обществе разговоры идут давно.

Р.Кулумбегов

На фото: репродукция картины Махарбека Туганова «Æфсати и охотники»

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно