Святилища Осетии. Кто остановит попытки святотатства?
Одним из перспективных направлений развития экономики Осетии в целом и Южной Осетии, в частности, является туризм. В наших смелых мечтах картина как десятки тысяч любителей старины и народного быта, приезжают к нам из-за пределов обеих национальных республик… Но задумываемся ли мы над тем, что многие из туристов не обременяют себя уважительным отношением к месту пребывания. И относятся порой к местным святыням также пренебрежительно, как к топчанам и шезлонгам на пляжах в Турции или Таиланде.
Как иллюстрация подобного – обсуждаемая в последнее время фотография из сети Инстаграмм туристки из Новосибирска. Эта девушка зашла на территорию одного из самых заветных мест Осетии – святилища «Реком» в Цейском ущелье Северной Осетии. При этом она не только одета, образно говоря «не по погоде», но и держит в руках рог с алкогольным напитком. Едва ли бы эта юная особа решилась с таким дресс-кодом и с полным рогом обретаться в православном храме. И едва ли это произошло от неведения. На специальном баннере у начала тропы к святилищу есть четкая надпись, которая прямо указывает, что вход на территорию главного святилища женщинам возбраняется. Возможно, для сторонника западных свобод это требование звучит необычно, но традиции есть традиции. И они для местных жителей не пустой звук. Для женщин по дороге к «Рекому» есть свое отдельное святилище – «Мад Майрам», где представительницы прекрасной половины человечества имеют возможность вознести свои просьбы к небесам. Так нет же, девушка из Новосибирска решила показать себя настоящим мужиком!
Большая часть туристов с пониманием и даже интересом относятся к этой традиции, когда в отношении святилищ есть разделение по гендерному принципу. И соблюдают правила. Сейчас в Северной Осетии есть ведомства, которые предоставляют отдыхающим услуги высококвалифицированных гидов, а также занимаются разработкой туристических маршрутов. Но многие гости республики хотят посещать культурные объекты Осетии самостоятельно.
Еще один пример непозволительного отношения к местным святыням показали авторы телепрограммы «Не факт» на телеканале «Звезда». Один из ведущих программы Арарат Кещян знакомит телезрителей с тайнами городка мертвых у селения Даргавс Северной Осетии. Сделав экскурс в историю края и рассказав о склепах, где местные жители хоронили своих усопших, он решил проявить верх любознательности. Взял и залез в склеп к покойникам. Здесь на фоне останков умерших людей он рассуждает о том, верили или нет осетины в загробную жизнь. Однако одним разом любопытство популярного телеведущего не было удовлетворено, и он снова решил потревожить мир мертвых. При этом бравируя тем, что его «первое проникновение в склеп не имело никаких «негативных последствий». Настойчивые призывы хранителя некрополя покинуть это место съемочной группой игнорируются.
Видимо желание создать ауру таинственности пересилило у авторов программы нормы морали и поведения в таких местах. Едва ли ведущий программы Арарат Кещян осмелится повторить такое кощунство в какой-нибудь древней усыпальнице в Армении.
На этом фоне невинным проступком выглядит селфи, которое на фоне исторических памятников Осетии сделала известная в России блогерша Кристина Шелест. На фотографиях, размещенных в Инстаграмм, она позирует в обтягивающих лосинах. Эта фотосессия вызвала волну возмущения у пользователей Интернета в Северной Осетии.
Призыв учредить в сакральных местах штат смотрителей не вызвал оптимизма у официальных властей. Исполняющий обязанности главы Комитета по туризму РСО-Алания Заур Кодзаев, на вопрос о возможности нанять на такие объекты специалистов, которые будут получать заработную плату, ответил, что это будет экономически нецелесообразно. В свою очередь, председатель «Стыр Ныхаса» Руслан Кучиев высказал ряд предложений в связи с этим скандалом. Он призывал плотно заняться туристическим вопросом в регионе, чтобы исключить повторения подобного инцидента. По его мнению, неправы были те, кто пригласил девушку и не объяснил при этом, как ей можно вести себя в горах, вблизи от родовых башен и склепов. «Считаю необходимым разработать некий свод правил поведения туристов на территории Осетии. Сегодня я активно работаю над этим вопросом. Проект уже озвучен на правительственном уровне. Сегодня мы привлекаем активно туристические потоки в республику, но не можем систематизировать работу с приезжими. Раньше существовали турбазы, а сейчас любой желающий может приехать в горы и делать что вздумается. Я против этого», – сказал Руслан Кучиев. Более того, глава «Стыр Ныхаса» планирует запретить туристам посещать святилища Осетии. И это правильно. Ведь святое место – сакральный объект, а не туристическая достопримечательность, сравнимая с горным водопадом или древней башней. Другое дело, если человек приехал из другого региона, услышав о силе святого места, или его пригласили местные жители на религиозный праздник. Это всегда пожалуйста! Но ставить равенство между святилищем и туристическим объектом – кощунство.
В то же время будем справедливы – отношение к святым местам и со стороны жителей самой Осетии все еще оставляет желать лучшего. Все еще можно наблюдать факты посещения святилищ женщинами и девушками в брюках, без косынок. Зачастую и мужчины злоупотребляют спиртными напитками, сквернословят в намоленном месте. К сожалению, сегодня нередко можно стать свидетелем того, что посещение святилищ превратилось в обычный выезд загород, люди оставляют после себя горы мусора, не соблюдают традиции и нормы поведения в святых местах.
Стороннему человеку нарушение табу при посещении святилища не кажется чем-то предосудительным. Не все могут понять смысл и разделения святых мест по гендерному признаку: в одни святилища нельзя заходить женщинам, в другие не ходят мужчины. Да и что спрашивать с туриста, который за короткий срок и при минимальных финансовых затратах хочет посетить как можно больше объектов. Для него главным является порой не познавательность от посещения древнего храма или горного аула, а фотографии, которые он может выложить в Фейсбук или Инстаграмм. И чем необычнее место, тем эта фотосессия статуснее. Но надо понимать, что с нарушением табу истончается святость сакрального места, утрачивается его возможность откликаться на просьбы, продиктованные сложными жизненными ситуациями. Для жителей Осетии святилища – это места, где они находят успокоение душой и получают возможность общения с высшими сферами. Но никак не объект из перечня туристического маршрута.
М.Багаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.